Легендарный водопроводчик из игр Nintendo снова спасает Принцессу Пич и Грибное Королевство в мультфильме студии Illumination «Братья Супер Марио в кино». Разбираемся, что не так с новой адаптацией приключений Марио и его друзей и есть ли у нее какие-то плюсы.
Марио, герой множества видеоигр самых разных жанров, является одним из наиболее узнаваемых персонажей поп-культуры. Созданный японским геймдизайнером Сигэру Миямото усатый водопроводчик покорил сердца миллионов игроков по всему миру, став также лицом консолей компании Nintendo. Несмотря на огромную славу и внушительное наследие, первая попытка Марио перебраться на большие экраны в 1993 году обернулась провалом. В 2023-м, спустя 30 лет после той киноадаптации, герой получил новый полнометражный фильм – анимационную картину студии Illumination «Братья Супер Марио в кино» от режиссеров Аарона Хорвата и Михаэля Еленика, работавших над супергеройскими мультипликационными проектами о Юных Титанах.
Мультфильм «Братья Супер Марио в кино» рассказывает о двух водопроводчиках – братьях Марио и Луиджи. Главные герои истории пытаются запустить собственное дело и наконец заявить о себе, но их бизнес стартует неудачно. Когда в Бруклине происходит затопление, Марио решает воспользоваться шансом и устранить проблему, для чего отправляется с братом в канализационную систему. Там герои случайно проваливаются в трубу, которая переносит их в разные уголки таинственного волшебного мира. Марио пытается разыскать Луиджи и узнает, что оказался в Грибном Королевстве, которому грозит серьезная опасность. Его правительницу Принцессу Пич силой пытается взять в жены грозный злодей Боузер, в противном случае обещая уничтожить все на своем пути. Недолго думая, Марио начинает поиски брата и заодно помогает Пич со спасением королевства.
Игры про Марио никогда не славились впечатляющей проработкой сюжета, концентрируя почти все внимание на геймплее. Казалось бы, адаптация подобных проектов дает сценаристам большой простор для творчества, поскольку пошагового воспроизведения лишенного особых нюансов сюжета первоисточника будет мало для создания полноценного произведения для аудитории, включающей в себя не только геймеров. Этой возможностью авторы не воспользовались – либо Nintendo не позволила им этого сделать, – и сюжет мультфильма «Братья Супер Марио в кино» так и остался примитивной историей о спасении Принцессы Пич. Образы персонажей, в свою очередь, получились почти столь же простыми, а иногда и откровенно плоскими, как в играх по этой вселенной.
В рамках однослойной истории мультфильм про Марио, Луиджи и их друзей превращается в своего рода компиляцию отдельных эпизодов, отсылающих фанатов к тем или иным видеоиграм с популярными героями франшизы. Тут вам битва, словно перекочевавшая из файтинга Super Smash Bros., разборка Марио и Донки Конга в стиле игры Donkey Kong (именно с нее начался путь Марио в далеком 1981 году), покатушки на картах, как в Mario Kart, и «пугающая» сцена с Луиджи, отсылающая к серии Luigi’s Mansion. Эти и многие другие сцены-отсылки при столь бесхитростной реализации истории и отсутствии грамотной проработки внутренних образов героев выливаются в гремящий фестиваль фансервиса. Однако им вряд ли проникнутся те, кто не проходил игры с этими культовыми персонажами.
Несмотря на сценарную и содержательную примитивность мультфильма «Братья Супер Марио в кино», надо отметить и отдельные плюсы этой экранизации. Красочная и качественная анимация здорово воссоздает героев, разные локации из игр и сцены экшена. Особенности персонажей и сеттинга тут тоже показаны ярко. Это дает понять, что некоторым из создателей мультфильма игры про Марио явно были близки и важны, как и их нынешний проект. Однако их внимания и творческой жилки не хватило на классный сценарий и проработку героев, а из-за этого преимуществам проекта раскрыться в полной мере попросту не удается.
Авторы мультфильма «Братья Супер Марио в кино» могли снять по мотивам игр про усатого водопроводчика что-то по-настоящему самостоятельное и интересное – как, например, сделали создатели анимационных сериалов «Кастлвания» или «Аркейн», адаптаций других культовых игр. Вместо этого они пошли самым легким путем и не стали серьезно работать над содержанием первоисточника. Постановщики «Братьев Супер Марио в кино» пересказали знакомую примитивную историю, усыпав ее отсылками для фанатов игр. Однако от сценария экранизации требовалось намного больше. Мультфильм «Братья Супер Марио в кино» не захватывает и не вызывает восторга и веселья – а именно этим славился геймплей лучших игровых проектов про Марио. Новая экранизация, безусловно, лучше версии 1993 года, но все еще далека от идеала. Возможно, когда-то приключения легендарного водопроводчика получат лучшее воплощение на большом экране, а пока – извини, Марио, но твоя принцесса находится в другом замке.