​«Оторви и выбрось»: Дурное воспитание

Рассказываем о черной комедии, где беглая мать проливает кровь за воспитание своего ребенка.

Озверевшая бабушка Вера Павловна охотится на дочь Олю и внучку Машу. «Мне она не дочь», – заявляет старуха своему зятю Олегу, уговаривая во что бы то ни стало найти беглянку и вернуть дите. Кстати, именно за выколотый Олегу глаз Оля и попала за решетку. Пока происходит вся эта злющая катавасия, в тюрьме надзирательница Оли пытается уберечь от роковых ошибок родного сына, такого же охранника. Сцены с ней эпизодические, но именно эти отступления от основного сюжета оказываются самыми важными и трогательными.

Продажные менты сажают своих женщин в тюрьмы, где им обязательно влепят строгача. Старая ведьма желает смерти недолюбленной дочери, которая мечтает поскорее сбежать из деревни. А смышленая внучка выбирает блатную мать вместо бабушки-тирана. «Неблагодарная сука! Ты сама просрала свою жизнь!» – кричит в гневе ненавистная старуха. «Я тебе башку размозжу!» – угрожает матери избитая зэчка. «Да вы ебн*лись тут все!» – бесится зять-предатель с пиратской повязкой. Одна вся в синяках тащит ребенка к какому-то мужику по переписке, другая норовит забрать внучку в сельскую глушь. Одни сидят, другие охраняют, и никаких надежд на счастливое будущее. По-другому не бывает. Наследственное. А что делать с такой гопнической Россией, где все друг друга лупят, режут и стреляют, подскажет название этого дорожного фильма.

Кадр из фильма «Оторви и выбрось» (2021)

Криминальная комедия Кирилла Соколова, которого вполне справедливо, но чересчур навязчиво сравнивают с Тарантино, Ричи, Райтом и Коэнами, отсылает к линчевской лавстори «Дикие сердцем» и скоттовской драме «Тельма и Луиза», слегка напоминая балабановские «Жмурки». На первый план живой, но запинающейся истории режиссер ставит семейные дела, а не аттракцион, где матерят, запугивают, избивают, ломают носы и переворачивают машины. Однако как остросоциальная драма или сатира – плоско, а как убойное зрелище – скромно. Нет неожиданных поворотов, бойких на язык разговоров, хотя бабы борзые, и крови меньше, чем в его хулиганском дебюте.

Конечно, подобного зрительского кино на российском экране вы не найдете. Соколов козыряет постмодернистскими приемами, наполняя драму о материнстве, борьбе поколений, обманчивых надеждах, семейных ценностях и грехах родителей лихим действием и китчевой красотой. Но режиссер не так остроумен и нахален, как тот же Тарантино, поэтому фильм вышел наивным по сути, с не самым увлекательным побегом от закона и родни к свободе, кульминацией которого становится дуэль а-ля спагетти-вестерн. «Оторви и выбрось» просто не дотягивает до изобретательности, ужаса и цинизма разудалого «Папа, сдохни».



Читайте также