20 мая отмечает 60-летие Григорий Шалвович Чхартишвили, куда более известный как Борис Акунин – писатель, переводчик, японист, историк, а кроме того – знатный книголюб. В 2014 году в своем блоге истории» Борис Акунин опубликовал серию постов со списками своих любимых книг – по девяти разным жанрам. Некоторые из списков были построены в порядке убывания предпочтений писателя, а другие - в алфавитном порядке, демонстрируя полное равноправие среди выбранных книг. Soyuz.Ru публикует эти списки на одной удобной странице – с авторскими комментариями.
Эти интересные и разнообразные «топы» - хороший повод перечитать давно любимый роман, наверстать что-то упущенное, а может быть даже составить свои персональные литературные чарты.
Русская классика
Хаджи-Мурат. Иллюстрация художника И. Урманче
Борис Акунин: «Вас, вероятно, удивит отсутствие здесь Гоголя с Тургеневым и присутствие романа «Что делать?», скомпрометированного горячей любовью Ильича. Увы,сердцу не прикажешь. Роман Чернышевского кажется мне замечательным: молодым, энергетическим, полным свежих идей. К Тургеневу я всегда был равнодушен (за исключением одной-единственной повести, которую включаю в другой список). Гоголя люблю очень, но не за какое-то конкретное произведение, а за вкус, запах и цвет. Сюжетопостроитель из него, по-моему, так себе».
- Лев Толстой «Хаджи-Мурат»
- Лев Толстой «Война и мир»
- Антон Чехов «Архиерей»
- Федор Достоевский «Идиот»
- Антон Чехов «Моя жизнь»
- Антон Чехов «Дуэль»
- Лев Толстой «Смерть Ивана Ильича»
- Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
- Александр Пушкин «Капитанская дочка»
- Николай Чернышевский «Что делать?»
Зарубежная литература
Ромен Гари
Борис Акунин: «Составляя «десятку», я решил, что не буду учитывать свой профессиональный опыт – я ведь много лет проработал в журнале «Иностранная литература» и должен был оценивать тексты не по принципу «нравится мне или не нравится», а по принципу «понравится ли это подписчикам». Так вот, в моем top-ten'е этого нет вовсе. Только романы, которые в свое время (главным образом, в молодости) произвели самое большое впечатление лично на меня. Я не учитываю ни степень известности автора, ни общекультурную значимость произведения – только субъективный эффект».
- Ромен Гари «Обещание на рассвете»
- Роберт Пенн Уоррен «Вся королевская рать»
- Ги де Мопассан. «Милый друг»
- Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия»
- Стендаль «Пармская обитель»
- Лион Фейхтвангер «Лисы в винограднике»
- Кадзуо Исигуро «Остаток дня»
- Юкио Мисима «Золотой Храм»
- Джон Стейнбек «К востоку от Эдема»
- Эдвард Бульвер-Литтон «Пелэм, или Приключения джентльмена»
Мемуары
Нина Берберова
Борис Акунин: «Я не знаю ничего более захватывающего, чем талантливый или честный (а лучше и то, и другое) рассказ о собственной жизни. Если жизнь была богатой событиями – отлично. Если не особенно увлекательной, но рассказчик обладает литературным даром, – тоже годится. Ну а уж когда интересный рассказчик описывает интересную жизнь, то лучше этого нет ничего на свете. Уложиться в десять названий мне здесь было труднее всего. Все эти книги для меня действительно best of the best. Каждая была открытием. Я их даже расставляю не по рейтингу, а просто по алфавиту. И завидую тем, кто не читал хотя бы одну книгу из этого списка».
- Нина Берберова «Курсив мой»
- Александр Герцен «Былое и думы»
- Владимир Короленко «История моего современника»
- Лилиана Лунгина «Подстрочник»
- Надежда Мандельштам «Воспоминания»
- Владимир Набоков «Другие берега»
- Юрий Нагибин «Тьма в конце туннеля»
- Бертран Рассел «Автобиография»
- Владислав Ходасевич «Некрополь»
- Евгений Шварц «Мемуары»
Исторические романы
Борис Акунин: «Что я люблю историю, ясно из названия моего блога. У меня такое ощущение, что я с этой любовью прямо и родился. Свое первое литературное произведение я попробовал написать в семилетнем возрасте. Это была историческая повесть. Она начиналась так: «В помещичьей усадьбе наступило утро. Борис проснулся». (Это я прочитал «Дубровского» и решил, что хочу быть писателем. Имя «Борис» в моем нынешнем псевдониме – отсюда. Правда, Борис проснется только через тридцать лет и три года). Дальше мой текст не продвинулся, потому что я увлекся иллюстрированием будущего произведения».
- Марк Алданов «Чертов мост»
- Морис Дрюон «Проклятые короли»
- Генрих Манн «Молодые годы короля Генриха IV»
- Владимир Нефф «У королев не бывает ног»
- Генрик Сенкевич «Крестоносцы»
- Алексей Толстой «Петр Первый»
- Юрий Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара»
- Сесил Скотт Форестер «Хорнблауэр»
- Генри Райдер Хаггард «Дочь Монтесумы»
- Алексей Чапыгин «Гулящие люди»
Советская литература
Михаил Булгаков
Борис Акунин: «Русским писателям советского периода было очень трудно работать. Поэтому те из них, кто все же сумел создать выдающиеся произведения, вызывают у меня уважение и восхищение».
- Василий Аксенов «Жаль, что вас не было с нами»
- Михаил Булгаков «Белая гвардия»
- Сергей Довлатов «Заповедник»
- Василий Гроссман «Жизнь и судьба»
- Булат Окуджава «Путешествие дилетантов»
- Владимир Орлов «Альтист Данилов»
- Юрий Трифонов «Старик»
- Юрий Трифонов «Дом на набережной»
- Юрий Трифонов «Время и место»
- Евгений Шварц «Дракон»
Книги про войну
Эрнест Хемингуэй
Борис Акунин: «Впервые я прочитал «Войну и мир» в десятилетнем возрасте и очень себя зауважал – как-никак четыре тома. […]Я это к тому рассказываю, что впоследствии всю военную прозу я оценивал, сравнивая ее с «Войной и миром». Не так много книг выдержали столь суровый экзамен. В списке – десять самых любимых. «Войны и мира» там нет, потому что мы с женой так и не договорились, о чем этот роман – о войне или о любви. Здесь девять художественных произведений, созданных мастерами, и одно документальное повествование, написанное обыкновенным поручиком. Даю по алфавиту».
- Исаак Бабель «Конармия»
- Григорий Бакланов «Июль 41-го года»
- Владимир Богомолов «В августе 44-го»
- Георгий Владимов «Генерал и его армия»
- Сергей Мамонтов «Походы и кони»
- Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен»
- Лев Толстой «Севастополь в мае 1855 года», «Севастополь в августе 1855 года»
- Ирвин Шоу «Молодые львы»
- Михаил Шолохов «Тихий Дон»
- Эрнест Хемингуэй «Прощай, оружие»
Детективы
Борис Акунин: «На свете мало людей, которые прочитали больше детективных книг, чем я. Я читал их по-русски, по-английски, по-японски, по-французски, по-немецки и даже по-польски – специально обучился в советские времена, потому что поляки переводили много криминальных романов, и их можно было купить на улице Горького в магазине соцстрановских книг «Дружба». В детективе меня больше всего подкупала интерактивность – слово, которого в те времена еще не существовало, и я называл это свойство «ктокого». В смысле кто кого переиграет: писатель меня или я писателя. Разгадаю я его шараду прежде концовки или же писатель меня обдурит. Единственным автором, который очень долго меня переигрывал, была старушка Агата. Потом, правда, я сообразил, что нужно не раздумывая брать наименее подозрительного персонажа из экспозиции, и перпетрейтором почти наверняка окажется он(а)».
- Жан-Кристоф Гранже «Багровые реки»
- Роберт Ван Гулик «Призрак Храма Багровых Туч»
- Ф.Д.Джеймс «Неестественные причины»
- Элизабет Джордж «Расплата кровью»
- Себастьен Жапризо «Дама в автомобиле, в очках и с ружьем»
- Артур Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»
- Агата Кристи «Кто убил Роджера Акройда»
- Агата Кристи «Десять негритят»
- Артуро Перес-Реверте «Три мушкетера»
- Александр Дюма «Графиня Монсоро»
- Александр Дюма «Сорок пять»
- Джеймс Клэвелл «Сёгун»
- Джозеф Конрад «Дуэль»
- Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада»
- Роберт Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
- Генри Райдер Хаггард «Копи царя Соломона»