6 октября в прокат ворвется фильм «Сердце пармы» от режиссера «Движения вверх» и «Метро» Антона Мегердичева. Картина, снятая по одноименному роману Алексея Иванова, выдает зрелищные эпические баталии, крепкую историю становления князя Великопермского Михаила и завораживающую мистику – с шаманами, идолами и ведьмами. Постановка вышла грандиозной, и оттого досадные недочеты «Сердца пармы» оставляют еще более горький осадок.
«Сердце пармы» рассказывает историю жизни пермского князя Михаила в исполнении Александра Кузнецова. Действие разворачивается во второй половине 15 века, когда зародилось Русское государство. Отец героя, князь Ермолай (Александр Горбатов) погиб на глазах еще юного Михаила во время нападения вогульского князя Асыки (Валентин Цзин) на княжескую вотчину Усть-Вым – оттуда князь правил Пермью. Асыка совершил набег после того, как ушкуйники Ермолая (новгородские пираты, «вольные наемники») с помощью храмодела Васьки Калины (Владимир Свирский) украли языческую святыню Золотую бабу – истукана богини Сорни-Най. Почти все жители Усть-Выма тогда погибли. Михаила и Тичерть (Елена Ербакова) – дочь кана Танега, которая ласково называет Михаила Миханом, – спас богатырь Полюд (Сергей Пускепалис).
После тех событий Михаил становится новым князем Перми Великой, а Полюд – его верным наставником. Михан хочет объединить народы пермских земель – как христиан, так и язычников, – при этом не пролив ни капли крови. Михаил по любви женится на языческой колдунье-ламии Тичерти. Он устраивает с епископом Ионой (Евгений Миронов) крещение пермяков и договаривается с местными князьями о мирном сосуществовании. Однако великий князь Московский Иван III Васильевич (Федор Бондарчук) все же хочет подчинить пермские земли. И тогда Михану приходится вступить в бой – с московитами.
«Сердце пармы» – динамичная, полная страстей и ужасающе кровавых столкновений история. Мрачные заговоры, таинственные языческие обряды, жаркая любовь и невыносимая жестокость заставляют, затаив дыхание, следить за происходящим. Между героями разворачиваются нешуточные конфликты, которые приводят к серьезным последствиям. И все нити сюжета ведут к гвоздю программы: финальной битве пермяков и московитов, по масштабу эпика сравнимой с боями «Игры престолов» и «Викингов». Воины поражают свирепостью, а военные стратегии – хитростью воевод.
Есть на что посмотреть в «Сердце пармы» и помимо лютых сражений. Образ средневековой Руси вырисовывается через созданные художниками костюмы персонажей – от дьяка в роскошной шубе до воинов в массивных кольчугах, через подобранные живописные локации и построенные для съемок поселения с ветхими избушками да церквушками. Все это передает колорит пармы и работает на атмосферу картины. Однако на этом прекрасном фоне элементы фэнтези выглядят нелепо – визуальные эффекты неправдоподобные и попросту неряшливо исполненные. Особенно настораживает сцена с крещением CGI-младенца – эта дичь криповее жертвоприношений. А олень Асыки и вовсе будто сейчас вывалится с экрана – настолько криво зверь «вставлен» в фильм. Да и со слоу-мо в сценах встречи повзрослевших Михана и Тиче и битв создатели перегнули, превратив эпичность в фарс.
Актерский состав «Сердца пармы» в целом радует – роли исполнены бодро и с огоньком. У Евгения Миронова получился пусть и другой, не книжный, но запоминающийся Иона – с безуминкой в глазах и неудержимым желанием распространять православную веру. От Полюда в исполнении погибшего за две недели до премьеры Сергея Пускепалиса так и веет теплом. Не вписывается в атмосферу русского Средневековья разве что Федор Бондарчук в роли Ивана III. Хитрый и жаждущий власти правитель похож скорее на современного вредного начальника или политика-коррупционера, и этот диссонанс мешает просмотру. Зато Александр Кузнецов прекрасно смотрится в роли молодого, но мудрого не по годам Михана, излучая спокойствие и этакую романтичность. Лишь иногда Кузнецов теряется в насыщенных экшеном сценах и кажется каким-то «зажатым».
Но ладно с ними – криповыми младенцами и Бондарчуком. Главная проблема «Сердца пармы» заключается в формате экранизации. Из оригинального книжного сюжета при адаптации выкинули огромный кусок, поставив в эпицентр событий Михана – а в романе Алексей Иванов уделяет внимание почти всем героям. Авторы убрали историю брата Михана, Василия, урезали концовку и отказались от многих занимательных идей, глубже раскрывающих как ужасающие, так и сказочные стороны «Сердца пармы». С одной стороны – а как по-другому, всю книгу в 500 страниц ведь не уместишь в два с половиной часа хронометража картины. С другой – ввиду сокращения повествование вышло поверхностным, обрывочным, но при этом перегруженным. Какие-то линии перешли в фильм почти нетронутыми, от каких-то остались «кусочки», которые важны для понимания мотивации тех или иных персонажей. Зрителя кидают из одного периода в другой, толком не давая оглядеться, разобраться в ситуации, привыкнуть к героям и понять – кто и почему затянут в этот водоворот событий и кто в какую сторону тут гребет. Тех, кто не читал роман Алексея Иванова, такое нагромождение может если не запутать, то утомить.
В идеале, конечно, из «Сердца пармы» надо было делать сериал. Кинематографичный роман-основа есть, талантливые сценаристы-режиссер-актеры есть, стриминговые сервисы для показа есть, запал есть – может, и бюджет на 1 сезон под такое дело нашелся бы. Сериал по «Сердцу пармы» плавно развернул бы все линии романа, воплотив его за счет визуальных средств где зрелищнее и масштабнее, а где – эмоциональнее и чувственнее. Однако киноделы сделали ставку на «Галопом по парме» и упустили возможность снять добротный сериал уровня «Игры престолов». Может, Антон Мегердичев вдохновится «Лигой справедливости» Зака Снайдера, и ему дадут возможность сделать режиссерскую версию «Сердца пармы»? Мечты, мечты…
В продолжение темы: Объяснение концовки фильма «Сердце пармы» и чем он отличается от книги Алексея Иванова