Тэрон Эджертон и Никита Ефремов открывают советской игре «Тетрис» путь к мировой популярности в одноименном драмеди с элементами триллера от режиссера Джона С. Бейрда. Рассказываем, каким получился мультижанровый фильм стримингового сервиса Apple TV+, снятый по мотивам реальных событий.
Шотландский режиссер Джон С. Бейрд, снявший великолепную черную трагикомедию «Грязь» (2013) с Джеймсом МакЭвоем, на этот раз взялся показать зрителям свой взгляд на то, как культовая созданная в СССР игра «Тетрис» получила возможность прогреметь на весь мир. Фильм «Тетрис» рассказывает об американском геймдизайнере и предпринимателе Хэнке Роджерсе, который планирует издать разработанную в СССР игру с огромным потенциалом на японских консолях Nintendo, аркадных игровых автоматах и ПК. Nintendo приглашает его в Сиэтл, чтобы тайно продемонстрировать прототип своего нового устройства – портативной приставки Game Boy. Хэнк тут же понимает, что ему теперь необходимо заполучить права на издание игры на карманной игровой консоли. Для этого Роджерсу предстоит отправиться в Москву. В столице СССР его ждут сложные и опасные переговоры о покупке прав на игру под пристальным контролем КГБ, встреча с создателем феномена Алексеем Пажитновым, а также жесткая конкуренция с британской компанией Mirrorsoft, готовой на все ради достижения своих целей.
Основанный на реальных событиях фильм «Тетрис» гармонично соединяет в себе элементы драмы, комедии и даже триллера, чуть ли не политического. История рискового геймдизайнера и предпринимателя Хэнка Роджерса, загоревшегося уникальным «Тетрисом», раскрывается через его профессиональную и личную жизнь. Взаимоотношения главного героя с семьей дают крючок, который позволяет зрителям прочувствовать человечность персонажа Эджертона. Однако основной интерес все-таки вызывают события, связанные с его работой в игровой индустрии и попытки заполучить права на публикацию увлекательной советской игры.
Главная часть истории заключается в поездках главного героя в 1989 году в Москву – столицу приближающейся к распаду империи, замершей в ожидании перемен. Создатели фильма по-своему занятно показывают противостояние маленьких людей с закрытой системой, временами пренебрегающей жизнями и самореализацией отдельных людей. При этом авторы не выставляют в дурном свете всю советскую власть и чиновников. Одним из двух антагонистов фильма является кагэбэшник в исполнении Игоря Грабузова, который отчаянно пытается разбогатеть перед распадом СССР, прикрываясь отстаиванием интересов страны. Вторым антагонистом истории выступает порождение уже капиталистической реальности – медиамагнат Роберт Максвелл, преступающий закон ради достижения своих целей.
Создатели фильма «Тетрис» не стали делить персонажей на героев и злодеев по национальному или политическому признаку, продемонстрировав, что с обеих сторон есть как скверные, так и прекрасные люди. За вторых в этой истории отвечают герои Тэрона Эджертона и Никиты Ефремова. Персонаж Ефремова Алексей Пажитнов, советский программист и геймдизайнер, показан как добросердечный, одаренный и смелый человек. Хорошие идеи в этом фильме раздвигают границы и объединяют его с другим талантливым человеком, прибывшим из страны с отличающимся политическим строем. Хэнк Роджерс в исполнении Тэрона Эджертона – пробивная личность: он готов горы свернуть ради своей цели, но при этом не забывает о человечности, в отличие от медиамагната Максвелла. Интересное и напряженное противостояние отдельных персонажей с их конкретными целями в харизматичном воплощении актерского состава первостепенно в сюжете фильма над идеологической борьбой – во главу угла в картине «Тетрис» ставится именно личность.
Как и в любом художественном произведении по реальной истории, в фильме Джона С. Бейрда есть и драматизация событий, и гиперболизация, и отклонения от реальных фактов. Однако «Тетрис» стриминга Apple TV+ – это все-таки художественное кино, так что требовать от него исключительной подлинности сложно. Хэнк Роджерс, комментируя фильм Бейрда, назвал его сценарий «голливудским»: «Он не про [реальную] историю, поэтому многое из того, что там есть, никогда не происходило». Сам Алексей Пажитнов, наряду с Роджерсом, тоже вносил свои предложения по сценарию. Чтобы узнать, как все было на самом деле, стоит обратиться к документалкам или энциклопедическим сводкам – впрочем, в них тоже встречаются расхождения. На «Хабре» есть любопытная и исчерпывающая статья о создании «Тетриса».
Джон С. Бейрд и команда рассказывают авантюрную историю о тернистом пути «Тетриса» к мировой славе с применением стилистических приемов, вдохновленных той эпохой и поднимаемой в фильме темой. Картина разделена на главы, представляемые как уровни игры, временами создатели используют пиксельные фильтры или анимацию для визуализации отдельных моментов или переходов от сцены к сцене. Дополняют густую атмосферу эпохи музыкальные хиты того времени, каверы и стилизованные народные композиции. Все эти элементы удачно сочетаются и наделяют фильм Бейрда оригинальным визуальным рядом и звучанием, которые соответствуют содержанию картины.
«Тетрис» Джона С. Бейрда – актуальная история о том, как хорошие идеи, раздвигая границы, объединяют людей из разных стран. У шотландского постановщика и его команды получилось интересное мультижанровое кино с по-своему стильным визуальным рядом и звучанием. Картина Бейрда заслуживает места среди лучших проектов стриминговой платформы Apple TV+.