​«Три тысячи лет желаний»: каким получился фильм Джорджа Миллера и что означает концовка

Почему именно Алетейя нашла бутылку с Джинном, существовал ли Джинн на самом деле и в чем смысл фильма.

Сюжет фильма «Три тысячи лет желаний»

Фильм «Три тысячи лет желаний» снят по мотивам повести Антонии Сьюзен Байетт «Джинн в бутылке из стекла "соловьиный глаз"». Тильда Суинтон играет одинокую жительницу Лондона по имени Алетейя Бинни, которую ее одиночество полностью устраивает. Героиня работает нарратологом – изучает истории разных культур и эпох. Алетейя с головой погружается в любимое дело, но страдает от странного расстройства – видит иллюзии с мистическими существами. А во время деловой поездки в Стамбул ученая знакомится с самым настоящим Джинном в исполнении Идриса Эльбы – и эта волшебная встреча заставляет ее переосмыслить свои взгляды на жизнь.

Антикварную бутылку с Джинном Алетейя находит во время прогулки по базару. Освобождает Джинна героиня в своем гостиничном номере, где и разворачивается большая часть действия. Джинн предлагает Алетейе загадать три желания. Однако скептически настроенная Алетейя не спешит пользоваться «услугами» Джинна. Она просто не знает, чего хочет. Да и ей – знатоку мирового фольклора – интересно узнать истории Джинна и заодно разобраться, почему он за тысячи лет своего существования так и не получил от людей заветные три желания, чтобы отправиться в царство джиннов. Причины многовекового скитания Джинна в мире людей раскрываются в удивительных историях – о царице Савской, Гюльтен – наложнице во дворце султана Сулеймана, султане Мураде IV и талантливой изобретательнице Зефире.


Каким получился фильм «Три тысячи лет желаний» и в чем его смысл

Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний» (2022)

Фильм «Три тысячи лет желаний» с первых минут завлекает в волшебный мир красочным визуалом. Яркие образы персонажей врезаются в память, а богатые на интересные детали локации заставляют зрителя почувствовать себя путешественником во времени. Визуальные эффекты гармонично вписываются в историю – оттого невероятная сказка кажется вполне себе реальной историей. Здесь нет обилия волшебных экшен-сцен, и это даже хорошо: фильм не перегружен спецэффектами, а сосредоточен на героях и диалогах.

Тильда Суинтон и Идрис Эльба – главные сокровища картины. Актеры правдоподобно изобразили двух одиночек-мечтателей, которые с первых совместных сцен кажутся родственными душами. Алетейя и Джинн рассуждают об одиночестве, отношениях, человеческих желаниях и стремлениях, и по ходу задушевных философских бесед потихоньку влюбляются друг в друга. Алетейя и Джинн по-настоящему оживают в мастерском исполнении Суинтон и Эльбы.

Минусы у «Трех тысяч лет желаний» есть. С каждой рассказанной Джинном историей фильм кажется более однообразным и даже монотонным. Ради воплощения меланхоличного сказочного настроения Миллер сделал кино спокойным и почти лишенным динамики. Однако, добавь режиссер пару неожиданных сюжетных поворотов, история ничего не потеряла бы – зато стала бы более бодрой и захватывающей. Картине не хватает свежих и дерзких идей, чтобы завораживающая сказка перевернула жанр и подарила зрителям фееричный трип – как в схожей по духу необычной фантастике «Все везде и сразу».

«Три тысячи лет желаний» посвящены темам одиночества, любви и значимости самой истории в жизни человека – тому, как важно передавать истории из поколения в поколение и изменять их с течением времени. Фильм показывает, как мировая культура и тяга людей к историям влияют на все человечество. Благодаря передаваемым рассказам человек не только развлекается, но и учится, вдохновляется на достижение великих целей, обретает надежду и смысл жизни, а также находит близких по духу людей. У фильма «Три тысячи лет желаний» счастливый конец, но розового хэппи-энда в стиле ромкомов об одиночках тут нет. Алетейя и Джинн принимают одиночество, себя и друг друга.


Разбор фильма «Три тысячи лет желаний» со спойлерами

Почему именно Алетейя нашла бутылку с Джинном

Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний» (2022)

По сюжету Алетейя среди множества красивых вещиц на базаре обращает внимание именно на невзрачную бутылочку с Джинном. В фильме героиня рассуждает, существует ли судьба и можно ли на нее как-то повлиять. Неудивительно, что Алетейю волнует тема судьбы, поскольку бутылка с Джинном будто приманила ее. Возможно, и правда сама судьба притянула друг к другу два одиноких сердца – Джинна и Алетейю. Однако истории Джинна намекают, что у обстоятельств их встречи есть логическое объяснение.

В историях Джинна фигурировали люди, в которых текла кровь джиннов. Благодаря своему волшебному происхождению они могли чувствовать Джинна в его бутылке. Может быть, Алетейя – тоже потомок джиннов. Тогда не остается вопросов, почему именно Алетейя видела галлюцинации с джиннами и нашла бутылку. Правда, у потомков джиннов длинные волосы на ногах – такого у Алетейи не имеется. Впрочем, Алетейя могла не унаследовать эту «волосатую» особенность из-за того, что джинн у нее в роду был очень и очень давно.

Еще есть теория, что Алетейя связана по родству с Зефирой, поэтому ее и притянуло к Джинну. В фильме даже провели параллели между героинями. Они обе занимаются наукой, обе во время чтения характерно дергают ногой. Ну и, конечно, Джинн был влюблен в Зефиру – а потом влюбился в Алетейю. Может, и Зефира была потомком джиннов – хотя бутылку нашла не она.

Существовал ли Джинн на самом деле

Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний» (2022)

В начале фильма Алетейю посещали джинны, которых видела только она. Героиня считала, что эти видения связаны с какими-то психическими проблемами. Однако тому, что Джинн Идриса Эльбы был вполне себе настоящим, есть доказательства.

Ближе к финалу картины Алетейя вместе с Джинном вернулась домой в Лондон. Вскоре после возвращения она начала спорить со своими вредными соседками – двумя пожилыми женщинами. Затем Алетейя решила помириться с ними и угостить их восточными сладостями. После бесед с Джинном она поняла, что не стоит бояться сближаться с людьми, даже если ты по натуре одиночка.

Джинн, сопровождавший Алетейю, надел капюшон, чтобы скрыть свои острые уши, – и старушки увидели ее таинственного спутника. А в сцене в парке Джинн пнул мячик ребятам, которые там играли. Получается, Джинн очень даже существует. Если, конечно, все события фильма – не одна сплошная иллюзия Алетейи. Но это уже из разряда теорий заговора.

Почему Джинн не смог остаться в мире людей навсегда

Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний» (2022)

Алетейя загадала Джинну желание – она захотела почувствовать любовь к нему и получить от него ответные чувства. Как сказал Джинн, у каждого человека есть хотя бы одно заветное желание. Алетейя любит одиночество – она даже была рада, когда развелась с мужем. Но ей все равно хотелось что-нибудь почувствовать – прежде она только благодаря историям изучала эмоции. Хотя и не факт, что Джинн действительно воспользовался магией – кажется, будто за время бесед герои и без волшебства полюбили друг друга.

Джинн поселился в доме Алетейи в Лондоне. Ему понравилось жить с ней и изучать человечество. Но Джинн начал страдать из-за электромагнитных частот – от технологий вроде смартфонов и спутников. Джинн буквально превращался в прах. Любопытно, что людей он называл прахом, а джиннов – огнем. Современный мир как бы не принял древнее существо, которое теперь считается мифом и вымыслом. Несмотря на это, Джинн и не думал покидать свою возлюбленную Алетейю. Тогда она решила сама спасти его – загадала желание, чтобы он наконец-то отправился в царство джиннов.

Джинн попал в царство джиннов – туда, где мечтал оказаться всю жизнь. Однако он все равно начал периодически навещать Алетейю в мире людей, хотя и сильно рисковал. Финальная сцена с прогулкой Алетейи и Джинна по парку говорит о том, что герои остались одинокими. Но в то же время в своем одиночестве они не одиноки. Главная мысль фильма заключается в том, что одиночество – это один из множества даров человеку, который можно разделить на двоих.



Читайте также