По сюжету «Жестокой ночи» Санта-Клаус решил, что к 21 веку он устал от Рождества и своих обязанностей. Люди утратили веру в волшебство, детей волнуют только лишь подарки – да побольше. Никому уже дела нет до Санты с его «Хо-хо-хо!» и духа Рождества. Так что Санта объявляет это Рождество последним и все, баста. Он отправляется раздавать детишкам подарки и оказывается в доме состоятельной семьи, где его ждет девочка по имени Труди (Леа Брэйди). Выясняется, что Труди и ее родню взяли в заложники вооруженные до зубов грабители. Санта решает помочь Труди и ее семье – в ход пойдут не только волшебные тумаки, но и тупые, тяжелые и острые предметы.
«Жестокая ночь» – это взрывная смесь комедии «Один дома» и классических боевиков про заложников в духе «Крепкого орешка». Авторы прямо подчеркивают схожесть фильмов, расставляя то тут, то там отсылки к ним. В «Жестокой ночи» есть даже классическая сцена с подготовленными ребенком ловушками для грабителей. Однако этот эпизод приобретает кроваво-красные оттенки – одними синячками злодеям не отделаться.
Из Дэвида Харбора вышел убедительный «уставший от жизни» Санта. Пожалуй, ради него в первую очередь и стоит смотреть фильм. Санта лениво расхаживает по домам, небрежно рассовывает подарки и предпочитает употреблять не молоко, а что-нибудь покрепче. Между делом Санта переругивается с оленями, ворчит и острит – благодаря игре харизматичного Харбора это выглядит естественно и прикольно. За просмотром успеваешь поверить, что если Санта в 21 веке и есть, то он именно такой.
Когда начинается мордобой, Санта предстает жестким костоломом – кувалдой и вообще всем, что плохо лежит, он в прямом смысле разносит негодяев. Кровища цвета глинтвейна льется, головы летят как пробки шампанского, игрушечные звездочки как сюрикены вонзаются в мягкие и не очень места, а тела превращаются в конфетти. Экшен сочный и динамичный – но по изобретательности «Жестокой ночи» далеко до более эффектного в плане боевок «Джона Уика». Драки Санты с нехорошими ребятами однообразны и быстро превращаются в мешанину. Хотя финальный «каминный» аккорд в битве с главным боссом в исполнении Джона Легуизамо точно удивит – если не шокирует – зрителей.
Юмор в «Жестокой ночи» не выдающийся. Шутки милые, забавные и даже способные поднять настроение, а местами и по-хорошему грубые. Однако нет лютого угара, который подразумевает черная комедия. В какой-то момент все скатывается в детсадовские приколы – гвоздем программы вообще сделали разговор Санты и ребенка о том, как лучше называть задний проход. Несмотря на это, комедия здесь не раздражает – уже хорошо. Но от фильма о любящем выпивку и ругань Санте хочется чего-то смелого, драйвового, безбашенного и хулигански смешного.
«Жестокая ночь» переосмысливает Санта-Клауса, добавляя ему мрачную предысторию. На сложные отношения Санты с миссис Клаус намекают весь фильм – любопытная альтернатива их широко растиражированной семейной идиллии. При этом разборки богатой семьи, которую Санта вызвался спасти, вышли унылыми и посредственными, с банальной развязкой. Кучка карикатурных персонажей раздражает своими склоками, а ближе к финалу словно по щелчку объединяется и делает то самое рождественское чудо своим наигранным «Мы верим!». Только родители Труди (Алекс Хэсселл и Алексис Лодер) кажутся более-менее настоящими в этом цирке.
«Жестокая ночь» должна была стать острой черной комедией с рождественским настроением, которая способна разбавить череду приторных праздничных фильмов. Этакий новый «Плохой Санта». Однако этой самой рождественской приторности здесь оказывается слишком много – только обилие крови и напоминает, что перед нами кино для взрослых. А ведь режиссером выступает постановщик хоррора «Операция "Мертвый снег"» Томми Виркола – он должен быть в курсе, что такое треш.
В то же время «Жестокая ночь» замахивается на старт новой неординарной франшизы о Санта-Клаусе. Мощный Дэвид Харбор, яркий экшен и намеки на «нечто большее» в этой сказке для взрослых сделали фильм запоминающимся, а возможное продолжение с подробностями биографии Санты – желаемым. В финале и в сцене после титров «Жестокой ночи» дали понять, что о существовании Санты станет известно всему миру. Если сиквел будет, то он окажется более масштабным. Может, и Виркола в продолжении наконец-то рискнет по-настоящему похулиганить.