Победители в главных номинациях «Грэмми»-2022
«Лучшим новым артистом» на «Грэмми»-2022 предсказуемо стала Оливия Родриго – она обошла Saweetie, The Kid LAROI, Baby Keem, Japanese Breakfast, Glass Animals, Финнеаса О’Коннелла, Джимми Аллена, Арло Паркс и Арудж Афтаб. Ее хиты «Drivers License» и «Good 4 U» звучали отовсюду, а ее альбом «SOUR» стал одним из самых обсуждаемых релизов 2021 года.
В остальных трех номинациях «большой четверки – «Альбом года», «Запись года» и «Песня года» – жюри «Грэмми» проявило консерватизм.
Главная награда «Альбом года» ушла, пожалуй, к самому неожиданному из всех номинантов – джазовому/ R&B-музыканту Джону Батисту и его пластинке «We Are». Это качественная работа, заслуженно собравшая позитивные отзывы, однако она не слишком современная по звучанию. Батисту удалось обойти Тейлор Свифт, Канье Уэста, Оливию Родриго, Билли Айлиш, Джастина Бибера, Lil Nas X, Doja Cat и H.E.R. Интересно, что в номинации был выдвинут еще один ретро-альбом – «Love for Sale» Леди Гаги и Тони Беннетта, трибьют Коулу Портеру, классическому композитору американской эстрады.
Награды за «Запись года» и «Песню года» забрали Бруно Марс и Андерсон Пак за трек «Leave the Door Open», дебютный сингл их проекта Silk Sonic. Композиция красивая, изысканная и хитовая – она возглавляла Billboard Hot 100 и разошлась по всему TikTok. Но все творчество Silk Sonic – стилизация под R&B, фанк и соул-музыку 1970-х годов. Сразу вспоминается, как в 2018 году тот же Марс выиграл «Запись года» и «Альбом года» с альбомом и песней «24K Magic». Тогда многие критики и меломаны возмутились этим решением – по их мнению, члены Американской академии звукозаписи незаслуженно обошли вниманием более смелые и прогрессивные работы Кендрика Ламара и Лорд.
Меломаны, которые интересуются «Грэмми», прекрасно знают о консерватизме премии. Если в 2020 и 2021 годах казалось, что он немного отступил, то в 2022 году ретроградство снова дало о себе знать. Однако это также может быть ответом на участившиеся обвинения в «опопсении»: в последние годы «Грэмми» критиковали за сходство с менее престижными, но более «народными» церемониями вроде MTV VMA. Так что, возможно, победа Бруно Марса и Джона Батиста – этакая попытка «вернуться к истокам».
Еще интересно: Кого не любят на премии «Грэмми»
Поп-музыка: триумф Оливии Родриго
Оливии Родриго не удалось выиграть «Альбом года» – зато «SOUR» был признан «Лучшим вокальным поп-альбомом», а «Drivers License» – «Лучшим сольным поп-исполнением». В общей сложности 19-летняя Родриго выиграла три «Грэмми» – неплохо для самого начала карьеры.
Doja Cat и SZA забрали награду «Лучшее поп-исполнение дуэтом или группой» за хит «Kiss Me More», обойдя BTS (в который уже раз), Coldplay, Джастина Бибера с Бенни Бланко и Леди Гагу с Тони Беннеттом.
Зато Гага и Беннетт выиграли в номинации «Лучший традиционный вокальный поп-альбом» с пластинкой «Love for Sale». «Love for Sale» – их второй совместный альбом, причем первая совместная работа артистов «Cheek to Cheek» победила в этой же категории в 2015 году. Неудивительно: Тони Беннетт – абсолютный чемпион в номинации «Лучший традиционный вокальный поп-альбом», он побеждал в ней целых 14 раз.
Рок: Foo Fighters – чемпионы
Если в поп-категориях всех «сделала» Оливия Родриго, то большая часть «рокерских» наград ушла к Foo Fighters. «Medicine at Midnight» стал «Лучшим рок-альбомом», «Waiting on a War» – «Лучшей рок-песней», а «Making a Fire» – «Лучшим рок-исполнением». Таким образом, в коллекции Foo Fighters уже 15 «Грэмми», причем награду «Лучший рок-альбом» они выиграли в пятый раз – больше, чем любые другие рокеры, выдвигавшиеся в этой номинации. На церемонии также почтили память барабанщика группы Тейлора Хокинса, ушедшего из жизни 25 марта из-за передозировки. Ведущий «Грэмми»-2022 Тревор Ноа произнес речь о нем, Билли Айлиш вышла на сцену в футболке с фото Хокинса, а на экранах показали нарезку кадров с его участием.
А вот Dream Theater на «Грэмми»-2022 выиграли первую награду в карьере: их песня «The Alien» была признана «Лучшим метал-исполнением». Есть подозрение, что это просто награда за выслугу лет: их дебютный альбом «When Dream and Day Unite» вышел 33 года назад, но первую номинацию музыканты получили лишь в 2012 году.
«Лучшим альтернативным альбомом» признали «Daddy’s Home» St.Vincent. Певица побеждает в этой номинации уже во второй раз – в 2015 году ее наградили за пластинку «St.Vincent». Кстати, продюсер «Daddy’s Home» Джек Антонофф был назван «Неклассическим продюсером года». До этого он уже номинировался два раза, но победил впервые.
Хип-хоп: награда Tyler, The Creator и новый рекорд Канье Уэста
Tyler, The Creator получил награду «Лучший рэп-альбом» за пластинку «Call Me If You Get Lost». Это уже вторая премия в его карьере – в 2020 году ему вручили статуэтку за альбом «Igor». Если бы «Грэмми» была справедливее, рэпера начали бы награждать намного раньше – но лучше уж так, чем никогда.
«DONDA» Канье Уэста не стал «Альбомом года». Однако вошедший в него трек «Hurricane», записанный с The Weeknd и Lil Baby признали «Лучшим исполнением мелодичного рэпа». А другая композиция с альбома, «Jail», оказалась «Лучшей рэп-песней». Теперь в копилке Уэста 24 «Грэмми» – по этому показателю он сравнялся с Jay-Z, и это рекордный результат для хип-хоп-артиста.
«Лучшим рэп-исполнением» назвали «Family Ties» Baby Keem и Кендрика Ламара. Они обошли Карди Би, Megan Thee Stallion и J.Cole. Пятым номинантом был Дрейк, однако он отказался от номинаций – кстати, он также был представлен в категории «Лучший рэп-альбом». Может быть, останься Дрейк в гонке, Tyler, The Creator и Baby Keem остались бы без наград.
R&B: и снова о Silk Sonic
«Leave the Door Open» Silk Sonic победила на «Грэмми»-2022 не только в главных номинациях «Запись года» и «Песня года». Она также стала «Лучшей R&B-песней» и «Лучшим R&B-исполнением» – правда, последнюю награду Silk Sonic разделили с Джазмин Салливан и ее треком «Pick Up Your Feelings». Салливан также досталась премия «Лучший R&B-альбом» за работу «Heaux Tales». Не осталась без наград и певица H.E.R., давняя любимица жюри: ее песню «Fight For You» назвали «Лучшим традиционным R&B-исполнением».
Помимо главной награды «Альбом года», Джон Батист победил в еще четырех номинациях «Грэмми»-2022. Композиция «Cry» стала «Лучшим исполнением в традиционных американских жанрах» и «Лучшей песней, записанной в традиционных американских жанрах». Клип «Freedom» назвали «Лучшим музыкальным видео», а награду за лучшую музыку к фильму Батист разделил с Трентом Резнором и Аттикусом Россом – они вместе написали саундтрек к мультфильму «Душа».
Электронная музыка: первые награды Black Coffee и Rüfüs Du Sol
Южноафриканский диджей Black Coffee давно любим критиками и фанатами, но «Грэмми» получил впервые. Его прошлогодняя работа «Subconsciously» оказалась «Лучшим танцевальным/ электронным альбомом», обойдя релизы Major Lazer, Marshmello, Illenium, Sylvan Esso и Ten City.
«Лучшей танцевальной записью» на «Грэмми»-2022 признали «Alive» австралийской группы Rüfüs Du Sol – они оставили позади Дэвида Гетту с Afrojack, Tiesto, Bonobo, Caribou, Джеймса Блейка и Оулавюра Арнальдса. Rüfüs Du Sol ранее номинировались дважды, но выиграли «Грэмми» впервые.
Награда за «Лучший неклассический ремикс» ушла к Майку Шиноде из Linkin Park за ремикс трека Deftones «Passenger». Это его первая «Грэмми» в качестве сольного музыканта и третья в карьере – в составе Linkin Park Шинода выиграл две награды. В 2002 году группа победила в номинации «Лучшее хард-рок-исполнение» с хитом «Crawling», а в 2006-м их дуэт с Jay-Z «Numb/ Encore» признали «Лучшим рэп-/песенным совместным исполнением».
Лучшие номера на «Грэмми»-2022
«Грэмми» можно критиковать за спорные решения жюри, но не за выступления. На каждой музыкальной премии есть как минимум один-два интересных номера, а на «Грэмми» их обычно больше – все-таки это самая масштабная музыкальная премия. И «Грэмми»-2022 исключением не стала.
Lil Nas X ушел с пустыми руками, но его исполнение хита «Industry Baby» забудут еще нескоро. Если его живой вокал пока еще несовершенен, то в плане харизмы с ним мало кто сравнится.
Триумфатор вечера Оливия Родриго воссоздала на сцене декорации из клипа «Drivers License». Несмотря на все еще заметное волнение, юная певица хорошо поет вживую и держится на сцене – уже интересно, каким будет ее следующий альбом.
Похожий трюк провернула Билли Айлиш: выступая с хитом «Happier Than Ever», она также спела в декорациях из клипа на песню, что усилило эффект. В этом году исполнительница не выиграла ни одной «Грэмми» из семи номинаций, зато показала отличный номер – ее голос звучал максимально насыщенно и уверенно. И вряд ли Айлиш расстроилась из-за отсутствия «Грэмми»: недавно она получила «Оскар» и «Золотой глобус» за «бондовскую» песню «No Time To Die».
Читайте также: 10 спорных побед на премии «Грэмми»
Итог: «Грэмми»-2022 – (не)предсказуемость, возвращение к масштабности и звездные гости
В 2022 году церемония вручения премии «Грэмми» получилась более консервативной и одновременно чуть менее предсказуемой, чем в предыдущие разы. В 2021-м к церемонии было приковано гораздо больше внимания из-за пандемийных правил и скандала с The Weeknd. На этот же раз премия прошла в более привычном режиме, в традиционном большом зале, а не «домашней комнате», как в предыдущем году. В ней принимали участие многие звезды – пусть и всего лишь как «вручающие» ведущие: Doja Cat получила награду из рук Аврил Лавин, Оливию Родриго поздравили Джаред Лето, Дуа Липа и Megan Thee Stallion, а победу Джона Батиста в «Альбоме года» объявил не кто иной, как Ленни Кравиц.