Бенедикт Камбербэтч и Элизабет Олсен сходятся в магическом противостоянии в супергеройском фильме «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия». Разбираем, чем выделяется «Доктор Стрэндж 2» Сэма Рэйми на фоне других проектов Marvel и в чем его главный недостаток.
Сюжет фильма «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» разворачивается после событий «Человека-паука: Нет пути домой» и сериала «Ванда/ Вижн». Во время свадьбы своей бывшей возлюбленной Кристины Палмер Стивену Стрэнджу приходится спасать город от монструозного демона. В ходе сражения выясняется, что чудовище охотилось на девушку, которая недавно являлась Стрэнджу во снах. Юной незнакомкой оказывается Америка Чавес, способная перемещаться по разным вселенным. Именно из-за этого уникального дара девушка и стала целью преследования жуткого существа. Чтобы уберечь Чавес, а вместе с ней и мир от таинственной угрозы, Стрэндж обращается за помощью к Ванде Максимофф. Однако вскоре Стивену становится ясно, что именно Ванда пыталась заполучить способность Америки и переместиться в другую вселенную, чтобы воссоединиться со своими сыновьями. Стрэнджу не остается другого выбора, как бросить вызов могущественной Алой Ведьме.
Во втором сольнике Доктор Стрэндж в мастерском исполнении Бенедикта Камбербэтча со своим другом и соратником Вонгом пытаются во что бы то ни стало защитить новую героиню киновселенной Marvel Америку Чавес от Алой Ведьмы. Стивену приходится прибегать к отчаянным мерам, чтобы не дать Ванде добраться до девушки. Параллельно Стрэндж и сам задается вопросом, может ли он найти свое счастье в другой вселенной, во что так искренне поверила Ванда. Поиски решения этой моральной дилеммы сопровождают бодрую приключенческую историю с яркими сюжетными поворотами, неожиданными новыми персонажами и появлением уже известных по другим проектам Marvel героев. Хотя подзаголовок в духе «Ужасы Даркхолда» подошел бы фильму больше, чем «В мультивселенной безумия». Важность книги темной магии для сюжета «Доктора Стрэнджа 2» огромна, а тема мультивселенной далеко не так значима для истории, как, например, в сериале «Локи».
Важным персонажем фильма «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» стала Ванда Максимофф. Теория, что в новой картине о Стрэндже героиня Элизабет Олсен окажется злодейкой, подтвердилась. Сознание Ванды было искажено болью от пережитого горя, и она уже решилась на крайние меры, чтобы воссоединиться с возлюбленным. В «Докторе Стрэндже 2» режиссер Сэм Рэйми и сценарист Майкл Валдрон показывают, как Ванда, поддавшись влиянию магии хаоса, предпринимает бескомпромиссную попытку воссоединиться со своими детьми. Героиня полноценно трансформируется в злодейку, а ее мотивация и тяжкий путь к прискорбной доле делают Алую Ведьму действительно удачным антагонистом. Сюжетная арка Ванды Максимофф в чудесном исполнении Элизабет Олсен в киновселенной Marvel получилась интересной, драматичной и в определенной степени трагичной – пускай и не все будут в восторге от уготовленного любимой героине исхода.
В то же время новичка франшизы Америку Чавес поставить вровень с двумя значимыми персонажами киновселенной Marvel не выходит. Героиня юной актрисы Сочил Гомес – добрый и искренний персонаж со своими страхами, однако ее образ оказался простым и не цепляющим. В фильме она выступает, скорее, функциональной деталью для работы истории. Чавес можно было заменить на какой-нибудь артефакт, и это не сказалось бы на сюжете «Доктора Стэнджа 2» кардинальным образом.
В фильме «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» в традиционную для проектов Marvel формулу «приключенческий экшен + комедия + немного драмы» режиссер Сэм Рэйми и сценарист сериала «Локи» Майкл Валдрон вносят элементы, свойственные фильмам ужасов Рэйми. Сложно понять, как именно пересъемки «Доктора Стрэнджа 2» повлияли на конечный результат, но здесь все равно отчетливо виден почерк прославленного режиссера, сделавшего себе имя на хоррорах. Элементы ужастиков делают супергеройскую картину в отдельных эпизодах мрачной и порой немного жутковатой, и вместе с тем они выделяют «Доктора Стрэнджа 2» на фоне других блокбастеров франшизы Marvel –это важная особенность и преимущество фильма. Такая фактура нового сольника Стрэнджа порадует зрителей, готовых к экспериментам, однако более «консервативную» часть аудитории она может смутить или даже разочаровать. При этом сцены с заметным влиянием Сэма Рэйми чередуются в течение хронометража с весьма стандартным по меркам Marvel супергеройским кино. Скорее всего, в Marvel Studios просто побоялись давать Рэйми и Валдрону полную свободу действий, чтобы фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» не получился чересчур страшным и откровенно чужеродным среди их блокбастеров. Эту стилистическую кашу можно назвать, пожалуй, главным недостатком картины.
Занимательный сюжет о противостоянии двух могущественных персонажей Marvel эффектно материализуется в кадре благодаря талантливой работе постановщика, оператора Джона Мэтисона и команды, работавшей над визуальными эффектами «Доктора Стрэнджа 2». Внушительная часть действа в блокбастере связана с применением магии, и в ее демонстрации команда создателей показала высший класс. Изобретательные сцены экшена под атмосферную музыку композитора Дэнни Элфмана насыщают фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» энергией, делая его по-настоящему захватывающим визуальным аттракционом.
В отличие от «Вечных» или недавнего «Лунного рыцаря», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» тесно связан с множеством фильмов и сериалов франшизы Marvel. Поэтому браться за просмотр блокбастера без знакомства с первым «Доктором Стрэнджем» и сериалом «Ванда/ Вижн» просто бессмысленно.
«Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» благодаря ощутимому влиянию Сэма Рэйми стал одним из самых нестандартных фильмов Marvel. Несмотря на некоторую стилистическую разрозненность, картина получилась зрелищной, изобретательной, мрачной и моментами даже жутковатой по меркам киновселенной Marvel. Пускай виртуозным этот эксперимент не назвать – зато в нем есть характер и дерзость, которых не хватает ряду стандартных блокбастеров Marvel.