​«За пивом!»: Зак Эфрон и его пивное приключение во Вьетнаме

Новый фильм от режиссера «Зеленой книги» такой же «неглубокий», как банка пива – но чтобы разок развлечься хватит.

В 1967 году в одном баре в Нью-Йорке собирается группа приятелей, которые только-только простились со своим другом, погибшим на войне. Бармен Джордж Линч (Билл Мюррей) говорит, что было бы славно сгонять во Вьетнам и угостить ребят с района пивом. Джон Донохью (Эфрон) подхватывает идею Линча и заявляет, что вот прямо сейчас отправится во Вьетнам с баночками американского пива. Чики раздражен тем, что многие американцы устраивают антивоенные митинги – вместо того, чтобы поддержать солдат. Поэтому он мчится во Вьетнам лично подбодрить ребят. Однако на месте герой понимает, что война – вовсе не сказочная битва добра и зла, а кое-что посложнее. К концу путешествия Чики раздает все баночки пива, а взамен обретает новые взгляды на войну и в целом на жизнь.

В фильме «За пивом!» постоянно происходит что-то захватывающее. То Чики сталкивается с агентом ЦРУ, то ввязывается в шпионскую авантюру, то прячется в окопах во время напряженной перестрелки и удирает от нескончаемых пуль. При этом динамичные приключения сменяются моментами «передышки», когда зрители могут отдохнуть от экшена. Беседы героев о сложностях войны добавляют фильму «тихой» грусти, а беззаботные шумные посиделки – позитива.

Питер Фаррелли просто и прямо подходит к острой для американского общества теме Вьетнамской войны – и между тем показывает, как герой Зака Эфрона проходит этакий «путь трезвости». Оказавшись посреди пылающих и воняющих напалмом и кровью джунглей, Чики осознает, что новости по телевизору приукрашают, даже меняют действительность. Герой сталкивается с горькой правдой, что Вьетнамская война – это не праведная миссия по спасению мира, а жуткий кровавый хаос, в котором сложно разобраться, кто прав, а кто виноват. Мирные вьетнамцы видят в американцах угрозу, не все американские военные играют честно, а рядовые солдаты порой и сами не понимают смысла конфликта.

Кадр из фильма «За пивом!» (2022)

Мрачные события в эпицентре боевых действий и их несоответствие тому, что вещают по ТВ, заставляют Чики переосмыслить тему жестоких игр политиков, для которых американские солдаты и жители Вьетнама – единицы в большом бизнес-проекте. Личностное развитие персонажа показано правдоподобно – благодаря неторопливому повествованию и искренней игре Зака Эфрона. В финале картины сам Чики после пережитого лаконично резюмирует: «Меньше пить. Больше думать».

В фильме «За пивом!» Питер Фаррелли попытался перемешать драму и комедию. Тюфяк Чики хватает сумку с пивом и мчится во Вьетнам – вроде бы идея с юморком. Чики ожидал захватывающее приключение и веселые встречи с приятелями, а по прибытии сталкивается со смертью, слезами и разрушениями – подключается драма. Из такого коктейля должна была получиться острая и трогательная история. Однако Фаррелли не удалось глубоко проникнуть в характеры и эмоции героев – он прошелся по ним поверхностно, уделив больше внимания беготне Чики, а не тому, как он переосмысляет пропасть между «там» и «здесь». Философские размышления о войне Фаррелли, словно экономя время, разом выдает в разговорах Чики с угрюмым правдорубом – военным корреспондентом Артуром Коутсом (Рассел Кроу). А ведь в той же «Зеленой книге» автор удачно выдерживал баланс комедии и драмы – там живые диалоги вкупе с происшествиями по ходу дороги сначала раскрывают героев, а потом показывают, как они меняют свои взгляды и оценки.

Поверхностность проработки истории в фильме «За пивом!» вмешивается и в другие аспекты. Комические ситуации тут не смешат, а лишь немного забавляют. Эмоциональные сцены не заставят рыдать – так, разве что немного взгрустнуть. Фаррелли особо не вдается в психологизм, из-за чего внимание с внутреннего постоянно переключается на внешнее. Хотя, конечно, финал – когда Чики возвращается в Нью-Йорк – на эмоции пробивает. Но история в целом больше пресная, чем проникновенная.

Если ждать от фильма «За пивом!» ни к чему не обязывающую забавную историю о том, как один смелый болтун по собственной дурости нюхнул пороху, да так, что «розовые очки» слетели, то от просмотра можно получить удовольствие. Очаровательный недотепа Чики проходит свое маленькое испытание Вьетнамом, нарывается на неожиданные сюрпризы и зачастую, чтобы сохранить свою шкуру целой, полагается на одни только чудесные совпадения и удачу. Копнул бы Питер Фаррелли глубже – вышло бы сильное антивоенное кино о человечности и переоценке приоритетов под прессом суровой реальности. Как минимум место и время действия к этому располагают. Однако этого не случилось. Так что имеем осторожное, простое, зато доброе кино, после просмотра которого можно только сказать: «Классно. Но чего-то не хватает…».



Читайте также