Специально ко дню рождения самого главного мелодиста в истории рок-музыки Soyuz.Ru подготовил подборку его самых лучших… редких песен.
Несколько дней назад Пол Маккартни выпустил очередной сборник, “Pure McCartney”, который снова позволяет все желающим насладиться его знаменитыми, нестареющими шедеврами и оценить непревзойдённый сочинительский талант. Однако хочется вспомнить старую истину: подлинный уровень любого музыканта (писателя, поэта, художника и далее по списку) измеряется не тем, что он выпускает в свет, а тем, что отбраковывает или просто прячет куда-нибудь подальше. Поэтому мы решили составить свой собственный, альтернативный “Greatest Hits” Пола Маккартни, отобрав самые лучшие из множества песен Пола, которые за долгие годы оказались как следует запрятаны на саундтреках, трибьютах, би-сайдах, супердорогих переизданиях… или же просто никогда не издавались официально. Что же этот набор очень разных песен может сказать о таланте Пола Маккартни? И стоило ли так старательно прятать эти песни? Ждем ваших мнений!
“Yvonne”
(1985 г.)
Это совместное творение Пола и Эрика Стюарта из группы 10сс было записано во время работы над альбомом “Press To Play”, на который вошло несколько других композиций авторства Маккартни/Стюарт. Остается большой загадкой, почему эта прекрасная песня не вошла в окончательный состав альбома. Возможно, у Эрика Стюарта были свои планы на нее. Как бы там ни было, вариант в исполнении Пола до сих пор остаётся неизданным, а версия песни в исполнении Эрика Стюарта вышла на альбоме 10cc “Mirror Mirror” 1995 года.
“Maybe Baby”
(2000 г.)
Окей, это не песня авторства Пола Маккартни, а кавер на старинный номер Бадди Холли. Но кого это волнует?! Данную запись могли услышать только те, кто решился посмотреть не слишком удачную романтическую комедию того же названия (в нашем прокате: «Всё возможно, детка») с участием Хью Лори и Джоэли Ричардсон, или же те упёртые поклонники, которые приобрели саундтрек к фильму. Тем не менее, простая, но моментально запоминающаяся мелодия Холли, мощный продакшн Джеффа Линна и захватывающая вокальная подача Пола образуют запись, которую не стыдно было поместить на любой из рок-н-ролльных альбомов Маккартни… или на альбом супергруппы Traveling Wilburys.
“Suicide”
(1974 г.)
Это самая ранняя песня в нашей подборке, и одна из самых ранних песен Маккартни в принципе: ее сочинение датируется 1956 годом – в то время Пол еще даже не был знаком с Джоном Ленноном! Самоубийство в тексте песни используется только в переносном смысле (это история девушки, которая находится «под ногтём» у своего возлюбленного), но тем не менее, ни название, ни джазовый стиль композиции очевидно не вписывались в формат группы The Beatles. Однако Пол не забыл про песню, и вернулся к ней в 1969 году во время сессий записи альбома “Let It Be”, а затем – во время работы над своим первым сольником “McCartney”. Песня снова не вписалась в «семейную» атмосферу альбома, и от почти двухминутной версии осталось только 8 секунд, которые неожиданно вылезают на свет божий в финале номера “Glasses”. Пол не сдавался, и даже предложил номер самому Фрэнку Синатре, который, в свою очередь, предположил, что Маккартни над ним «издевается». В конечном счете, одна из версий многострадальной песни в исполнении автора всё-таки нашла свое место на расширенном переиздании альбома “McCartney”. В нашей подборке – версия из фильма “One Hand Clapping”. Тоже, кстати, невыпущенного.
“I’ll Give You A Ring”
(1974 г.)
Чем проще – тем лучше. Еще один старинный маккартниевский принцип убедительно работает на этой песне, впервые записанной еще в 1974 году: ее монотонный, но завораживающий фортепианный ритм напоминает такие творения Пола времен The Beatles, как “Your Mother Should Know” или “Come And Get It”. Обратите внимание, как здорово здесь уживаются вместе старомодная духовая секция и зафуззованная гитарная линия (которая в нужные моменты обрывается очень эффектным, слегка «смазанным» штрихом). Песня впервые вышла аж восемь лет спустя на стороне "B" винилового сингла “Take It Away” к альбому “Tug Of War”; первое официальное CD-издание состоялось только в 2015-году, на бонус-диске расширенного переиздания альбома.
“Waterspout”
(1977 г.)
Альбом группы Wings “London Town” имеет продолжительность 51 с лишним минут – на пределе физических возможностей винилового диска – и почти под завязку забит отличными песнями. Но даже этот непреложный факт не оправдывает одно из главных преступлений Пола Маккартни перед человечеством - сокрытие от общественности номера под названием “Waterspout” . Справедливости ради нужно сказать, что Пол определенно помнил об этой песне долгое время – он планировал ее включить сначала в сборник редкостей “Cold Cuts” (который так и не вышел), затем во вполне официальную компиляцию “All The Best” (которая вышла, но без этой песни). Как бы там ни было, “Waterspout” по-прежнему находится в глубинах громадного культурного пласта под названием «неизданные песни Пола Маккартни».
“Did We Meet Somewhere Before?”
(1978 г.)
Пол записал эту песню вместе со своей группой Wings во время записи альбома “Back To The Egg” для фильма Уоррена Битти "Heaven Can Wait" («Небеса подождут»). Однако создатели фильма решили, что песня не подходит (хотелось бы посмотреть им в глаза после этого!), и “Did We Meet Somewhere Before” обрела пристанище в более неожиданном (для экс-битла) кинопроекте – фильме “Rock’n’Roll Highschool” панк-группы Ramones. В фильме можно услышать фрагмент песни, однако в официальный альбом-саундтрек она так и не вошла.
“Same Time Next Year”
(1978 г.)
Еще один малоизвестный кинопроект Пола – песня для одноимённой романтической комедии 1978 года с участием Эллен Бёрстин. Песня была отвергнута режиссёром по весьма забавной причине: она раскрывала слишком большую часть сюжета. Спустя десять лет песня всё-таки увидела свет на стороне "B" сингла “Put It There”. Но кто её там мог услышать?!
“Cage”
(1979 г.)
Последний альбом Wings “Back To The Egg” получился одним из самых «забойных» в дискографии группы – за что подвергся критике многими слушателями. Можно предположить, что Пол решил, что рок-номеров там уже достаточно, и песня “Cage” получила отставку – ее место заняла старомодная и совершенно безобидная “Baby’s Request”. Между прочим, последовательность аккордов “Cage” – C-A-G-E.
“Rainclouds”
(1980 г.)
Принято считать, кто группа Wings распалась в январе 1980 года, когда Пол Маккартни довольно безответственно попытался провезти через японскую таможню 200 грамм запрещенной субстанции и угодил в тюрьму, вызвав тем самым праведное возмущение своего соавтора и соратника по группе Дэнни Лейна. Однако не все знают, что даже после этого Пол не прекратил сотрудничество с Дэнни и, возможно, имел планы продолжить дискографию Wings. Написанная в соавторстве с Лейном песня Rainclouds вошла в историю весьма печальным образом – работая в студии именно над этой песней, Пол узнал ужасную новость: в Нью-Йорке был застрелен Джон Леннон. Не зная, чем еще занять себя после такого удара, Пол вернулся к процессу наложения партии ирландской волынки, которую блестяще исполнил музыкант группы The Chieftains Пэдди Мэлони.
“Seems Like Old Times”
(1980 г.)
Помнит ли сам Пол обо всех прекрасных мелодиях, которые имеются у него в арсенале? Очень вероятно, что нет. Примером тому может служить песня “Seems Like Old Times”, которая готовилась Полом для его альбома “Tug Of War”, но так не смогла преодолеть даже начальную демо-фазу. Спустя десятилетия, когда Пол подготовил расширенное переиздание “Tug Of War”, номер снова остался за бортом. А ведь в этой композиции есть всё, чем славятся лучшие песни Пола Маккартни – лирическое настроение, непредсказуемые смены ритма и мелодии; ощущение в что в рамках одной композиции мирно уживаются сразу несколько песен. Даже эта нехитрая запись, на которой Пол играет на всех инструментах, наглядно иллюстрирует серьезный потенциал песни.
“Christian Bop”
(1986 г.)
И снова прекрасная простота в главе угла. Единственный инструментал в нашей подборке, этот номер планировался для включения в ностальгический проект Пола “Return To Pepperland” 1987 года. Проект так и остался незавершенным, и большая часть записей легла на полку. Кое-что, вроде “Loveliest Thing” было выпущено на оборотных сторонах синглов, а перезаписанная версия номера “Beautiful Night” стала украшением альбома “Flaming Pie” аж десять лет спустя. Судьба же “Christian Bop” (или “Christian Pop”) еще более интересна – его симфоническая версия стала фрагментом «Ливерпульской Оратории» Пола под названием “Dance”. Для всех, кто предпочитает ораториям более камерные форматы, мы включаем в нашу подборку “Christian Pop” – вместе с видеозаписью его исполнения. Запись была сделана в Christian Community Studios – это объясняет название номера.
“Loveliest Thing”
(1987 г.)
Еще один номер из невыпущенного альбома “Return To Pepperland”, эта на 100% завершенная композиция могла бы, на наш взгляд, легко войти в канон самых популярных и любимых слушателями песен Пола Маккартни – если бы по непонятной причине не оказалась погребённой на CD-сингле “Figure Of Eight”, где ее могли услышать только самые преданные поклонники. Несколько лет спустя она была размещена в качестве бонус-трека на CD-переиздании альбома “Flowers In The Dirt”, но поезд уже определённо ушел.
“Twenty-Five Fingers”
(1987 г.)
В этой песне, правильное название которой - “Twenty Fine Fingers”, восхваляется изящество женских пальчиков, однако слова про «Двадцать прекрасных пальцев» очень легко воспринять на слух как «Двадцать пять пальцев» - именно под таким названием она вошла во все источники. Возможно из-за этого курьёза песне, написанной Полом в соавторстве с британским исполнителем «новой волны» Элвисом Костелло, и не дали шанса. Маккартни начал сотрудничать с Элвисом в 1987 году. Сотрудничество было недолгим, но определённо вдохнуло новые силы в Пола, переживавшего в то время творческий кризис, и подарило слушателям такие известные ныне композиции, как “My Brave Face”, “You Want Her Too”, “That Day Is Done”, “Mistress And Maid”, “Lovers That Never Were”, вышедшие на альбомах Маккартни. Другие плоды их совместных трудов обнаружились на альбомах Костелло, но некоторые так и остались лежать на полке. Песня «про пальцы» так и не преодолела стадию демо, однако в данном случае «сырость» аранжировки с лихвой компенсируется эффектностью мелодии и энтузиазмом хорового исполнения Пола и Элвиса. Вы только послушайте!
“Cosmically Conscious”
(1992 г.)
Те, кто не поленился дослушать до самого конца альбом Пола “Off The Ground” и еще немного подождать, был вознаграждён фрагментом «секретной» песни, которая неожиданно начинает звучать спустя примерно минуту после того, как заканчивается весь заявленный на обложке трек-лист. Этот секретный номер очень напоминает хипповую «мантру», и неудивительно – он был сочинён еще в 1968 году, когда битлы пытались проникнуться «космическим сознанием» в Индии, в гостях у Махариши Махеш Йоги. В хорошем хозяйстве ничего не пропадает, и спустя много лет Пол вернулся к этой песне, чтобы записать ее в современной и качественной аранжировке. Ее версия вышла на стороне "B" сингла “Off The Ground”.
“Vanilla Sky”
(2001 г.)
В отличие от некоторых других творений Пола для кино, незаслуженно забытых или положенных на полку, заглавная песня Пола для фильма Кэмерона Кроу «Ванильное небо» пользуется заслуженным признанием слушателей и зрителей – как и весь остальной саундтрек, один из самых удачных в истории жанра. За эту композицию Пол был номинирован на «Золотой Глобус» и «Оскар». Однако студийную версию этой песни нельзя найти ни на одном из альбомов или сборников Пола – поэтому ее можно найти в нашей подборке!
“I'm Partial To Your Abracadabra”
(2001 г.)
Еще один кавер в нашей подборке – но как и все удачные каверы, он звучит так, как будто эту песню написал сам исполнитель. А значит, это почти и не кавер. Пол Маккартни – поклонник Иен Дьюри, панк-рокера, пошляка и обладателя самого колоритного кокни-акцента в рок-музыке? Трудно поверить в это, но Пол так эффектно и убежденно исполнил песню про «непредвиденные эрогенные зоны», что у многих появились сомнения. Да, кажется, грани его таланта не поддаются количественной оценке. Все заинтересованные лица могут найти эту запись на трибьют-альбоме “Brand New Boots And Panties” 2001 года, где самый известный альбом Дьюри воспроизводят также такие значимые персонажи, как Робби Уильямс, Шинейд О'Коннор, Madness, Шэйн МакГован и другие.
“Comfort Of Love”
(2003 г.)
Похоже, что на альбоме “Chaos and Creation in the Backyard” 2005 года у Пола открылось… нет, даже не второе, но какое-то очередное дыхание: таких ярких и проникновенных песен его поклонники не слышали довольно давно. Как и всегда в подобных случаях, далеко не всё из записанного уместилось на альбом: наш подсчет дает 6 дополнительных песен, выпущенных только на синглах к альбому. Далеко не все из них так уж хороши, но оптимистическая “Comfort Of Love” вполне достойна включения в «основной состав»… или в наш альтернативный “Greatest Hits”.
“Why So Blue”
(2007 г.)
Выход следующего альбома Пола, “Memory Almost Full”, тоже сопровождался появлением интересного набора песен, не вошедших на основной диск. Песня “Why So Blue” отражает не самое весёлое настроение духа, в котором пребывал в то время Пол. Можно даже предположить, что эта, безусловно, очень личная песня показалась Полу слишком откровенной для включения в состав альбома. Как бы там ни было, это еще один аргумент в пользу «теории заговора»: одну отличную песню Маккартни всегда специально оставляет «за бортом» своего очередного альбома. Номер “Why So Blue” можно найти на расширенной, двухдисковой версии “Memory Almost Full”.
“(I Want To) Come Home”
(2009 г.)
Эту песню Пол написал для фильма 2009 года «Всё путем» (“Everybody’s Fine”). Роль пожилого отца, который отправляется в путь, чтобы навестить своих взрослых детей, исполнил Роберт Де Ниро. «Я вполне могу понять ощущения парня, у которого есть взрослые дети, который потерял свою жену, мать этих детей и пытается собрать их вместе на Рождество. Я его понимаю». Печальная песня Пола была номинирована на «Золотой Глобус», однако не вошла в официальный альбом-саундтрек к фильму.
“Cut Me Some Slack”
(2012 г.)
Иногда возникает ощущение, что экс-битл умеет очень тонко «троллить» своих преданных поклонников. Пол Маккартни в эпицентре реюниона музыкантов Nirvana?! Это похоже на кошмар всякого благовоспитанного битломана. Но в один прекрасный день дружба с Дэйвом Гролом принесла свои плоды, и в результате совместного джема на свет появился номер “Cut Me Some Slack”, на котором Полу аккомпанируют Грол, Крист Новоселич и Пэт Смир – впервые за долгое время собравшиеся в одной студии! Этим удивительным составом песня была исполнена на благотворительном концерте в декабре 2012 года, а вскоре появилась на саундтреке документального фильма Грола “Sound City”, повествующего об истории одноимённой студии, на которой записывался и знаменитый альбом Nirvana “Nevermind”. Как насчет “Smells Like Teen Spirit”, Пол? Между прочим, этот номер, записанный как будто бы «между прочим», в 2014 году завоевал «Грэмми». Всё это, конечно, лишний раз доказывает: многие лучшие песни Пола были записаны без лишних размышлений… и до сих пор ожидают своего включения на альбомы и сборники!
Михаил Кузищев, www.Soyuz.Ru.