Книги о музыке и кино
«Мастейн. Автобиография иконы хэви-метал»
Дэйв Мастейн
Группа Megadeth всегда считалась «номером два» в трэш-металле после Metallica. С одной стороны, такая аттестация предполагает нечто вроде «похоже на номер первый, только хуже», с другой – иной раз серебро сияет ярче золота. Последнее относится и к группе Дэйва Мастейна, которая, в отличие от Metallica, никогда особо не изменяла выбранному стилю и ухитрилась прожить почти столько же. Megadeth не поколебали ни традиционные для рокеров алкогольно-наркотические зависимости, ни бесконечные конфликты, ни даже травма руки, которая едва не поставила крест на карьере Дэйва Мастейна. Обо всем этом и рассказывает книга «Мастейн. Автобиография иконы хэви-метал».
«Виктор Цой. Последний герой. История»
Джоанна Стингрей
21 июня 2022 года могло бы исполниться 60 лет Виктору Цою – одному из самых заметных и известных представителей русского рока в его золотую эпоху. Цой прожил всего 28 лет, однако его жизнь до сих пор остается предметом осмысления, в том числе и для тех, кто хорошо знал музыканта. К ним относится и американка Джоанна Стингрей, приложившая немало усилий к популяризации Виктора Цоя на Западе. В ее вышедшей в 2019-м двухтомной мемуарной книге – «Стингрей в Стране Чудес» и «Стингрей в Зазеркалье» – страницы, посвященные Цою, получились едва ли не самыми яркими. Нет сомнений, что Джоанне Стингрей еще есть что рассказать о безвременно погибшем друге.
«Алексей Балабанов. Встать за брата. Предать брата»
Геннадий Старостенко
Алексей Балабанов едва ли не с самого начала был этаким «анфан терриблем» в российском кино: он не боялся быть жестким, злым, даже чересчур националистичным – и стал неожиданно популярным. Дилогия «Брат» (1997, 2000) до сих пор остается знаковой, «Жмурки» (2005) перенесли на русскую почву истории а-ля Гай Ричи или Тарантино, а «Война» (2002) представила зрителю весьма нетипичный взгляд на Вторую чеченскую войну. Публицист и писатель Геннадий Старостенко знал режиссера со студенческих лет – и именно ему довелось представить читателю взгляд на жизнь и творчество одного из самых самобытных и известных режиссеров в постперестроечном кино. На вопрос, не слишком ли «чернушны» балабановские фильмы, Старостенко отвечает по-своему – и ответ вовсе не столь очевиден, как принято считать.
«Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»
Алекс Паппадимас
Начав карьеру с непритязательных молодежных комедий, Киану Ривз всего за несколько лет дорос до динамичных боевиков вроде «На гребне волны» (1991) и «Скорости» (1994). Затем, накануне нового века, обрел второе дыхание и сыграл главную роль в культовой серии «Матрица» (1999-2003). При этом в массовом сознании Ривз остается не только голливудской звездой, но и «своим парнем», вызывающим одновременно восхищение и добрые усмешки фанатов, которые любят создавать мемы с его участием. В книге «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни» журналист, критик и культуролог Алекс Паппадимас изучил фильмографию и жизнь Ривза, чтобы узнать, как одно соотносится с другим. Не удивляйтесь, если по ходу чтения вам захочется пересмотреть кое-какие работы актера или познакомиться с теми, о которых вы еще не знали.
«В погоне за звуком»
Эннио Морриконе, Алессандро Де Роза
Имя Эннио Морриконе (1928-2020) стало своего рода знаком качества в мире музыки для кино. Однако история его жизни оставалась малоизвестной, в том числе и для российских слушателей и зрителей. В книге «В погоне за звуком», сборнике бесед Морриконе с его официальным биографом Алессандро Де Розой, маэстро рассказывает об учебе в консерватории и связи саундтреков с происходящим на экране, открывает дверь в свою творческую лабораторию и говорит о сотрудничестве с легендарными режиссерами – от Серджио Леоне до Квентина Тарантино. Сам Алессандро Де Роза тоже человек в музыке не случайный: ученик Морриконе и выпускник Королевской консерватории в Гааге, он сотрудничал в том числе со знаменитым вокалистом группы Yes Джоном Андерсоном. Так что беседа двух профессионалов обещает быть чтением весьма увлекательным.
«Хой! Опасный путь через туман»
Роман Богословский, Ирина Клинских
Музыка группы «Сектор Газа» и жизнь ее лидера Юрия Клинских сотканы из противоречий не меньших, нежели история других групп русского рока. Группу считают уделом совсем уж непритязательных слушателей – но песню, вынесенную в название книги, точно слышали буквально все, а еще несколько композиций «Сектора Газа» удивительно удачно «легли» в издевательский саундтрек к «Властелину колец» в переводе Гоблина. Юмор и обсценная лексика его песен порой скрывали в себе куда более глубокий смысл, чем принято считать, да и нет такой популярной группы, чья история была бы скучной. И книга «Хой! Опасный путь через туман» – вполне наглядный тому пример.
Нон-фикшн
«Анна Франк. Преданная»
Джерард Кремер
Дневник умершей в концлагере Берген-Бельзен девочки Анны Франк (1929-1945) стал одной из самых страшных летописей Второй мировой войны. Сама ее история, как свидетельствует книга Джерарда Кремера «Анна Франк. Преданная», способна оказаться чтением не хуже детектива. В центре книги, написанной потомком участника Сопротивления, расследование дела о предательстве семьи Франк. Выясняется, что оно до сих пор содержит в себе множество белых пятен и одновременно – множество ранее неизвестных фактов, проливающих новый свет на эту историю.
«Алиса в русском Зазеркалье. Последняя императрица России: взгляд из современности»
Павел Басинский, Екатерина Барбаняга
Форму романа-диалога, который позволяет рассмотреть героя с разных сторон, Павел Басинский и Екатерина Барбаняга нашли в 2020 году – тогда вышла их книга «Соня, уйди! Софья Толстая: взгляд мужчины и женщины» о злосчастной жене Льва Толстого, вокруг личности которой до сих пор ломается множество копий. Примерно то же самое можно сказать о немецкой принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской, более известной как Александра Федоровна. Последнюю русскую императрицу и по сей день рисуют то страстотерпицей, то глупой истеричкой, не в добрый час решившей стать главной советчицей «хозяина земли русской» Николая II. Басинский и Барбаняга поставили перед собой задачу представить живой образ императрицы, равно далекий как от сусальных картинок Роберта Мэсси, так и от нетерпимо-советских оценок. О дальнейшем судить читателю.
«Мифозои. История и биология мифических животных»
Олег Ивик
Вымышленные, сказочные животные интересуют людей ничуть не меньше, чем настоящие. Достаточно вспомнить, что одна из самых интересных книг Хорхе Луиса Борхеса так и называется – «Книга вымышленных существ». Интерес к ним, конечно, был куда выше в средние века, нежели сейчас, – но и по сей день культурологи разбирают историю фантастических зверей и их взаимоотношения с людьми. Свидетельством этого стала книга «Мифозои. История и биология мифических животных», вышедшая в июне – она наверняка заинтересует любителей неведомого и невиданного.
«ПП Бажов: Графический роман»
Имена героев уральских сказов писателя-фольклориста Павла Бажова и его образы стали поговорками – а вот о его жизни известно не так много. Исправить ситуацию решили сотрудники музея Бажова и более 20 художников со всей России: они представили жизнь и произведения мастера в популярном формате графического романа. Кроме изложенной таким образом истории жизни Бажова и его знаменитых сказов, в книгу «ПП Бажов: Графический роман» вошли короткие «околобажовские» юмористические и сюрреалистические истории. Пожалуй, эта часть может оказаться особенно занимательной – ранее подобной чести удостаивались исключительно «смешные» писатели вроде Даниила Хармса.
Полистать книгу «ПП Бажов: Графический роман» можно на сайте издательства «Альпина».
Художественная литература
«Неоконченные предания Нуменора и Средиземья»
Джон Р. Р. Толкин
Мир Толкина до сих пор притягивает к себе многочисленных поклонников, включая кинематографистов – ожидаемый в сентябре сериал «Властелин колец: Кольца власти» о жизни Средиземья наглядное тому подтверждение. Мир «Властелина колец» был разработан писателем так тщательно, что после смерти мастера в архиве осталась масса набросков, легенд и эссе, которые значительно уточняют и расширяют его. Новое издание «Неоконченных преданий Нуменора и Средиземья» рассказывает о том, что в эпопее только упоминается или угадывается: история основания Рохана, происхождение Гэндальфа, потеря Кольца Всевластья на Ирисных полях – и все это сопровождается обширными комментариями, которые наверняка заинтересуют почитателей саги.
«Ледяной ад. Капитан Сорви-голова»
Луи Буссенар
Историей юного героя англо-бурской войны Жана Грандье, более известного как капитан Сорви-голова, зачитывались несколько поколений мальчишек. Одним из любимцев он был и в советскую эпоху – вот только значительная часть читавших книгу в то время не знала, что упоминающиеся в «Капитане Сорви-голова» похождения Жана Грандье на Клондайке существуют и в виде отдельного романа. «Ледяной ад» не переиздавался на русском более 90 лет, для выпуска 2022 года он был специально переведен заново и снабжен классическими гравюрами французских художников Шарля Клериса и Мариуса Льеже. Сам «Капитан Сорви-голова» на этот раз содержит ряд пропущенных в классическом переводе фрагментов – видимо, смутивших в свое время советскую цензуру. Обширный комментарий позволяет читателю разобраться в реалиях, которые наверняка были хорошо понятны первым читателям дилогии, но не нам теперешним.
«Муравьиный бог: реквием»
Саша Николаенко
В своем новом романе автор книги «Небесный почтальон Федя Булкин» Саша Николаенко снова обращается к теме беззащитного детства. Критики уже сравнивают «Муравьиного бога», с одной стороны, с произведениями обэриутов с их нарочитой наивностью и умением весело говорить о страшном, с другой – с книгами не менее оригинальных и тоже по-своему страшных Федора Сологуба и Леонида Андреева. Но в том и заключается талант Николаенко, что даже в страшных своих историях она находит свет и надежду, с которыми можно вынести самые трудные времена.
«Королева Лир. Чудесные истории»
Людмила Петрушевская
Сказки, вошедшие в книгу «Королева Лир», Людмила Петрушевская, по ее словам, чаще всего сочиняла для детей и внуков, иногда прямо на ходу. Если судить по вполне говорящему названию книги, перед нами очередной сборник постмодернистских переосмыслений известных сюжетов – это и так, и не так.
В отличие от многих других современных сказок, напоминающих что-то вроде «серьезного комикса», истории Петрушевской полны юмора и мягкости и всегда заканчиваются счастливо. Это вновь подчеркивает, что потребность человека в доброй сказке никуда не исчезла – неважно, происходит ли ее действие в сказочном королевстве или в современном мире.
«Мистер Уайлдер и я»
Джонатан Коу
Своего рода сказкой стал и новый роман Джонатана Коу – история знакомства наивной барышни по имени Калиста с великим режиссером Билли Уайлдером. Книга «Мистер Уайлдер и я» представляет собой коктейль, где смешаны роман взросления, психологический портрет, история жизни одной из самых ярких звезд Голливуда и признание в любви к голливудскому кино, золотая эра которого уходит на глазах героини. Лучшие фильмы Уайлдера – «Квартира», «В джазе только девушки», «Сансет-бульвар» – привлекают не только мастерской режиссурой или сценарием, но и эффектными героинями, чаще смешными, а иногда страшными. Наверное, именно это и подсказало подобный ход писателю – давнему поклоннику Билли Уайлдера.