Soyuz.Ru публикует 20 малоизвестных фактов о мультфильме The Beatles «Желтая подводная лодка».
17 июля 1968 года в Лондоне состоялась премьера мультипликационного фильма “Yellow Sumbarine” («Желтая подводная лодка»), поставленного канадским режиссёром Джорджем Даннингом по мотивам песен группы The Beatles. Мультфильм имел моментальный успех, и его популярность не ослабевает и по сей день. В фильмографии ливерпульского квартета эта картина занимает исключительное место: ее с интересом и даже восторгом смотрят не только поклонники группы, но и все остальные зрители любых возрастов, которых привлекает необычный видеоряд, изящные сцены, сочетающие музыку и изобразительное искусство, неуемная, ни чем не ограниченная фантазия создателей мультфильма, и, в конце концов, вечная история торжества сил Добра над силами Зла.
«Желтая подводная лодка» не породила новое направление в анимации (хотя вызвала ряд подражаний даже в нашей стране – вспомним «Бременских музыкантов»), но осталась совершенно уникальным фильмом в истории мультипликации и, пожалуй, самым ярким визуальным документом из давно прошедшей эпохи цветов, мира и любви. Тем интереснее узнать, в каких непростых условиях создавался этот мультфильм и какими необычными способами пользовались его создатели.
Итак, 20 малоизвестных фактов...
- Истоки «Желтой подводной лодки» следует искать в мультипликационном сериале “The Beatles”, который выходил на американском телевидении с 1965 по 1967 год. Исполнительным продюсером сериала был Эл Бродакс – будущий продюсер «Подводной лодки». За три сезона в эфир вышло 39 эпизодов сериала; каждый из них имел нехитрый сюжет, в котором, по моде того времени, битлам противостояли вампиры или безумные учёные. В каждой из серий звучало несколько песен The Beatles, этим ограничивалось их (опосредованное) участие в сериале. Самим битлам этот сериал не нравился, по словам Леннона, музыканты выглядели в нем, как «чертовы Флинстоуны».
- Группа изначально отнеслась к идее создания нового мультфильма без всякого восторга. Держа в памяти мультсериал “The Beatles”, они предположили, что их снова превратят в «чертовых Флинстоунов». Об их отношении к проекту можно судить уже по следующему факту: музыканты сказали своему продюсеру Джорджу Мартину, что не собираются писать новых песен специально для мультфильма, а снабдят его только уже отбракованными вещами или новыми песнями, которые окажутся слишком слабы для альбомов The Beatles.
- Несмотря на все сомнения, Джон, Пол, Джордж и Ринго сравнительно легко согласились на предложение «сняться» в мультфильме. «Желтая подводная лодка» должна была стать третьим из трех фильмов, в которых они были обязаны сняться по контракту с компанией United Artists (предыдущими двумя были «Вечер трудного дня» и «На помощь!»). В то самое время битлы собирались отправиться в Индию к гуру Махариши. Продюсер Эл Бродакс сообщил музыкантам, что они могут спокойно отправляться в Индию, а мультфильм будет сниматься без их участия, и вопрос тут же был решен.
- Изначально Эл Бродакс планировал, что сюжетом будущего мультфильма будет некая романтическая история. Сам же мультфильм должен был получить название “All You Need Is Love”. Однако битлам идея мультипликационной лав-стори совсем не понравилась. Идею мультфильма о желтой подводной лодке предложил Ринго Старр: «В подводную лодку можно запихнуть всё, что угодно» - сказал он продюсеру. И оказался прав.
- Прежде, чем принять окончательную форму, сценарий мультфильма претерпел ряд дополнительных изменений. Так, в одной из версий сюжета у старины Фрэда имелась миссис Фрэд, а желтая подводная лодка существовала только в виде модели, собранной в бутылке. Впрочем, по отзывам некоторых участников процесса, окончательный сценарий так и не появился – многие детали были придуманы прямо по ходу создания мультфильма.
- Художником фильма выступил Хайнц Эйдельманн – немец, родившийся в Чехословакии. Эйдельманн был известен своей сюрреалистической графикой, однако не имел никакого опыта работы в анимации. По этой причине, создавая образы для мультфильма, он не задумывался о том, каким образом их будут «оживлять» мультипликаторы. Во многих случаях эта задача стала для них настоящим испытанием, но все образы, созданные Эйдельманном, были оставлены без изменений. Это одна из причин того, что мультфильм выглядит так необычно.
- Для создания мультфильма режиссёр Джордж Даннинг собрал команду из 220 человек. Во время съемочного процесса почти все они работали вместе в одном лондонском офисе. Одна половина команды работала над первой половиной мультфильма (до момента прибытия Желтой подводной лодки в Пепперленд), другая – над второй половиной. В команде был много студентов художественных училищ, которые работали над мультфильмом только по ночам, а днём ходили на занятия. Некоторые члены съемочной группы, включая Хайнца Эдельманна, находились в студии круглые стуки. Фильм должен был быть готов к строго назначенной дате премьеры. В результате, работа по созданию полнометражного мультфильма, которая в те времена требовала от 2 до 4 лет, была завершена за 11 месяцев. Некоторые участники этой международной команды, впервые собравшейся вместе для работы над «Желтой подводной лодкой», на тот момент уже были известными мультипликаторами или художниками, а другие прославились уже после выхода мультфильма.
- По замыслу Эйдельманна, мультфильм должен был отражать изменения в мировом политическом климате и определённым образом иллюстрировать окончание Холодной войны. По этой причине, Голубые Злыдни, главные злодеи мультфильма, изначально должны были быть Красными Злыднями. Эти вредные персонажи приобрели свой окончательный цвет только благодаря ассистентке Эйдельманна, которая либо не поняла, либо не захотела понять его инструкции. Другой возможной причиной смены цвета Злыдней иногда называют дефицит красной краски в съемочной студии.
- Многие эпизодические роли в мультфильме «исполнили» члены съемочной группы – порой это были совершенно рядовые сотрудники. Так, в блестящей сцене, сопровождающей песню “Eleanor Rigby”, можно увидеть Брайана Эндела – мальчика-посыльного, инвалида, который мечтал о женщинах и быстрых мотоциклах - он одет в узорный мотоциклетный шлем и роняет слезу. В роли женщины, которая держит аквариум с плавающей в ней желтой подводной лодкой, появилась (против своей воли!) известная художница по фонам Элисон Де Вер. Ну, а не очень римский профиль главного Синего злыдня подозрительным образом напоминает (как говорят создатели мультфильма!) координатора съемочной группы Эйба Гудмана.
- Прототипом Старины Фреда стал официант рыбного ресторана, в который время от времени любили захаживать члены съемочной группы во время работы над «Желтой подводной лодкой». Высокий розовощёкий официант недолюбливал Эла Бродакса и его команду, однако представлял из себя очень колоритного персонажа. Прежде чем превратить его в Старину Фреда, создатели мультфильма спросили у него разрешения.
- Работа над оркестровым сопровождением мультфильма была поручена продюсеру The Beatles Джорджу Мартину. По причине жесткого дедлайна ему приходилось сочинять музыку непосредственно в процессе создания картины: каждую неделю он получал новые бобины киноплёнки, причем без всякого хронологического порядка: «На одной неделе я мог получить бобину №4, на следующей - №7, а затем - №6».
- Один из самых запоминающихся моментов мультфильма – 24-секундная сцена отплытия желтой подводной лодки из Ливерпуля с битлами на борту. Фотографии британских городов, деревень, достопримечательностей, пейзажей в ускоряющемся темпе сменяют друг друга. Для создания этой необычной сцены аниматор Чарли Дженкинс использовал сотни настоящих почтовых открыток с видами старой Англии.
- Вне всякого сомнения, одним из самых ярких и необычных фрагментов «Желтой подводной лодки» стала сцена, положенная на музыку “Lucy In The Sky With Diamonds” – образы старомодных танцоров и девушек из 30-х годов как будто переливаются всеми цветами радуги. Этот яркий фрагмент возник из совершенно иного, незаконченного короткометражного мультфильма под названием «Наполовину влюбиться во Фрэда Астера», над которым работал один из аниматоров «Подводной лодки» Билл Сьюэлл. Необычные образы были созданы весьма кропотливым методом ротоскопирования – контуры симпатичных девушек из архивных киносъемок были покадрово откопированы ручкой, чтобы придать им «нарисованный» вид, а затем, так же покадрово, раскрашены разными красками в случайном порядке.
- The Beatles не принимали участия в озвучивании мультфильма – этим занимались профессиональные актёры. Поначалу Джорджа Харрисона озвучивал актёр по имени Питер Баттен. Однако он успел сделать только половину работы – неожиданно обнаружилось, что Баттен дезертировал из британской армии, и актёр был арестован прямо во время съемок. Поэтому оставшуюся часть мультфильма нарисованный Джордж говорил голосом актёра Пола Анджелиса, который также озвучивал Ринго.
- В мультфильме «Желтая подводная лодка» можно услышать образцы настоящего ливерпульского юмора. Это потому, что большую часть диалогов, каламбуров и шуток для фильма сочинил известный ливерпульский поэт Роджер МакГаф. На тот момент он также был участником музыкально-юмористической группы Scaffold - вместе с братом Пола Маккартни Майком.
- Сценаристу мультфильма Эрику Сегалу крупно повезло: ему довелось присутствовать на нескольких сессиях записи группы The Beatles. Однажды поздно ночью, когда он вместе с продюсером Элом Бродаксом подъехал на такси к знаменитой студии Abbey Road, машину окружила шумная толпа юных девушек, которые тут же начали заглядывать в окна в надежде увидеть там своих кумиров. «Кто это? Кто это?», - кричали остальные девушки, которые не смогли пробиться к машине. Увидев физиономию Сегала и осознав, что никаких битлов в машине не наблюдается, одна из ближних к машине девушек закричала в ответ: «Это никто! Это никто!». В этот момент продюсер Эл Бродакс, известный своим саркастическим чувством юмора, повернулся к сценаристу и сказал: «Смотри, Сегал, они тебя знают».
- После того, как работа над мультфильмом была закончена и вся команда была распущена по домам, неожиданно обнаружилось… что у фильма не хватает концовки. В результате известная психоделическая концовка мультфильма, сцена, где все жители Пепперленда, прощаясь, машут рукой, была завершена практически на коленках четырьмя руководителями съемочной группы – за одни выходные. Главная проблема заключалась в том, что Хайнц Эйдельманн нарисовал для этой сцены слишком большое количество персонажей в одном кадре, и на то, чтобы их «оживить», требовались ресурсы, которых на тот момент уже не было. Пришлось пойти на компромисс: вместо того, чтобы двигать персонажей, мультипликаторы двигали камеру.
- Битлам очень понравился результат работы мультипликаторов. Особенно тронут был Ринго. Единственной претензией барабанщика был… нос его персонажа. Ринго считал, что нос недостаточно длинный и допытывался у режиссёра, можно ли что-то с этим сделать. Ему сказали «конечно!», однако вносить изменения было уже поздно, и проблемный нос втихаря был оставлен на своем месте.
- Английская премьера мультфильма состоялась в июле 1968 года. Однако битлам вторая половина фильма показалась чересчур затянутой, и по их настоянию (некоторые утверждают, что больше всех был недоволен Пол Маккартни) сцена с песней “Hey Bulldog” была удалена и не была включена ни в американскую версию мультфильма, ни в его последующие переиздания на VHS. Утерянная сцена была возвращена на свое исходное место только в 1999 году.
- После выхода мультфильма восторженные критики говорили о том, что «Желтая подводная лодка» создала новый стиль в анимации. Однако режиссёр анимации Боб Балсер смотрел на ситуацию по-другому: на его взгляд, в полнометражном мультфильме впервые были использованы находки и приемы, которые ранее применялись при создании фестивальных короткометражек. И произошло это только потому, что в работу съемочной группы никто не вмешивался. По словам Балсера, «Желтая подводная лодка»… «снималась не для детей. Она снималась не для взрослых, она снималась не для… Она снималась потому, что нам было просто по кайфу ее снимать».
Михаил Кузищев, www.Soyuz.Ru.
Странным образом на память приходит просмотр в московском кинотеатре "Казахстан", где сейчас разместился Рязановский культурный центр. Но , возможно, было это в другом месте....
Никто не подскажет, где и когда был впервые показан этот мультфильм в Москве?
Википедия ошибочно пишет о 1970. Скорее всего, это был 1977....
18 Июля 2018, 15:37
Вы правы: Википедии веры нет. Как и всему тому, что пишется в Интернете. Ибо у многих "язык без костей", как говорится.
Я, правда, тоже на абсолютную истину не претендую. Впрочем... ;-)
В апреле 1975 года я учился на 3-м курсе МГУ. Тогда моя мама выписывала еженедельную газету "Московская кинонеделя".
И вот как-то раз я прочёл анонс о том, что в кинотеатре "Звёздный" на проспекте Вернадского, кажется, в течение недели пройдёт фестиваль английских мультфильмов. И на протяжении трёх (!) дней будет организован показ полнометражного мультика "Yellow Submarine"!
Я тут же созвонился со своим одноклассником, который как раз жил на улице Удальцова, - и мы отправились за билетами в предварительную кассу.
О, поход на "Жёлтую подлодку" - это было нечто фантастическое! Начиная от покупки билетов и заканчивая впечатлениями от просмотра. Боюсь, мне здесь места не хватит, чтобы все нюансы изложить. )))
Но могу вам определённо сказать: это произошло именно в первой декаде апреля 1975 года. У меня даже долгое время билет хранился в личном архиве.
21 Сентября 2018, 21:10