​«Форсаж 10»: Во имя отца, сына и святого Доминика

Очередная совершенно дурацкая глава тяжеловесной саги о супергероях, супершпионах и суперограблениях.

Верите или нет, эта сага началась с кражи телевизоров и магнитофонов. Но пятый фильм показал, что дело не только в гонках и грабежах. «Форсаж» из бандитского бадди-муви превратили в эпический блокбастер. Правда, создатели попали в собственную ловушку. Новый, не менее грандиозный «Форсаж» начинается как раз с конца пятого, потому что невозможно раз и навсегда забыть Пола Уокера. Герои несутся с прицепленным к машинам сейфом, а спустя годы прошлое снова настигает семью Доминика Торетто, и он вынужден оставить ребенка и гнать в Рим, где его ждет сын наркобарона по имени Данте. Имя террориста неслучайно. Данте еще называют Дьяволом и вообще он замышляет взорвать Ватикан, чтобы посеять хаос и заставить братву Торетто страдать.

В «Форсаже 10» не просто так говорят про веру, месть и судьбу. Конфликт явно метафизический. Римские каникулы стритрейсеров оборачиваются сумасшедшей катастрофой. Здоровенная бомба вылетает из грузовика, катится по историческому центру Рима, как колобок, и, несмотря на все потуги неубиваемого Дизеля, взрывается. Героев разбрасывает по всему миру – и фильму, – отчего сюжет разваливается и суетится. Режиссер Луи Летерье, постановщик «Перевозчиков» (2002, 2005) и «Невероятного Халка» (2008), заменивший во время съемок Джастина Лина, не в силах справиться с нагромождением историй и персонажей. Все выглядит чересчур рвано и сумбурно – зато всегда с пафосом, надрывом и ностальгией.

«Форсаж» – это коллаж из погонь и перестрелок, даже если авторы по инерции рассказывают про родственные узы, про дружбу и культ машин, что они – семья, и за все, что они делают, отвечают вместе. Новая глава грандиозной саги получилась неистовым аттракционом с супергеройским размахом. Шарлиз Терон и Джейсон Стэйтем мелькают в кадре, чтобы подраться, Вин Дизель как мученик с нательным крестом отражает град пуль дверью машины, клубная попса шарашит из всех щелей, а безумный взрыватель в исполнении Джейсона Момоа, расфуфыренный как цыганский сутенер, окажется единственным, кто запомнится, когда пойдут титры. Просто он самый яркий и громкий. Пижон всю дорогу модничает, хихикает, визжит и глумится над los bandoleros.

Очевидно, люди от голливудского боевика ждут эффектного зрелища. Только этот аттракцион – насквозь безжизненный, механический. «Форсаж» давно не про пацанские разборки на навороченных тачках. Когда-то ушлые ездоки наяривали виражи и кичились, что важно – кто за рулем, а не что под капотом, и что круто – когда ты потрошишь двигатель, чтобы по-боевому рвануть туда, куда слабак не сунется. Сегодня Голливуд демонстрирует, что рокочущему блокбастеру, где все куда-то несутся и кругом все горит, не нужна ни драма, ни саспенс, ни новые смыслы. Движок дымится, водитель уже опух от пива, а конца не видать. Но не подумайте: «Форсаж» все еще быстрый и безжалостный. Особенно к зрителю.

Читайте также