25 июля 1980 года, 37 лет назад, в свет вышла пластинка AC/DC “Back In Black” – второй по продаваемости альбом в истории музыки. Тем удивительнее тот факт, что диск был создан вскоре после страшного удара, постигшего группу. Каким образом AC/DC смогли преодолеть смерть своего харизматичного вокалиста, записать один из самых главных рок-альбомов и начать новую жизнь, – вспоминает Soyuz.Ru.
Удар
К началу 1980 года AC/DC имели все поводы, чтобы быть довольными собой. “Highway To Hell”, их недавный альбом, записанный с новым продюсером Робертом Джоном «Маттом» Лэнгом, стал для группы прорывом на международной сцене и впервые добился платинового статуса в США. Группа откатала очень успешный тур по Америке и Европе и начала работу над следующим диском. Однако вскоре группу ожидал страшный удар: в результате трагической случайности 19 февраля погиб Бон Скотт – обладатель уникального вокала, харизматичный фронтмен AC/DC.
Первой мыслью братьев Малькольма и Ангуса Янгов было сразу же распустить AC/DC, однако подумав немного и посоветовавшись с родителями Скотта, они решили, что Бон не хотел бы распада группы. И они решили продолжать.
Вскоре после похорон Бона Скотта менеджер группы Питер Менш начал предлагать им имена возможного нового вокалиста. Однако у братьев Янгов не было ни интереса, ни желания искать замену Бону. Малькольм: «Я вспоминаю, как отмахивался от них и думал, что всё это, черт возьми, неправильно, понимаете?».
Однако даже в отсутствии потенциального вокалиста Ангус и Малькольм смогли довольно быстро приступить к работе над новыми гитарными рифами: спустя два дня после похорон Бона Скотта группа уже репетировала. Малькольм: «Вернувшись в Лондон, мы с Ангусом просто сидели и ничего не делали. Я даже не играл на гитаре. И в конце концов мы сказали друг другу – "давай просто соберем себя в кучу ради нас самих… мы можем хотя бы играть вместе на гитарах и пытаться как-то пережить всё это". Честно говоря, никто на нас не давил. Мы просто делали это, чтобы что-то делать. И вот так мы постепенно вернулись к работе».
Поиски вокалиста
Теперь оставалось почти невозможное: найти замену Бону Скотту. У них на примете были Стив Райт (некогда выступавший в The Easybeats), австралиец Алан Фрайер (группа Heaven), а также Гэри Холтон (известный по группе Heavy Metal Kids). Среди кандидатов, приглашенных на прослушивание, был даже Нодди Холдер из группы Slade, однако он ответил отказом. Рекомендация, которая решила всё, исходила от продюсера Матта Лэнга. Он вспомнил Брайна Джонсона, вокалиста группы Geordie из Ньюкасла. На тот момент классический состав этой некогда популярной группы уже распался, а Брайан время от времени выступал с другими музыкантами под вывеской Geordie II.
Брайан Джонсон не был неожиданным кандидатом. В 1973 году тогдашняя группа Бона Скотта Fraternity выступала на разогреве у группы Джонсона Geordie. А уже потом впечаталившийся Скотт много рассказывал своим соратникам по AC/DC, насколько хорошим фронтменом был Джонсон и как здорово он копировал Литтл Ричарда. По этой причине музыканты AC/DC рассматривали его кандидатуру очень серьезно.
Исторический телефонный звонок в доме Брайана Джонсона раздался в марте 1980 года. На этот момент Брайан был разведен, жил в доме родителей, наскребал деньги на существование за счет собственного автосервиса и чувствовал, что его музыкальная карьера неумолимо подходит к концу. Женский голос на другом конце провода сообщил Джонсону, что группа прослушивает вокалистов, что его рекомендовали, и что ему предлагается приехать на прослушивание в Лондон. Однако Брайан не собирался проделывать столь долгий путь ради непонятно чего. Он спросил, как называется группа. Женский голос сказал, что эту информацию не велено разглашать. Тогда Брайан попросил назвать ему хотя бы «инициалы» группы. На другом конце провода возникла пауза. Затем женский голос сообщил: «Хорошо… Это A, C и D, C.»
Но даже на столь заманчивое приглашение Брайан Джонсон сначала ответил отказом. «Кто-то позвонил и попросил меня присоединиться, а я просто сказал: «Нет, у меня уже были обломы. У меня было три хита в десятке с Geordie. И через три года мы сидели на такой же мели, как и в начале. Это были времена серьезного надувательства. Так что я просто сказал: «Я не собираюсь это повторять. Меня всё время не было дома, я пропустил, как выросли мои дочери. Но потом мне стало интересно, и я подумал: «попытка не пытка!»
Прослушивание большинства кандидатов на должность вокалиста AC/DC происходило под знаменитый номер Deep Purple “Smoke On The Water”. Однако Брайан решил демонстрировать свои таланты под песню Тины Тёрнер “Nutbush City Limits”. Этим он сразу заслужил уважение музыкантов AC/DC, которые к этому моменту уже притомились играть одну и ту же песню и были приятно удивлены, что новый кандидат может исполнять не только хард-рок. В конечном счете, после двух прослушиваний Джонсон был взят в группу.
1 апреля 1980 года AC/DC объявили имя своего нового вокалиста. Когда Брайан в тот же день сообщил эту новость своему младшему брату, тот рассмеялся и сказал, что это отличная шутка.
Джонсон подписал свой контракт с AC/DC 8 апреля 1980 года. Изначально он был взят на полугодовой «испытательный срок», после которого его судьба в группе должна была решиться окончательно. Каким образом она решилась, мы уже хорошо знаем.
Рок-н-ролл по-багамски
На репетиции к альбому было выделено три недели в Лондоне, но уже через неделю группе пришлось в спешном порядке вылететь на Багамы, в знаменитую студию Compass Point, где образовалось «окно», подходящее для записи альбома. Свободных студий в Лондоне просто не было.
По воспоминаниям всех участников процесса, условия обитания на Багамах отнюдь не напоминали курортный отдых. Первые три дня музыкантам пришлось сидеть без дела и ждать, пока таможня пропустит их инструменты, а погода наладится. Тем не менее, тропические бури и периодические отключения электричества сопровождали их на протяжении всего времени записи альбома.
Малькольм Янг: «Мы жили в этих маленьких бетонных клетках… имелась только кровать и стул. И всем заправляла огромная темнокожая женщина. Ух, она была страшная. Она держала всех в ежовых руковицах. Нам приходилось запираться на ночь, потому что она предупредила нас о том, что эти гаитяне (да, именно гаитяне – прим. Soyuz.Ru) могут прийти среди ночи и всех ограбить. Поэтому она купила нам двухметровые рыбацкие гарпуны, чтобы держать у дверей. Это было не очень похоже на Ньюкасл, доложу я вам!»
Продюсер Матт Ланг всегда был известен своим перфекционизмом. В наибольшей степени этот перфекционизм ощутил на себе Брайан Джонсон, которого Лэнг заставлял делать дубль за дублем. Воспоминания о том времени слились для фронтмена в одно «пятно»: «один дубль за другим, день за днём».
В довершение всех трудностей, силы природы продолжали вмешиваться в работу над альбомом: в какой-то момент в студию прямо с пляжа заполз краб. Он направился к барабанной установке и тут же застопорил весь процесс работы над рок-шедевром. «Он щелкал клешнями как кастанетами!», - вспоминает Брайан Джонсон.
“You Shook Me All Night Long”
Основная часть музыки была уже написана братьями Янгами до прибытия на Багамы, однако с текстами Брайану Джонсону пришлось сражаться прямо на месте. Янги записывали дорожку сопровождения, придумывали название будущей песни, а затем оставляли мучающегося от неуверенности в себе новобранца придумывать всё остальное. Как правило, у вокалиста было совсем мало времени на творчество, потому что он знал – на следующий день его ждет очередной номер.
Самым первым был написан текст композиции “You Shook Me All Night Long”. В тот момент, когда Брайан Джонсон сидел в глубоких раздумьях над чистым листом бумаги, размышляя, во что же он себя втянул, и пытаясь сочинить хоть какие-то слова, его посетило странное ощущение: «Мне наплевать, поверят мне или нет, но что-то коснулось меня и как будто сказало – всё в порядке сынок, всё в норме. Как будто успокоило. Мне хотелось бы думать, что это был Бон, но я не могу так думать, потому что я слишком циничен, и не хочу, чтобы люди увлекались фантазиями. Но что-то произошло, и я просто начал сочинять эту песню».
На песню было снято две версии клипа; вторую из них снял в 1987 году режиссёр Дэвид Маллет. В клипе можно видеть модель, лихо восседающую на механическом быке и одетую в сапоги с длиннющими острыми шпорами, находящимися в опасной близости от ее обнажённых бедер. Во время съемок клипа девушка по неосторожности проткнула себя одной из этих шпор. На помощь ей бросился роуди группы… а через год они поженились. Счастливые новобрачные получили в подарок от Ангуса Янга механического быка.
“Back In Black”
Рифф, которому суждено было одним из самых знаменитых в истории рок-музыки, очень стремился появиться на свет. По воспоминаниям Ангуса, его брат, страдая, носил этот рифф в своей голове три недели: «Однажды вечером он пришел ко мне и говорит «У тебя кассета есть? Можно я это запишу? Я уже с ума схожу. Не усну, пока не запишу его на кассету». Он сел и сыграл его целиком. И самое забавное, что он мне сказал: «А ты что думаешь? Не могу понять, дерьмо это, или нет».
Текст к песне поручили написать Брайану Джонсону с заданием не писать ничего мрачного – «это должно было быть для Бона и это должно было быть что-то торжествующее». Так что Брайан, по его словам, расслабился, сочинил первое, что пришло в голову – и остальные музыканты были довольны.
“Hells Bells”
Текст к “Hells Bells” дался Брайану значительно труднее - поначалу его просто «заклинило». Но тут снова вмешались силы природы: на улице разразилась страшная гроза. Продюсер Матт Лэнг оказался рядом как раз вовремя, чтобы подтолкнуть вдохновение Брайана в нужном направлении, подсказав первые строчки: «раскаты грома, проливной дождь…» Совет оказался полезным, Джонсон практически в репортажном порядке зафиксировал на бумагу все атмосферные явления, происходившие за окном, и через десять минут весь текст был готов.
Группа справедливо решила, что на песне с названием «Адские колокола» должен звучать настоящий колокол. Специально для этой цели в одном из английских литейных цехов был заказан колокол весом в одну тонну. Однако сроки сдачи альбома приближались, а колокол всё еще не был готов. Тогда звукоинженер альбома Тони Плэтт предпринял попытку записать звук другого, уже готового колокола. Для этой цели он нашел в городке Лафборо 4-тонный колокол, находящийся на башне местного военного музея, и приехал туда со своей мобильной студией. Однако эта затея провалилась… из-за местных голубей, которые взлетали от каждого удара. Шум их крыльев явно мешал сделать запись, соответствующую высоким студийным стандартам. По счастью, пока Плэтт решал эту проблему, литейный цех сообщил, что заказанный колокол уже готов к употреблению. На колоколе красовался знаменитый логотип AC/DC и надпись “Hell’s Bell”. Звук колокола был записан на 16-дорожечную аппаратуру, затем плёнка была замедлена для того, чтобы звучание колокола попало в тональность песни. Колокол даже поехал на гастроли с группой, хотя далеко не каждый зал обладал возможностями, чтобы закрепить инструмент весом в одну тонну. Дело кончилось тем, что на одном из концертов колокол сорвался, и массивная цепь, которая его удерживала, едва не погребла под собой Ангуса. После этого колокол заменили на более легкий.
«Все в мире знали, что эта пластинка выходит»
Спустя семь недель после начала работы альбом был готов. «Мы просто начали сочинять, и всё это из нас просто полилось. О многих песнях я даже не помню подробностей. В какой-то день у нас не было почти ничего, а в следующий момент у нас уже готовая пластинка» - вспоминал Ангус Янг.
Изначально группа хотела выпустить альбом в простой черной обложке – как знак траура по Бону Скотту. Однако лейбл не готов был пойти на такие жертвы. В конечном счете компромисс был достигнут: логотип группы и название альбома на конверте альбома были напечатаны в серой обводке.
Во время сессий записи Брайану Джонсону так и не дали послушать песни целиком. Он услышал “Back In Black” только когда альбом уже был готов: «Я вернулся в Ньюкасл, и когда мне наконец прислали мою копию, я распечатал ее, очень волнуясь. Я включил его и думал: «Господи Иисусе, надеюсь я не обкакался». Я даже не мог слышать песен, настолько я психовал. И все в Ньюкасле – на самом деле, все в мире знали, что эта пластинка выходит».
Вопреки всем опасениям, “Back In Black” стал самым популярным альбомом группы. Он возглавил британский чарт и потащил за собой наверх три предыдущих альбома группы, “Highway To Hell”, “If You Want Blood You’ve Got It” и “Let There Be Rock”. В результате AC/DC стали первой со времен The Beatles группой с четырьмя лонгплеями, находящимися одновременно в британском Top-100.
Малькольм Янг подвёл итог работы над “Back In Black”: «После смерти Бона мы хотели всё сделать как надо, мы были по-настоящему сосредоточены на этом альбоме, и он получился не подвластным времени - и я думаю, он таким и останется. Я думаю, что возможно AC/DC в тот момент достигли своего пика».
5 любопытных фактов об альбоме "Back In Black"
На сегодня, по приблизительным подсчетам, тираж “Back In Black” составляет 50 миллионов. Это второй по продаваемости альбом в истории музыки. Он уступает лишь альбому Майкла Джексона “Thriller”, но опережает “The Dark Side Of The Moon” группы Pink Floyd.
Альбом, после выхода продержавшийся в американском хит-параде 131 неделю, так и не смог его возглавить. Каждый раз, когда ”Back In Black” переиздавался, он дотягивал только до 4-й строчки.
По альбому ”Back In Black” можно настраивать аппаратуру. Во всяком случае, именно так использовали этот альбом Motorhead, когда настраивали свой звук и проверяли акустику нескольких студий в Нэшвилле.
“Back In Black” повлиял на грандж? Очень возможно. Когда 14-летний Курт Кобейн получил в подарок свою первую гитару, первой песней, которую он выучил, была “Back In Black”
Альбом “Back In Black” действительно помог спасти жизнь. После известного сражения в Могадишо, которое произошло в Сомали в 1993 году, американский пилот-вертолётчик Майкл Дюрант был захвачен в плен, избит и серьезно ранен. Товарищи Майкла не знали, где его держат, но знали, что его любимая группа – AC/DC. Тогда они прикрепили колонку на один из своих «Черных ястребов», врубили “Hells Bells” на полную громкость и пролетели над городом. Дюрант, услышавший знакомые звуки музыки, несмотря на сломанную спину и ноги, нашел в себе силы доползти до окна и помахать своей футболкой. Вскоре он был спасён своими соратниками.