7 октября в Сети вышел новый «Восставший из ада» по одноименной повести Клайва Баркера – 11-й по счету. Хоррор перезапустил культовую франшизу и рассказал совершенно новую для вселенной историю о сенобитах во главе с булавкоголовым Пинхедом. Возвращение банды адских садистов выдалось эффектным и лютым. Однако вялое начало и общая неубедительность истории не дадут любителям подобных ужасов получить от просмотра истинное «наслаждение».
Начинается новый «Восставший из ада» со зловещих сцен, в которых богатый бизнесмен и коллекционер древностей Роланд Войт (Горан Вишнич) хитростью заставляет одного парня собрать шкатулку-головоломку – Шкатулку Лемаршана. Сенобиты во главе с Пинхедом (Джейми Клейтон) цепями затаскивают бедолагу в мрачное измерение, а Роланд завершает таинственный ритуал.
Шесть лет спустя девушка Райли (Одесса Адлон) и ее бойфренд Тревор (Дрю Старки) – оба борются с наркотической зависимостью – взламывают сейф, в котором находят странную шкатулку. Находку забирает Райли. Вскоре она скандалит со своим братом Мэттом (Брэндон Флинн), и из-за этого у нее происходит срыв. Наглотавшись таблеток, Райли решает головоломку и активирует первую конфигурацию шкатулки из шести – то есть собирает одну из фигур, в которые складываются ее части. Вещица принимает новую форму и обнажает лезвия. По стечению обстоятельств шкатулка переходит от одного героя к другому, от одной конфигурации к другой – все ближе к шестой, финальной в цикле. Запуск каждой конфигурации призывает сенобитов, которые жаждут подарить мучительные наслаждения каждому, чья кровь осталась на лезвиях.
Удушающая атмосфера нового «Восставшего из ада» покоряет адским ужасом. Туман и звон колокола предвещают прибытие страстно любящих свое грязное дело сенобитов – каждый со своими особенными, детализированными увечьями. Адские твари медленно выходят из-за темных углов, жутко улыбаются, окружают отчаявшуюся жертву и не оставляют ей иного выхода, кроме как умереть в муках. В лучших традициях Клайва Баркера!
До жестокой изощренности и мерзости первых фильмов серии и описанных в повести кроваво-извращенных ужасов новому «Восставшему из ада» далеко. По сравнению с оригиналом 1987-го и особенно с книгой «Восставший из ада»-2022 кажется легкой прогулкой. Некоторые смерти вообще оставили за кадром. Зато суровые моменты со смертельной «растяжкой» на цепях традиционно впечатляют и пугают. Хоррор в целом справляется с задачей выдать до жути отвратительное зрелище, которое невозможно забыть. Местами эта дичь пугает. Однако держать зрителя в страхе на протяжении всего фильма новому «Восставшему из ада» не удается.
Клайв Баркер в своих историях раскрывает противоречивых героев, которые редко бывают просто хорошими. Авторы нового «Восставшего из ада» передали эту особенность творчества писателя. Дикие распутники в духе Фрэнка Коттона на вечеринку не заглянули, но тут есть свои проблемные персонажи – они совершают необдуманные поступки, грешат запретными веществами и предают. За сложной и полной эмоциональных моментов борьбой «падшей» Райли со своими внутренними демонами любопытно наблюдать. Исход этой линии не очевиден, и девушка то отдаляется от края бездны безнравственности, то приближается к нему вплотную.
Сюжет нового «Восставшего из ада» застрял в устаревших хоррор-клише. Подчас кажется, будто смотришь очередную неумелую копирку «Звонка». Вместо проклятой кассеты тут шкатулка с лезвиями, которая прыгает из рук в руки, цапает недотеп и бросает их на расправу БДСМщикам. Тут есть и банальная, ставшая классической для мистических триллеров линия, где Райли проводит унылое расследование в попытках разобраться в происходящем. Действительно, зачем плавно погружаться в мир «Восставшего из ада», если можно быстренько окунуть зрителя в устройство вселенной, подсунув сцены со статьями в компьютере и инструкциями в древних письменах.
Такая мудреная штуковина, как Шкатулка Лемаршана, в «Восставшем из ада»-2022 открывается до смешного просто. Авторы явно намеревались покромсать побольше жертв, поэтому смертей много – зачастую жертвы случайны, некоторые из них и не собирались получить заветное «наслаждение». И происходят смерти так быстро, что в какой-то момент фильм становится не адским хоррором о потусторонних тайнах, а молодежным слэшером с Пинхедом вместо Майкла Майерса. Конечно, и в старых фильмах по «Восставшему из ада» подробности функционирования шкатулки подавались в сокращенном варианте, чтобы ужастик не озадачивал, а пугал. Однако в новой части адские разборки вообще скатились в слэшер-беготню.
После лишенного всякой оригинальности и мучительно затянутого «пролога» в новом «Восставшем из ада» идет насыщенная ужасами часть в особняке Роланда Войта – и вот тут становится интересно. Сцена с порталом в адское измерение в машине поражает: это самая необычная, изобретательная и даже люто страшная часть фильма. От невыносимо спокойного и жестокого Пинхеда с его даром «наслаждения» можно забыть, что происходило в фильме до этого. В финале картины следует пара мощных сюжетных поворотов – отчасти они ожидаемые, но такие, что ух. Ради такого стоит перетерпеть нудную первую половину фильма.
«Восставший из ада»-2022 – качественно снятое, но осторожное переосмысление хоррор-франшизы. Перенесенные на экран страшилки Клайва Баркера могут вызывать гораздо более острые, как булавки под ногтями, ощущения. Но, по крайней мере, тут ужасы по Баркеру поданы сочнее и интереснее, чем в «Книгах крови» 2020 года. От первой половины нового «Восставшего из ада» клонит в сон, зато вторая нагоняет мурашек и заставляет неотрывно следить за стремительно развивающимися событиями. Пинхед в книге Баркера и в ужастике 1987-го обещает «разорвать душу на части». Свежепризванному демону не удается «запасть» в душу, но царапнуть ее своими цепями он успевает.