В 8 серии, шесть лет спустя, у «Черных» и «Зеленых» появляется последний шанс на примирение – хотя и не похоже, что хоть что-то способно помирить их детей. Из-за тяжелого ранения Корлиса Велариона решается, кто будет владеть Дрифтмарком, и у Люцериса, сына Рейниры, чье положение ненадежно, появляется соперник, упирающий на свою «законность». Тем временем «повзрослевший» принц Эйгон подтверждает все худшие опасения своего деда Отто. В Красном замке царит тягостная атмосфера: король Визерис умирает. Из-за его слабости фактически правят королева Алисента со своим отцом Отто Хайтауэром, «голосом короля» – что совсем не на руку Деймону и Рейнире в решении очередных споров о наследовании. 8 серия завершает «первый акт» сериала «Дом дракона», и драма в королевской семье выглядит почти шекспировской. Мы узнаем, как судьба короля Визериса – точнее, его плачевное состояние перед смертью – повлияла на историю Вестероса самым неожиданным образом.
В тексте есть спойлеры к 8 серии «Дома дракона» и роману «Пламя и кровь» Джорджа Мартина.
Роковая ошибка короля Визериса перед смертью
Визерис Первый был одной ногой в могиле с 5 серии «Дома дракона», и его уход был лишь вопросом времени. Однако мы снова увидели Визериса и после первого «скачка во времени» – десять лет спустя, и после второго – еще шесть лет спустя. В 8 серии Визерис уже буквально едва цепляется за жизнь и похож на мумию. Он с трудом узнает даже собственную дочь Рейниру и брата Деймона, успевших пожениться. Короля мучают сильнейшие боли, единственное средство против которых – маковое молоко, и его щедро используют Отто и Алисента Хайтауэры. И если в Алисенте и правда есть сострадание к старому и немощному супругу, то Отто как обычно движет жажда власти, и маковое молоко очень кстати для него удерживает Визериса в полубессознательном состоянии.
Однако Визерис все-таки в последний раз собирается с силами, отказывается от макового молока и, ко всеобщему потрясению, появляется в тронном зале, где идет разбирательство насчет того, кто будет править Дрифтмарком. Визерис делает последнюю попытку поддержать Рейниру. Хотя, вместе с тем, он от всей души хочет примирения своей семьи.
Визерис хочет «все исправить» и за ужином еще раз призывает Дом дракона объединиться и оставить в прошлом взаимные обиды. В какой-то момент начинает казаться, что ему это наконец удается. Но в финале серии, уже прямо перед своим концом, Визерис, лежа в постели, говорит с Алисентой, принимая ее за Рейниру.
Ранее Рейнира спрашивала его, верит ли он в предсказания Эйгона Первого о Песне Льда и Пламени, и тогда Визерис не ответил. Теперь он говорит о «Принце, что был обещан», что Эйгон был прав, а она – то есть Рейнира – должна «объединить страну». Но перед ним не Рейнира, а Алисента, которая заключает, что речь идет о ней и об их сыне Эйгоне. Таким образом Алисента, не узнав пророчество, оказывается под впечатлением, что последней волей Визериса было сделать наследником Эйгона. В действительности Визерис намеревался передать пророчество Эйгона своей дочери. Едва установившийся между Алисентой и Рейнирой хрупкий мир снова рушится из-за последних слов короля, который умер, так и не узнав, что ужасно ошибся.
Разбор главных событий 7 серии «Дома дракона»: что случилось с Лейнором Веларионом, как новый брак Рейниры поможет ей в борьбе за Железный трон и почему Танца драконов уже не избежать
Что означает семиконечная звезда и на что она намекает
Как замечают Рейнира и Деймон, возвратившись после долгого отсутствия, в Красном замке многое переменилось. Геральдика Таргариенов исчезла, а ее место заняла семиконечная звезда – символ веры в Семерых. С семиконечной звездой не расстается и королева Алисента: она носит два ожерелья, украшенных этой звездой – большой и маленькой. Это отсылка к типичным чертам характера Алисенты, которая набожна и верит в свою праведность, хотя на самом деле больше склонна к ханжеству. Также это еще один признак стремления Хайтауэров возвыситься над Таргариенами: по приезде в Королевскую Гавань Деймона и Рейниру встречает один лишь лорд Касвелл.
Вместе с тем семиконечная звезда – намек на грядущие события. Согласно роману «Пламя и кровь» Джорджа Мартина, Эйгона, сына Алисенты, коронует септон Юстас в отсутствие верховного септона. Коронация Эйгона пройдет по обряду веры в Семерых, активными сторонниками которой Хайтауэры были уже очень долгое время – опять же, в противоположность валирийским обрядам, принятым в доме Таргариенов.
Смысл предсмертных слов Визериса и пророчество о «Принце, что был обещан»
Речь Визериса, когда он обращается к Алисенте, думая, что говорит с Рейнирой, подтверждает, что он видел своей наследницей исключительно старшую дочь. Даже несмотря на то, что у него родились долгожданные сыновья от Алисенты.
Именно Рейнире Визерис собирался доверить тайну насчет пророчества Эйгона Завоевателя о Долгой Ночи и Принце, что был обещан – то самое пророчество, хорошо знакомое всем фанатам «Игры престолов». Эйгон, как и другие Таргариены, видел вещие сны. И согласно его пророчеству, Вестерос сможет победить некую страшную угрозу только при условии, что Семью Королевствами будет править Таргариен, который всех объединит перед лицом холода и тьмы. Под «холодом и тьмой», конечно, имеются в виду белые ходоки и Король Ночи в «Игре престолов». «Принц, что был обещан» не даст человеческому роду исчезнуть. Хотя это может оказаться и принцесса: пророчество не уточняет пол. В конце Визерис произносит: «Это ты. Ты должна это сделать». Он хочет сказать, что Рейнира должна быть на троне Семи королевств и продолжить линию крови, но Алисента делает вывод, что Визерис приказывает ей сделать королем их сына Эйгона – просто поскольку звучит имя Эйгона. Алисента отвечает, что «все поняла» и утверждается в намерении отстаивать притязания Эйгона на трон.
Все это завершает цепочку событий, которые привели к Танцу драконов – гражданской войне в Вестеросе. Последним фактором, подтолкнувшим Алисенту к ее развязыванию, стало обычное недопонимание.
Как «Зеленые» могут использовать возвращение Рейниры в Драконий Камень
После очередной стычки между Джейкерисом и Люцерисом с одной стороны и Эйгоном и Эймондом с другой, Рейнира решает возвратиться всей семьей в Драконий Камень. Она обещает Алисенте, с которой только что было помирилась, что скоро снова посетит столицу, чтобы навестить ее и короля. Она не знает, что в эту самую ночь Визерис умрет, а Алисента примет его предсмертные слова за указание непременно посадить на трон Эйгона.
Это значит, что Алисента сможет приняться за дело немедленно, и «Зеленые» устроят коронацию Эйгона и соберут силы даже раньше, чем Рейнира узнает о смерти отца. А известие о смерти Визериса, вполне возможно, в Красном замке будут утаивать до того момента, когда все будет уже решено, чтобы Рейнира и Деймон не помешали коронации Эйгона. Иначе говоря, о смерти Визериса объявят не раньше, чем Эйгон сделается королем.
Почему Рейнис все-таки поддержала Рейниру
Перед слушанием в тронном зале Рейнира беседует с Рейнис. Выясняется, что та винит Рейниру в гибели Лейнора и не хочет помогать ей в спорном вопросе наследования. Это последствия инсценированного «убийства» – а на самом деле бегства – Лейнора, которое подстроили Рейнира и Деймон, чтобы пожениться. Однако все-таки позднее Рейнис неожиданно становится на сторону Рейниры и Люцериса, признавая его законным наследником Дрифтмарка. Тем самым «Зеленым» наносят сокрушительный удар, и это видно по их лицам.
Судя по всему, передумать Рейнис заставило внезапное появление Визериса, который, несмотря на свою болезнь и слабость, все равно явился на защиту дочери. Рейнис уже не могла предать Рейниру перед своим кузеном, которого по-прежнему уважала и любила. К тому же сделать наследником Дрифтмарка Люцериса желал и Корлис, считая, что «имена для истории важнее, чем кровь». Так что Рейнис осталась верной Визерису, Рейнире и своему мужу, а Рейнира не потеряла поддержку Веларионов.
Что будет с Корлисом Веларионом после сообщений о тяжелом ранении
На момент событий 8 серии «Дома дракона» очередная война на Ступенях тянется уже шесть лет, на протяжении которых Корлис Веларион отсутствует в Дрифтмарке. В один прекрасный день в Дрифтмарке узнают, что Корлис тяжело ранен, и даже не известно, выживет ли он. В отсутствие Корлиса правит Рейнис, но теперь объявляется новый претендент на Дрифтмарк – Веймонд, брат Корлиса. Он считает себя единственным законным наследником, поскольку ходят упорные слухи, что сыновья Рейниры и якобы умершего Лейнора Велариона – незаконнорожденные. Это – вкупе с отсутствием Корлиса – позволяет Веймонду заявить о своих правах на Дрифтмарк. Спор может разрешить только король или его Десница. И пока решается, кто должен унаследовать Дрифтмарк, судьба Корлиса кажется очень неопределенной.
Однако не стоит сильно переживать за Корлиса Велариона. Создатели «Дома дракона» более-менее аккуратно следуют роману «Пламя и кровь», и согласно ему Морской Змей проживет еще долго и переживет очень многих. Он сделается одной из ключевых фигур в Танце драконов и поддержит Рейниру и ее детей в борьбе за Железный трон, будучи ее особо могущественным сторонником. Он даже станет ее Десницей, а впоследствии будет регентом при ее сыне Эйгоне Третьем и умрет лишь в глубокой старости.
Чего ждать от возвращения Мисарии
Мисария, бывшая любовница Деймона, пропала после 4 серии «Дома дракона» – но только на время. Теперь она снова объявилась, причем в качестве закулисной фигуры, к которой тайно стекаются известия из Красного замка.
По Джорджу Мартину, Мисария – мастер над шептунами при партии «Черных». Ту же должность занимал в «Игре престолов» лорд Варис, хотя, в отличие от Вариса, у Мисарии нет места в Малом совете. И судя по всему, эту же роль она будет играть в «Доме дракона». В 4 серии шпионы Мисарии донесли Отто Хайтауэру о тайных прогулках и забавах Деймона и Рейниры, что Отто попытался использовать против наследницы Визериса. За прошедшие шесть лет ее шпионская сеть значительно выросла и проникла в сам дворец. Одна из шпионок Мисарии – Талия, служанка королевы Алисенты. А значит, Мисарии должно быть многое известно о «Зеленых», причем история с принцем Эйгоном и служанкой Дианой, которую Алисенте пришлось подкупить – лишь верхушка айсберга. Но главное – о раздоре в королевской семье знают за пределами Красного замка, поскольку через свою сеть тайных агентов среди слуг Мисария вовсю собирает сведения об Алисенте, Эйгоне и Визерисе. Если Мисария по-прежнему служит Деймону, именно она может стать глазами и ушами «Черных» во дворце, когда Рейнира с семьей возвратится в Драконий Камень.
Тост Эймонда за племянников и начало смертельной вражды сыновей Алисенты и Рейниры
Король Визерис в последний раз собирает свою семью в полном составе, и во время ужина «Зеленые» и «Черные» чуть ли не заключают перемирие. Правда, это относится только к Рейнире и Алисенте, причем первый шаг снова делает Рейнира.
Тем временем их отпрыски по-прежнему находятся в плохих отношениях, причем масла в огонь все так же подливает «секрет» происхождения Джейкериса и Люцериса. Те, в свою очередь, не забыли стычку шестилетней давности, в результате которой принц Эймонд потерял глаз. Но пиршество все-таки идет своим чередом, пока слуги не ставят на стол перед Эймондом жареного поросенка. Когда-то братья смеялись над Эймондом из-за того, что у него не было дракона, и в насмешку предлагали ему прокатиться на свинье. Эймонд замечает, что Люцерис над ним смеется, и в отместку произносит тост:
«За здоровье моих племянников – Джейса, Люка и Джоффри. Черноволосых, статных, как отец. Так давайте поднимем кубки за сыновей своего отца».
В переводе игра слов частично теряется, но в оригинале слышно, что тост поднимается «за мальчишек Стронгов»:
«To the health of my nephews: Jace, Luke and Joffrey. Each of them handsome, wise, strong. Let us drain our cups to these three Strong boys».
Хотя основная мысль Эймонда все равно яснее некуда: все трое – именно что «сыновья своего отца».
После этого тоста становится окончательно ясно, что сыновья Алисенты и Рейниры уже никогда не помирятся. Их конфликт будет только развиваться, а эта вражда между дядьями и племянниками со всеми ее последствиями в дальнейшем станет одной из центральных сюжетных линий. Все сводится к тому, что они всерьез примутся уничтожать друг друга, и прекратится эта вражда только со смертью последнего из них.
Отметим еще один момент. В 8 серии «Дома дракона» Деймон заполучает три яйца, отложенных Сиракс – драконицей Рейниры. Таким образом Деймон сможет подарить дракона своей дочери Рейне – а Таргариенам в скором времени определенно понадобится больше драконов и драконьих всадников, учитывая, что «Зеленые» владеют самым старым и мощным драконом Вестероса – Вхагар, которая принадлежит принцу Эймонду.
9 серия «Дома дракона» выйдет 16 октября