Первый за четыре года альбом Suede удивляет непривычным «сырым» и «гаражным» звуком. Кажется, группа нашла новый стиль, но при этом сохранила все, за что ее любили поклонники – в первую очередь страсть и эмоциональность.
Музыканты Suede подошли к процессу создания нового материала нестандартным способом. О «возвращении к корням» заявляют многие артисты, но не все воплощают это в жизнь по полной программе. Участники Suede решили вспомнить, с чего начинался их путь и отправились на репетиционную базу в пустынном районе. Там они установили собственное оборудование и стали играть.
По словам фронтмена Бретта Андерсона, «Autofiction» – их панк-альбом, без каких-либо «наворотов». Он хотел, чтобы на пластинке была «естественная свежесть» и чтобы она отражала все «сбои и ошибки» группы. Андерсон сдержал слово: новый материал и вправду звучит «грязно», «сыро» и «неотфильтрованно» – в хорошем смысле.
Несмотря на отступление от привычного стиля, многие узнаваемые черты Suede остались на месте – в первую очередь эмоциональная пронзительность и эстетичность, которая проступает даже сквозь громкие гитары. В интервью Super Deluxe Edition Андерсон сообщил, что хотел совместить первобытную «шероховатость» аранжировок с «чувствительными» текстами песен. Он считает, что такое противоречивое сочетание делает пластинку «Autofiction» более интересной. Певец также признался, что не любит вылизанный перепродюсированный звук, потому что это слишком идеально и не цепляет.
На «Autofiction» декадентский вокал Бретта Андерсона не так высок и тонок, как раньше – все-таки ему уже 54 года. Манерности тоже стало меньше – голос Андерсона стал более открытым и откровенным. Последнее, впрочем, можно отнести не только к вокальным партиям, но и к упоминавшимся выше текстам. Его писательский талант очевиден: мемуары Андерсона «Coal Black Mornings» (2018) и «Afternoons With The Blinds» (2019) снискали любовь критиков и публики, причем вторая работа даже получила номинацию на NME Awards как «Лучшая книга». Сам Бретт Андерсон говорил, что написание мемуаров помогло ему по-новому взглянуть на себя и стало источником вдохновения для записи песен.
Suede будто бы изобрели себя заново спустя 30 с лишним лет с начала карьеры. Некоторым может показаться, что на «Autofiction» они даже превратились в совершенно другую группу. К тому же незадолго до выхода альбома, 6 сентября, Suede дали секретный концерт в лондонском клубе Moth – под именем Crushed Kid. Так что в каком-то смысле они и вправду стали другой группой. Также в Suede из пяти участников лишь двое из изначального состава 1989 года – Бретт Андерсон и басист Мэт Осман. Стоит помнить и о том, что в истории Suede была внушительная пауза. После выхода не слишком успешного альбома «A New Morning» (2002) группа ушла на перерыв и воссоединилась только в 2010-м, а следующую пластинку, «Bloodsports», выпустила лишь в 2013-м.
На протяжении почти всей своей карьеры Suede работали с одним и тем же продюсером – Эдом Буллером. По словам Бретта Андерсона, Буллер может очень строго критиковать песни, но все его замечания обоснованы и конструктивны – в этом, по его мнению, и кроется успех их сотрудничества. Например, во время работы над «Autofiction» Эд Буллер порекомендовал музыкантам переписать куплет «The Only Way I Can Love You» – в первоначальной версии он был намного мрачнее. Группа переделала композицию, и тогда, по словам Андерсона, у нее «появился смысл».
«Autofiction» – именно что «наш панк-альбом», то есть панк-альбом по меркам Suede. Строго говоря, это скорее постпанк, чем панк – например, трек «Shallow Self» и вовсе заставляет вспомнить о Joy Division. В то же время для группы это не просто игра или эксперимент, а этакий творческий метод – как в звучании, так и в вокале. Бретт Андерсон признавался, что он всегда любил группу The Fall и ему хотелось попробовать спеть в «разговорном» стиле, как их вокалист Марк Э. Смит. А «Black Ice» напоминает Siouxsie and the Banshees, еще одну классическую постпанк-группу.
Suede, с одной стороны, вроде бы вернулись к истокам, с другой – нашли новый звук, который никак не противоречит их традиционному стилю, а, напротив, обогащает и дополняет его. Бретт Андерсон хорошо объяснил это:
«Чем больше ты живешь как артист, тем более тебя тянет в простоту. Я не хочу снова проживать свою молодость, это было бы смешно. Поэтому мы не пытались вернуться в те дни с помощью ностальгии. Но есть что-то волнительное в том, как пятеро человек собираются в комнате и ударяют по кусочкам дерева».
Иронично, что Suede всегда считались самой изысканной группой в бритпопе – по крайней мере, среди «большой четверки», в которую также входили Oasis, Blur и Pulp. Сейчас, после выхода «Autofiction», они, напротив, стали самыми «неряшливыми», что им неожиданно идет. Suede – еще и последние оставшиеся: Oasis распались в 2009-м, от Blur ничего не слышно уже семь лет. Pulp не выпускали новых альбомов более 20 лет, а новых песен – девять лет, хотя и объявили о реюнионе в 2023-м. Здесь и сейчас, осенью 2022 года, Suede – единственная активная группа из главных звезд жанра. Причем не только номинально: несмотря на возраст музыкантов и их огромный «стаж», такой эмоциональности и страсти можно только позавидовать