Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Хищники»: Где твоя земля, чужак?

Затяжной испанский триллер с национальными и классовыми противоречиями.
2 февраля 2023 0
Кадр из фильма «Хищники» (2022)
Кадр из фильма «Хищники» (2022)

«Хищники» – хотя точнее было бы перевести «As bestas» как «Звери» или «Скоты», – показывают яростную стычку испанских хуторян с французскими интеллигентами, переехавшими в сельскую глушь. Трудно представить конфликт злободневнее, чем соседская грызня, разыгранная в картине Родриго Сорогойена, которая на удивление лишена чрезмерного физического насилия.

Очевидно, ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем испанский режиссер не держал в уме. «Хищники» острее гоголевской классики. Сюжет скорее напоминает «Соломенных псов» Сэма Пекинпа. Стремясь к натурализму, Сорогойен изобразил враждебные нравы хуторян, классовое столкновение, а также экономическое состояние европейской деревни, откуда местные мечтают уехать, а приезжие, наоборот, остаться.

Антуан и Ольга в исполнении Дени Меноше и Марины Фоис чувствуют себя как дома в живописной галисийской деревушке, где они живут вдали от родных краев, дочки и внука. Здесь они ведут собственное хозяйство или, как шутят местные, «играют в фермеров». Беда в том, что соседи смотрят на них с презрением, хотя Антуан и Ольга худо-бедно выучили язык и пытаются влиться в общину. Потом, однако, выясняется, что они отказались продать землю, выступив против строительства ветряков, которые позволили бы нищим крестьянам разбогатеть. «У меня было право на эти деньги. А ты встал между мной и моим правом», – злится хмурый пахарь. Деревня-то загибается.

«Хищники» не просто так открываются напряженной сценой, где мужики голыми руками в рапиде укрощают дикого мустанга. Позже этот образ режиссер перекидывает на жестокую драку главных героев. Человек у Сорогойена – дикий зверь, хищник и жертва. Постер фильма также отражает содержание. Да и сама картина не без причины попала на Каннский кинофестиваль-2022 и даже была удостоена приза зрительских симпатий в Сан-Себастьяне. «Хищники» задевают за живое.

Спокойная хуторская жизнь Антуана и Ольги, любви которых можно позавидовать, превращается в сущий кошмар. Это уже не мелкие соседские распри. Паре угрожают расправой, а полиция советует им понять и простить, ведь, как известно, все равны, но некоторые равнее. Местные ревнуют землю-матушку и чужаков силой выдавливают из деревни. Один раз – шутка, второй – оскорбление, и вот уже не знаешь, где в предложении «уехать нельзя остаться» ставить запятую.

В фильме о противостоянии общества и одиночки, народа и интеллигента, а также о тяжелой женской доле обстановка накаляется медленно, но верно. Свобода, равенство и братство, говорите? Как бы не так: национализм плодит звериную ненависть и обрекает общество на гибель. Вот только протест Родриго Сорогойен видит не в борьбе. Он призывает терпеть и ждать.



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями