Рок – вроде бы и не самый актуальный жанр, но в последние годы его популярность возросла. Взлет Maneskin, успех Fontaines D.C., рок-перезапуск карьеры Machine Gun Kelly, возрождение поп-панка 2000-х… Тем не менее, новый альбом Джека Уайта стоит особняком на фоне прочих релизов. В течение долгих лет артист оставался своеобразным «островком» традиционного рока, пока музыкальные тренды сменяли друг друга с бешеной скоростью.
Слушатели, хотя бы немного знакомые с творчеством Уайта, могут заранее предсказать звучание альбома «Fear of the Dawn». Гитарные риффы, блюз, энергичные барабаны, эмоциональный вокал. В песне «Hi-De-Ho» есть немного хип-хопа от Q-Tip, участника легендарной группы A Tribe Called Quest. Но и этим можно удивить далеко не всех: фанаты знают, что артисты выступали вместе еще в 2015 году. Джек Уайт работал с Бейонсе и Алишей Киз и устраивал концерт Билли Айлиш в своей студии Third Man Records. Он всегда был открыт к разным жанрам, будучи одним из самых ярких представителей одного, вполне конкретного и в какой-то степени консервативного жанра. Уайт «свой человек» почти для всех и при этом он сохранил индивидуальность. Его некоторая несовременность – та же нелюбовь к смартфонам на концертах – только играет ему на пользу.
С одной стороны, Джек Уайт вроде как уже и ветеран: первая известность к The White Stripes пришла еще в 1990-х, их главный хит «Seven Nation Army» вышел почти 20 лет назад. С другой стороны, его положение уникальное: от большинства «заслуженных» рокеров Уайт отличается по возрасту и эпохе, а от рокеров своего поколения – стилем, звучанием и размахом личности. В 2000-х годах The White Stripes часто шли через запятую с другими популярными группами той эры вроде The Strokes, но никто из рок-звезд 2000-х не стал настолько же крупной и влиятельной фигурой, как Джек Уайт. После распада The White Stripes его авторитет только укрепился, о его сольных альбомах и релизах других его групп – The Dead Weather и The Raconteurs – писали везде и регулярно. Он не просто участник некогда популярного проекта, а выдающийся музыкант сам по себе. Гитара – его главный инструмент и визитная карточка. Однако Джек Уайт играет и на других инструментах: для «Fear of the Dawn» он записал партии барабанов, фортепиано, бас-гитары, синтезатора и даже терменвокса. Уайт сам спродюсировал материал и самостоятельно написал практически все песни с альбома, за исключением вышеупомянутой «Hi-De-Ho» и «Into the Twilight». Причем во втором треке это скорее технический момент, так как в нем использован сэмпл из композиции The Manhattan Transfer «Another Night in Tunisia».
Поэтому даже не лучшие работы Джека Уайта вызывают интерес – уж слишком сильно он выделяется среди коллег-музыкантов. Его сложно с кем-то сравнить без натяжек и дополнительных пояснений. Может быть, поэтому «Fear of the Dawn» получил столь противоречивые отзывы критиков. Было много позитивных рецензий – но и негативных тоже достаточно. Журналу Rolling Stone новая работа Уайта показалась слишком экспериментальной, издание Glide Magazine назвало ее в плохом смысле «экспериментальной джем-сессией», а газета The Independent сравнила его с большой джем-сессией, которая утомляет слушателя. Последнее определение, в общем-то, близко к правде, если убрать «утомительность». Джем-сессия сама по себе – не самое интересное мероприятие, особенно для далеких от музыки людей. Однако джем-сессии Джека Уайта вызывают любопытство: на них можно слышать, как талантливые музыканты работают в студии и воплощают новые идеи. Именно поэтому «Fear of the Dawn» лучше слушать целиком или хотя бы крупными кусками, а не отдельными песнями – хотя такие вещи, как заглавная «Fear of the Dawn», открывающая «Taking Me Back» и «Morning, Noon and Night» точно можно добавить в плейлисты. Этот альбом – импровизационный, интуитивный, не похожий на другие и поэтому притягивающий.
22 июля Джек Уайт выпускает еще один альбом – «Entering Heaven Alive», фолковый и акустический, совсем не похожий на «Fear of the Dawn». Уже интересно, каким он будет.