11 ноября состоялся мировой релиз фильма «Черная Пантера: Ваканда навсегда» Райана Куглера. Рассказываем, почему сиквел колоритного фильма об африканском супер-королевстве – разочаровывающее завершение 4 фазы киновселенной Marvel.
Дебютная «Черная Пантера» стала первым крупным супергеройским проектом, который представлял африканскую культуру, пускай и под фантастической призмой. После смерти исполнителя главной роли Чедвика Боузмана режиссер и соавтор фильма Райан Куглер был вынужден переделать сценарий сиквела. Второй фильм о Черной Пантере завершает 4 фазу киновселенной Marvel – если, конечно, не брать в расчет грядущий рождественский спецвыпуск о Стражах Галактики.
Сюжетная завязка фильма «Черная Пантера: Ваканда навсегда» начинается с гибели правителя и главного защитника передового африканского королевства – Т’Чаллы. Народ и близкие пытаются смириться с горькой утратой, параллельно защищая свои запасы ценного материала вибраниума от посягательств чужестранцев. Спустя год после кончины Черной Пантеры сестре Т’Чаллы Шури приходится иметь дело с новой таинственной угрозой – могущественной подводной цивилизацией мутантов, обладающей собственными резервами вибраниума. Во главе с правителем Нэмором недружелюбные гости из глубин океана силой пытаются заставить жителей Ваканды создать коалицию против государств, которые покушаются на их ценный ресурс. Шури и ее соотечественники не хотят поддаваться Нэмору и объявлять войну всему миру, поэтому они вступают в конфронтацию с опасным соперником.
Первая «Черная Пантера» была любопытным миксом супергеройской фантастики и истории борьбы за королевский трон, в которую вплетался исторический контекст и актуальные проблемы американского общества. «Черная Пантера 2» в некоторых посылах, сюжетных поворотах и образах героев слишком уж часто и топорно вторит прошлой сольной картине о Черной Пантере, со своей стороны не предлагая ничего интересного и концептуально нового.
Шури – очень умная героиня, но в сиквеле она оказывается бледной тенью брата, которая фактически идет по его следам. В «Черной Пантере 2» она должна показать, что выше жестокой мести и достижения светлого будущего своего народа ценой жертв других – а это вторит по содержанию дебютной картине о Черной Пантере. Героиня Летишии Райт не тянет на убедительную замену Т’Чалле Чедвика Боузмана в качестве правительницы и защитницы Ваканды.
Основной антагонист сиквела Нэмор во многих моментах похож на Киллмонгера. Он тоже хочет лучшего своему народу и для достижения этого готов спалить остальной мир. Однако персонаж Теноча Уэрты не так хорошо проработан и лишен пробивной харизмы злодея Майкла Б. Джордана. Из-за самоповтора и менее стройной проработки тем, образов героев, а также ведущего противостояния Шури и Нэмора сюжетные перипетии уже не вызывают особых эмоций. Самый трогательный момент в «Черной Пантере 2» связан с оставшейся за кадром гибелью Т’Чаллы и похоронами – но это вовсе не заслуга самого фильма, ведь грустная сцена пробуждает эмоции в первую очередь из-за реальной смерти Чедвика Боузмана.
Хотя исполнительница роли Рамонды Анджела Бассетт выжимает максимум из каждой своей сцены – а ей приходится иметь дело с не самым талантливым в плане драматургии сценарным материалом, – второстепенным персонажам фильма «Черная Пантера: Ваканда навсегда» не удается блеснуть и сгладить недостатки главных героев. Некоторые действующие лица второго плана и вовсе получились тут сомнительными. Например, роль Валентины Аллегры де Фонтейн в этой истории совсем не обязательна, но такими появлениями в проектах франшизы авторы пытаются напоминать зрителям о ее существовании. Новая героиня, юная гениальная изобретательница Рири Уильямс, введена в повествование так стремительно, что поверить в ее необычайный интеллект просто невозможно. Создатели парой общих предложений о ее прошлом пытаются убедить нас, что какой-то непонятный подросток способен конструировать высокотехнологичные доспехи чуть ли не уровня костюмов Тони Старка, при этом не имея столь же внушительных ресурсов и опыта. Более логичным решением было бы начать с сольной истории о Железном сердце, раскрыть Рири Уильямс, а потом уже вводить ее в другие проекты киновселенной Marvel.
Негативный эффект от вторичности и смысловой несостоятельности фильма «Черная Пантера: Ваканда навсегда» усиливает его деградация в еще двух важных элементах. Сиквел заметно уступает первой части – особенно эпизоду заварушки в казино и погоне – в плане изобретательности и яркости постановки экшена. Боевые сцены и остальное действо здесь выглядят просто и пресно, из-за чего фильм Куглера как супергеройский приключенческий экшен не вызывает восторга. Следом за этим разочаровывает и звучание сиквела. Первую «Черную Пантеру» украшали прекрасная и атмосферная музыка Людвига Горанссона, а также мощные и стильные саундтреки с альбома Кендрика Ламара. Здесь же и Горанссону не удается придумать столь же сильного музыкального сопровождения, и треки от приглашенных исполнителей не цепляют слух.
В конечном счете «Черная Пантера: Ваканда навсегда» – один из тех сиквелов, которые страдают от кризиса идей. Содержательная вторичность продолжения вдвойне усугубляется проходным саундтреком и лишенной эффектных решений режиссурой. Подобное завершение 4 фазы киновселенной Marvel выглядит просто удручающим.