На «Atum – Act 2» группа заметно ушла в сторону синти-попа и возвышенного дрим-попа. Аранжировки и мелодии стали лучше – однако гитарных соло и хлесткого рока на альбоме тоже хватает. Вторая часть «Atum» стала одновременно «золотой серединой» и «кульминацией». The Smashing Pumpkins умело адаптировали синтезаторы под свой стиль. В итоге получилась целостная пластинка, которую занимательно слушать даже без контекста.
Есть что-то ироничное в том, что «Atum – Act 2» вышел через несколько дней после «Diamonds & Dancefloors» Эйвы Макс. Казалось бы, что общего может быть у уважаемой альтернативной группы 1990-х и поп-певицы, которая в 1990-х только родилась? Ответ – увлечение синти-попом 1980-х. В 2020-х этот стиль стал мейнстримом, причем The Smashing Pumpkins увлеклись им даже раньше. В ноябре 2020-го группа выпустила альбом «Cyr», где отошла от альтернативы к нью-вейву. Его приняли неоднозначно: даже в позитивных отзывах отмечали однообразие звучания – и в то же время хвалили Билли Коргана за амбиции и общий тон альбома.
«Cyr», по словам Коргана, появился из желания записать что-то актуальное в ответ на упреки в несовременности группы. Правда, тогда музыкант пытался усидеть на двух стульях и в другом интервью говорил чуть ли не противоположное – что он стремился записать песни точь-в-точь как в 1990-х. Недавняя его беседа с Apple Music расставила все по местам. Корган заявил, что хотел совместить одно с другим – изучить что-то новое и одновременно сохранить фирменные черты, за которые The Smashing Pumpkins полюбили и продолжают любить. Также он объяснил, что проект «Atum» по сути родился именно из «Cyr» – он захотел объединить две стороны группы с новыми идеями.
В «Atum» музыканты пошли дальше и записали не просто альбом, а почти в буквальном смысле аудиоспектакль. Официальный подзаголовок говорит за себя – «Рок-опера в трех актах». Всего в «Atum» 33 песни, по 11 в каждом из актов. Первые 11 песен вышли 15 ноября, а вторая «порция» – 31 января, через 11 недель. Финал мы услышим еще через 11 недель – 21 апреля.
Амбиции Билли Коргана похвальны: даже само словосочетание «33-песенная рок-опера» выглядит внушительно. К тому же это концептуальный проект, продолжающий повествовательную линию двух классических работ The Smashing Pumpkins: «Mellon Collie and the Infinite Sadness» (1995) и «Machina/ The Machines of God» (2000). В них задействован тот же главный герой, только раньше его звали Zero и Glass, а теперь – Shiny. И, конечно, прошедшие годы наложили свой отпечаток: прошло больше 20 лет, персонаж стал старше и по-другому смотрит на мир.
«Atum – Act 1» получился довольно средним. Но он сработал как вступительный акт аудиоспектакля, вызывающий любопытство и ожидание продолжения. В отличие от предшественника, «Atum – Act 2» воспринимается именно как музыкальный альбом. Симптоматично, что фанаты группы приняли его намного теплее. Даже трек «Beguiled», единственный сингл с «Atum», вошел именно во вторую часть. Если «Act 1» был интересен именно в общем контексте, то большую часть треков с «Act 2» можно слушать отдельно. Особенно стоит отметить две заключительные композиции – «The Culling» и «Springtimes». Обе представляют из себя меланхоличные баллады, одновременно похожие и отличающиеся друг от друга. «The Culling» – печальная, с красивой аранжировкой, грустно-мирным вокалом, завораживающим гитарным соло и финальной синтезаторной партией с тихим хором на заднем плане. «Springtimes» – более светлая, успокаивающая, с мягкой акустической гитарой и даже чем-то похожим на скрипки.
На «Atum – Act 2» больше именно синти-попа и нью-вейва в сравнении с «Act 1». Может, поэтому он и воспринимается лучше: как бы неоднозначно фанаты ни относились к стилистическим экспериментам, сложно много лет играть одно и то же. Свежие идеи хорошо обновляют музыку, дают больше простора для творчества. В одних треках – «Avalanche», «To The Grays» – синти-поп смешивается с роком. В других – «Space Age», «Neophyte» – слышится почти чистый синти-поп. В третьих – «Empires», «Moss», «Beguiled» – больше рока. А, например, «Every Morning», и вышеназванные «The Culling» и «Springtimes» – смесь синтезаторов и поп-рока. На «Act 2» музыканты уделили аранжировкам больше внимания, тогда как на «Act 1» инструменталы были хороши лишь в паре-тройке песен. Сам жанр подразумевает мелодичность: на этот раз The Smashing Pumpkins не пожалели усилий и в эту сторону.
Первая часть «Atum» неплохо воспринимается в высоком качестве на FLAC, но в стандартном варианте многое теряет – а большинство слушателей все-таки аудиоформатами не заморачиваются. Чтобы альбом хорошо звучал в любой версии, над аранжировками и звуком нужно тщательно работать. В «Act 2» музыканты потрудились на славу. Кажется, они нашли «золотую середину», взяв из синти-попа самые подходящие для них приемы и не забыв об альтернативных рок-корнях. Однако и сам альбом представляет из себя именно что середину, промежуточный второй акт. В первой части было больше рока – возможно, для третьей музыканты записали один сплошной синти-поп. Надо отдать группе должное: они постарались и в рок-треках вроде «Moss» и «Empires», особенно в гитарных партиях и вокале. Как и его предшественник, «Atum: Act 2» воспринимается как саундтрек, но не к опере, а к фантастическому ретро-кино или мюзиклу с космическими мотивами. При этом работу хочется сравнить не с классиками нью-вейва, а с современниками – группой M83, черпающей вдохновение в 1980-х, дрим-попе и шугейзе. И это сравнение тоже неслучайно: лидер M83 Энтони Гонсалес сам говорил, что записал альбом «Hurry Up, We’re Dreaming» (2012) под впечатлением от «Mellon Collie and the Infinite Sadness». Вероятно, поэтому Билли Корган заинтересовался музыкой Гонсалеса – The Smashing Pumpkins сравнивали с M83 еще на предыдущем альбоме «Cyr».
«Atum: Act 2» – не просто любопытный сиквел. Если рассматривать его в контексте рок-оперы, то это самая настоящая кульминация. Однако это также и вполне самостоятельная пластинка, которую можно слушать, не вникая в подробности проекта. Некоторые песни, как «Night Waves» или «Space Age» лучше слушать «внутри» альбома, а другие, как «Avalanche», «Moss» и «The Culling» подходят и для «общего» плейлиста. Так или иначе, «Atum: Act 2» – на удивление цельная и неординарная работа, гармонично связавшая «старый» и «новый» стили The Smashing Pumpkins. Возможно, финал будет еще лучше – узнаем в апреле.