В начале апреля в издательстве «Кабинетный ученый» вышла книга «Как мы любили "Битлз". История битломании в СССР», посвященная «роману» советских и постсоветских людей с музыкой четверки из Ливерпуля. Пятилетний труд екатеринбургского журналиста Дмитрия Карасюка, основанный на рассказах десятков старых и молодых поклонников группы, превратился в фолиант, который просто обязан быть на полке у всякого уважающего себя поклонника The Beatles в России. Рассказываем, почему это так.
Есть мнение, что зарубежная рок-музыка в Советском Союзе, да и в постсоветской России чаще всего делилась на The Beatles и всех остальных. «"Битлз" и весь остальной рок-н-ролл близки не больше, чем божество и изображение божества», – говорил Андрей Макаревич. Хотя с формой этого заявления можно спорить, очевидно, что популярности битлов на российском пространстве не имела ни одна другая группа, включая вечнозеленых The Rolling Stones. The Beatles повлияли на моду, полностью перестроили музыкальное мышление по крайней мере целого поколения, стали органичной частью его культурного кода и даже заставили кое-кого выучить язык, на котором они говорили и пели. Словом, полноценная история любви бывших советских людей к The Beatles просто не могла не появиться на свет.
Автором книги «Как мы любили "Битлз". История битломании в СССР» стал журналист Дмитрий Карасюк. Он стоял у истоков первого в Советском Союзе битловского фэнзина «Эплоко» и впоследствии издал несколько обстоятельных биографий таких звезд свердловского рока, как «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи» и «Чайф». Другим его трудом стал полновесный том под названием «История свердловского рока. 1961-1991. От "Эльмашевских битлов" до "Смысловых галлюцинаций"», в котором точность и дотошность собирателя фактов сочетается с увлекательностью едва ли не автора авантюрных романов. Это же можно сказать и о новой работе Карасюка.
На презентации книги «Как мы любили "Битлз". История битломании в СССР» автор заявил, что в ней не охвачена разве что тема The Beatles в отечественной живописи, зато все остальное представлено с едва ли не исчерпывающей полнотой. Помимо очевидных глав, посвященных моде, борьбе с чуждыми влияниями, а также первым рок-ансамблям и отзывам в прессе, книга затрагивает такие темы, как СССР в творчестве группы и высказываниях отдельных битлов, история переводных и оригинальных книг о The Beatles, а также многочисленные мифы, возникшие вокруг ливерпульской четверки. Были ли The Beatles в Москве? Встречались ли они с Людмилой Зыкиной, как повадились в последнее время утверждать журналисты? Какая забавная легенда связана в СССР со знаменитой песней «Michelle»? А удалось ли кому-либо из советских людей побывать на концертах самой группы? Ответ на последний из этих вопросов не так очевиден, как может казаться.
Также книга «Как мы любили "Битлз". История битломании в СССР» заполняет не только явные пустоты в знаниях российских битломанов, но и «белые пятна», о существовании которых читатели и не подозревали. Битлы на советских и несоветских радиоволнах, «ребрах» и магнитофонной пленке, их песни в советском кино (да, было и это), злосчастные записи на «Мелодии» и полубутлеги фирмы «АнТроп», история трех «пробитловских» групп с берегов Невы, с одной из которых связано имя Михаила Боярского (!), печальная история главного битломана всея Руси Коли Васина и даже художественные произведения, героями которых являются The Beatles. Само собой, не обошлось и без темы визитов экс-битлов: эпохальному во всех смыслах концерту Пола Маккартни на Красной площади посвящены сразу две главы, в которых пребывание автора «Yesterday» в России освещено едва ли не поминутно и с многочисленными ссылками на очевидцев. Так что те, кто стоял на Красной площади в мае 2003-го или мок под дождем на Дворцовой летом 2004-го, могут снова окунуться в те незабываемые дни, а заодно и узнать, чем занимались особо активные битломаны и сам экс-битл до и после концерта.
«Времена – они ведь меняются», – пел в одной из песен Боб Дилан. Книга Дмитрия Карасюка запечатлела битломанию не только в прошлом, но и в настоящем, в те самые меняющиеся времена. Истории времен холодной войны, когда информацию о битлах добывали буквально по кусочкам и почти на уровне слухов, сменяются рассказом об интернет-порталах, где можно нарыть что угодно, свидетельства о праздниках середины 1970-х с участием «Аквариума» – почти анекдотической историей концерта в Кремле с Иосифом Кобзоном, а рассказы о клубах любителей The Beatles и знаменитых сборищах на ВДНХ – повествованиями о поездках в Ливерпуль. Читать об этом может быть интересно и тем, кто не вылазит с форумов Beatles.Ru, и кому довелось топтать мостовые Ливерпуля и Гамбурга, видеть вблизи если не Пола и Ринго, то Пита Беста или Синтию Леннон или здороваться с кем-либо из героев самой книги.
Повествование в книге «Как мы любили "Битлз". История битломании в СССР» сопровождается уникальным иллюстративным рядом. Тут обложки книг и пластинок, редкие фото и карикатуры на «волосатиков» из «Крокодила», «русская витрина» в ливерпульском музее The Beatles и изображения древних приемников и магнитофонов, благодаря которым первые советские битломаны впервые услышали любимую группу. Отдельный «прикол» – названия каждой из глав вроде «Битлы идут, шагают по Москве» или «Маккартни, добрый наш приятель, дал жару на брегах Невы»: незамысловато, но тепло и по-доброму. Попади эта книга в руки любого из четырех битлов и знай они русский язык, она наверняка доставила бы им немало приятных минут. И кстати, если бы не сравнительная «захолустность» Ливерпуля, Пол Маккартни мог бы с детства говорить по-русски куда более бегло. Не верите? Откройте первую же главу книги на странице 17.
От приобретения книги «Как мы любили "Битлз". История битломании в СССР» истинного ценителя темы не должны отвратить ни немалая цена, ни небольшой тираж. Значительная часть того, о чем говорится в книге, стала историей в буквальном смысле слова. И если наиболее дотошные фанаты способны реконструировать историю любимой группы едва ли не по дням, чем в этом смысле хуже история отечественной битломании? Тем более что, не в пример иным наукообразным изданиям, читается книга Дмитрия Карасюка практически с любой страницы. Способствуют этому в первую очередь легкий язык и правильная дотошность автора, превратившая эту книгу в полновесную энциклопедию. А если по мере чтения вам захочется переслушать что-то из The Beatles или пересаживавших их ритмы на родную почву, то в этом не будет ничего удивительного. Ведь к подобной музыке, что бы ты ни слушал по жизни, возвращаешься снова и снова.