Никто не верил, что история маньяка в маске когда-либо закончится. Не верится и сейчас, потому что более 40 лет мы смотрим одно и то же кино, только в профиль, что изрядно утомило. Однако новая часть «Хэллоуина» оказалась пусть не вполне удачным, но достойным завершением легендарного карпентеровского слэшера.
В фильме «Хэллоуин заканчивается» вечно преследуемая Лори Строуд в исполнении Джейми Ли Кертис успокоилась. Она вяжет, печет пироги, заигрывает с офицером полиции и пишет книгу, пытаясь осмыслить кровавую эпопею с Майклом Майерсом. Маньяк и жертва навсегда скованы страхом и ненавистью, но сейчас старушка живет с внучкой, которую она в преддверии, естественно, Хэллоуина знакомит с одиноким пареньком Кори Каннингэмом, обвиненным в убийстве ребенка.
Привычному слэшеру авторы решили придать больше драмы, и это радикально отличает «Хэллоуин заканчивается» от прошлых серий в постановке Дэвида Гордона Грина. Правда, режиссер и сам не может отпустить прошлое, возвращаясь к тому, что мы и так знаем. На экране нарезкой проносятся воспоминания о том, что жил-был мальчик, который зарезал родную сестру, напал на няню и ее друзей, потом попал в подвал горящего дома, откуда чудом выбрался. В этом фильме Майкл Майерс продолжает свой путь маньяка. Он пропал, но не умер, а значит, чья-то кровь точно прольется.
Однако главным действующим лицом оказывается не Майкл, который живее всех живых, и даже не Лори, а затюканный очкарик Кори, которого местные жители сторонятся. Нелепая гибель ребенка в прологе и праздничная пьянка ряженых подростков готовит нас к тому, что фильм Грина будет типичным молодежным слэшером. Но вам станет скучно, если вы настроены на иронично устрашающий хоррор с изощренной жестокостью. «Хэллоуин заканчивается» не пугает и не веселит. Конечно, в нем устраивают кровавые расправы, но только ближе к концу, а в остальном – это драма о природе зла, о том, как страх порождает насилие, и как трагедия, подобно болезни, влияет на общество. В этом смысле сцена с отрезанным языком радиоведущего очень выразительна.
Финал трилогии, лишенный саспенса, рассказывает не только о выжившей Лори Строуд, а неубиваемый Майкл Майерс представлен не столько психопатом, который прячется в кишащей крысами канализации, сколько метафорой, воплощением зла, ницшеанской бездной. Под маской маньяка может скрываться кто угодно. Абсолютное зло не умирает, оно лишь меняет форму. Является ли зло врожденным пороком? А может, безумец с ножом – явление, порожденное самим обществом?
«Хэллоуин заканчивается» звезд с неба не хватает, потому что о городских ужасах ничего нового не скажешь. Триллер с вкраплениями комедии и сомнительным романом мог быть бодрее, мрачнее и жутче. Но авторы попытались сделать что-то другое, отличное от чистого жанра, где таинственный убийца под знаменитый саундтрек кромсает школьников и их родителей, пока детишки бегают за сладостями.
Беда в том, что Дэвид Гордон Грин – не тот режиссер, который способен выжать из слэшера трагедию шекспировского размаха. Голливуд зациклен на маньяке, чтобы было что продать на Хэллоуин. Головорез, сбежавший из дурки и кокнувший толпу людей, не такое уж важное событие, поэтому давно пора попрощаться и жить дальше. Во всяком случае, распятие убийцы кухонными ножами кажется заслуженным финалом этой кровавой саги.
25 Октября 2022, 18:47