На «The Alchemist’s Euphoria», своем первом за пять лет альбоме, Kasabian «перезагрузились». Вместо эмоционального Тома Мейгана в группе поет сдержанный Серджио Пиццорно – по совместительству феноменальный автор песен. Обещанной им «масштабности и эпичности» на «The Alchemist’s Euphoria» нет, зато есть отличные песни и интересные качественные аранжировки.
История создания «The Alchemist’s Euphoria» – не самая простая. В 2020 году из коллектива уволили вокалиста Тома Мейгана, признавшего свою вину в домашнем насилии. Состав Kasabian изменился: место у микрофона занял гитарист Серджио Пиццорно, а за гитару взялся Тим Картер, пробывший в концертном составе группы ни много ни мало восемь лет.
Уход Мейгана многие фанаты переживали тяжело: все-таки он был харизматичным фронтменом. Однако в группе остался «мозг» – Серджио Пиццорно, автор практически всех песен Kasabian. Он писал и продюсировал многие треки коллектива, в том числе «Eez-eh», «Where Did All the Love Go?» и «Underdog». На новом альбоме он тоже выступил одним из продюсеров, еще к «The Alchemist’s Euphoria» приложил руку Фрейзер Смит, работавший с британскими поп-звездами – Адель, Сэмом Смитом и Тайо Крузом.
В 2019 году Серджио Пиццорно выпустил сольный альбом «The S.L.P.», практически без особого шума. Пластинка собрала неплохие отзывы и вошла в топ-10 британского чарта. В записи «The S.L.P.» приняли участие видные рэперы – Slowthai и Little Simz. Причем голос Slowthai звучал сразу в двух треках – «Soldiers 00018» и «Meanwhile... at the Welcome Break». Во многом «The Alchemist’s Euphoria» напоминает «The S.L.P.», разве что он более энергичный, без рэперов и больше похож на Kasabian, чем сольная работа Пиццорно.
Авторский и продюсерский талант Серджио Пиццорно никуда не делся. Тут много хороших и интересных песен. «Rocket Fuel», напоминающая о The Prodigy, прекрасно вписалась бы в саундтрек батальной сцены в боевике или компьютерной игре. Немного похожий на Royal Blood «Alygatyr» – то, что нужно для рок-дискотеки, не просто так Kasabian ее выпустили первым синглом. Хороши электронные вещи: чего только стоит «космическая» инструментальная партия в «Stargzr» или мрачная «T.U.E. (The Ultraview Effect)». Финалом идет тихая гитарная баллада «Letting Go», отчасти перекликающаяся с сольным треком Пиццорно «Kvng Fv», но «развивающаяся» в инди-электронику.
И все же отсутствие Тома Мейгана ощущается: возможно, он не обладал исключительными вокальными данными, зато с лихвой искупал это эмоциональным исполнением и харизмой. Все-таки люди, совмещающие таланты автора и фронтмена, встречаются редко, и в большинстве случаев «разделение труда» имеет смысл. Пиццорно поет нормально, но слишком ровно. Может быть, это и не бросалось бы в глаза, если б он пел в Kasabian изначально, однако сейчас без сравнений с Мейганом не обойтись. В этой связи напрашивается сравнение с другой большой британской группой – Oasis, где Ноэл Галлахер сочинял песни, а Лиам Галлахер отлично их исполнял. Поэтому Лиам на своих сольных альбомах пишет песни вместе с опытными поп-авторами Грегом Керстином и Эндрю Уайттом. А в проекте Noel Gallagher’s High Flying Birds Ноэл упирает не на вокал, а на интересный звук, инструменталы и песенные структуры. То же самое сделал Серджио Пиццорно с Kasabian: фронтмен типа Мейгана или Лиама Галлахера определенно мог бы добавить «перчинки» в эти песни, но они хороши и сами по себе. Да и не все слушатели любят эмоциональные голоса – кому-то по душе как раз сдержанные.
«The Alchemist’s Euphoria» критики вовсю хвалят: журнал DIY пишет, что группа никогда не звучала так аутентично, The Independent отмечает высокий уровень адреналина, который готов раскачать толпу на рок-концерте, ClashMusic называет пластинку «одной из самых смелых и цельных работ» в карьере Kasabian. В то же время газета The Guardian выдала смешанную рецензию на альбом, посчитав, что Серджио Пиццорно не раскрыл свой талант полностью. Похожую статью выложили на портале Gigwise: в ней «The Alchemist’s Euphoria» назвали «многообещающим новым началом», но выделили неровность материала. Правда где-то посередине: несмотря на в целом качественный материал, не все песни одинаково потрясающи, хотя откровенных провалов тоже нет. Из-за этого возникает чувство, что музыканты выложились не на полную. Впрочем, такое впечатление может быть вызвано долгим перерывом, словами о «перезагрузке» и разговорами о «масштабном эпичном звучании» из интервью Пиццорно NME. Не покидает мысль, что «The Alchemist’s Euphoria» мог быть эпичнее и масштабнее. Тем не менее это крайне удачная работа – за счет отличных и просто неплохих песен, экспериментов со звуком и самом факте состоявшегося возвращения с учетом сложных обстоятельств. Перезагрузка Kasabian прошла не триумфально, но успешно.