Эд Вуд неистово обожает Голливуд, несмотря на откровенное издевательство больших начальников. Вуд не испытывает ни обиды, ни злости, ни отчаяния, словно он находится в собственном мире. Этого художника не обидеть. Придурочный герой Деппа не трусит и не суетится, даже когда во время съемок его трэшевого хоррора выясняется, что на площадке нет моторчика для чучела осьминога. Знаменитый актер Бела Лугоши, сыгравший легендарного Дракулу, вынужден в картонных декорациях сесть в лужу и трясти щупальцами чудовища, чтобы создать впечатление, будто резиновая тварь его убивает.
«Вы сумасшедшие, вы тратите свою жизнь впустую, занимаясь дерьмом. Эти фильмы ужасны», – кричат режиссеру, который обещает сбацать шедевр за пару дней и уговаривает церковь вложиться в его блокбастер о могилах и космосе. Но когда Вуд, нацепив парик и юбку, сбегает в кабак и встречает там Орсона Уэллса, тот, сидя в гордом одиночестве и сигарном дыму, произносит ключевую мысль бертоновского произведения:
«Зачем тратить жизнь, воплощая чужие мечты?»
В одном кадре чудом сошлись две абсолютно разные фигуры: один – гений, другой – горе-творец. Оба переживают творческие испытания, потому что играют по-крупному. Этой встречи никогда не было, но в кино возможно все. Нет Вуда без Уэллса, как нет Уэллса без Вуда.
Упиваясь странностью героев, Бертон с душой показывает дружбу Эда Вуда с Белой Лугоши. Одинокий романтик, грезящий о голливудской славе, и угрюмый старик, пристрастившийся к наркотикам и забытый всеми на свете. Вуд с одержимостью безумца воплощает в жизнь свою мечту, работая с кумиром детства, а мрачный дед, который еще вчера думал о смерти и присматривал себе гроб, получает шанс восстать из мертвых и вернуться на большой экран. И ведь удивительно, как осмеянного чудака в дамском бельишке играет именно Джонни Депп, который всю жизнь изображал фриков, а сегодня оказался персоной нон-грата. «Депп тем и необыкновенно прекрасен, что он великий позер», – комментировали критики игру актера в переодевание.
Черно-белая картина о тайной жизни артиста, его свободе и любви к кино великолепна в своей наивности. Тим Бертон как никто другой питает особую тягу к чудикам, чьи судьбы полны личных и профессиональных трагедий. История Эда Вуда заканчивается громкой премьерой его фантастического опуса. «Вот он! Меня будут помнить, благодаря ему», – сияет восторженный режиссер, чей «План 9 из открытого космоса» (1959), может, и был провалом, но провалом героическим. Нелепый интеллигент, полностью посвятивший себя важнейшему из искусств, наконец-то оказался там, где его никто не ждал, и почувствовал себя по-настоящему живым.