​Arctic Monkeys «The Car»: Кинематографичное ретро

Группа успешно продолжает начатую на предыдущем альбоме лаунж-тему.

Карьера Arctic Monkeys стартовала в 2000-х годах, но пик их популярности пришелся на 2013 год с альбомом «AM». Это самая успешная пластинка группы в США. Песню «Why'd You Only Call Me When You're High?» перепевала Майли Сайрус. «Do I Wanna Know?» возглавляла Billboard Rock Airplay, ее также перепевали Дуа Липа и Сэм Смит. Это также самый популярный релиз группы в Австралии, Ирландии, Италии и многих других странах.

Однако новообретенная слава – вернее, новый уровень славы – не слишком понравился Arctic Monkeys. Следующий альбом «Tranquility Base Hotel & Casino» вышел лишь через пять лет, в 2018-м, и был полной противоположностью «AM». «The Car» развивает тему «Tranquility Base Hotel & Casino»: это все те же размеренные ретро и лаунж, только более оркестровые, вычурные – тогда как на предыдущем альбоме Arctic Monkeys исследовали психоделику. Поэтому и «Tranquility Base Hotel & Casino», и «The Car» вызвали неоднозначную реакцию фанатов. Это вовсе не та группа, которую они полюбили когда-то – где инди-рок, где постпанк? «Tranquility Base Hotel & Casino» шокировал поклонников сильнее, потому что смена курса произошла именно на нем. Но «The Car» вызвал больше разочарования: один «нестандартный» альбом еще может быть экспериментом, а два – уже смена курса как она есть.

Давние слушатели Arctic Monkeys знают, что фронтмен группы Алекс Тернер неравнодушен к музыке 1960-х. Еще в 2007 году он вместе с Майлзом Кейном создал проект The Last Shadow Puppets, в рамках которого выпустил два альбома: «The Age of the Understatement» (2008) и «Everything You've Come to Expect» (2016). Пластинка «The Car» и вправду во многом похожа на The Last Shadow Puppets – однако то все же был интересный экспериментальный сайд-проект, тогда как к альбомам Arctic Monkeys Тернер относится куда более серьезно. Также не стоит забывать, что в этом году группе исполнилось 20 лет, а самому Тернеру – 36. У многих людей с возрастом задор постепенно уходит, но жажда творить никуда не пропадает. И творчество с годами часто становится неторопливым и задумчивым – так случилось и с Arctic Monkeys. Раньше их музыка была по-хорошему молодежной, заводной и легкой. Теперь же она по-хорошему взрослая, утонченная и интеллигентная.

«Tranquility Base Hotel & Casino» сам по себе был изящным, но на «The Car» Arctic Monkeys стали еще изысканнее. Это самая кинематографичная работа группы: так, зловещая песня «Sculpture of Anything Goes» могла бы «озвучить» тревожную сцену в старом научно-фантастическом кино. По словам Алекса Тернера, название трека было навеяно сценой из фильма «Индиана Джонс и храм судьбы» 1984 года. В этой сцене Кейт Кэпшоу исполняет «Anything Goes» Коула Портера на китайском языке. Оригинальная же «Anything Goes» вышла за полвека до картины, в 1934 году. Таким образом, «Sculpture of Anything Goes» как бы совместила в себе сразу несколько эпох. «Mr Schwartz» подошла бы для нуар-фильма – интересно, что и французское слово noir, и немецкое schwartz переводятся как «черный». «Body Paint» хорошо бы смотрелась в детективе, «Perfect Sense» – в драме, «Hello You» – в мюзикле, «There’d Better Be a Mirrorball» – в фильме о Джеймсе Бонде. Arctic Monkeys – подходящие кандидаты на написание заглавной песни для следующего фильма «бондианы». Тема кино видна и по текстам: например, в «Jet Skis on the Moat» упоминается камера CinemaScope, на которую снимали кино в 1950-х и 1960-х годах.

Тексты песен на «The Car» оказываются гораздо занятнее, чем на «Tranquility Base Hotel & Casino». Алекс Тернер превратился в интересного рассказчика, удерживающего внимание своим повествованием. Будь то диалог с неверной возлюбленной в «Body Paint», размышления об отношениях группы с музыкальной индустрии в «Big Ideas», ностальгические воспоминания в заглавной песне «The Car» или внутренние творческие разногласия в «I Ain't Quite Where I Think I Am».

Можно понять, почему «новых» Arctic Monkeys не все принимают, но их творческое упорство весьма похвально. Тем более что это не просто попытки поиграть с новым звучанием, а сознательное, органичное изменение стиля. Алекс Тернер отлично «потренировался» в The Last Shadow Puppets и обкатал ретро-эстетику в «Tranquility Base Hotel & Casino». «The Car» – улучшенная, более глубокая и душевная версия «Tranquility Base Hotel & Casino» с роскошными музыкальными пейзажами. Это «новые» Arctic Monkeys в своем лучшем виде – безумно стильная, невероятно кинематографичная ретро-музыка.



Читайте также