Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Черный альбом»: Пластинка, которая изменила Metallica

28 интересных фактов о том, как записывался знаменитый металлический альбом.
12 августа 2017 0
«Черный альбом»: Пластинка, которая изменила Metallica

Ровно 25 лет назад, 12 августа 1991 года, на прилавках появился пятый, безымянный студийный альбом группы Metallica. Благодаря своей мрачной одноцветной обложке он получил среди поклонников условное наименование «Черный альбом», а благодаря таким классическим песням, как “Enter Sandman”, “The Unforgiven”, “Nothing Else Matters” и ряду других – звание настоящей классики рока.

Альбом принёс группе оглушительный успех, и сегодня в дискографии Metallica он занимает уникальное место: его в равной степени любят как ортодоксальные поклонники треш-метала, так и более широкая аудитория слушателей, которую привлекают более мелодичные «хиты» с альбома. В памяти же многих отечественных меломанов альбом “Metallica” всегда будет ассоциироваться с легендарным московским концертом 28 сентября 1991 года, когда группа представила своё новое творение перед миллионной аудиторией, собравшейся на необозримых просторах Тушинского аэродрома. Свое историческое выступление группа открыла номером “Enter Sandman”.

Тем интереснее сегодня вспомнить, с какими неожиданными трудностями столкнулась группа при записи этого краеугольного альбома, как в процессе работы менялись сами музыканты и их подход к записи, и каким образом появлялась на свет музыка, которая сейчас считается неотъемлемой частью классического рок-канона.

Запись альбома: Тяжёлый Рок

На альбоме “Metallica” группа впервые начала сотрудничать с продюсером Бобом Роком. Он был нанят потому, что музыкантам очень понравилась его работа с альбомом “Dr Feelgood” группы Motley Crue. Музыканты Metallica знали, чего хотели. По словам самого Рока, барабанщик Ларс Ульрих мечтал сделать пластинку, на которой было бы «больше грува в духе “Back In Black” группы AC/DC».С другой стороны, Джеймс Хэтфилд хотел достигнуть новых высот в сочинительском искусстве – вместе с Бобом Роком он обсуждал таких сонграйтеров, как Боб Дилан, Джон Леннон и Боб Марли. Ларс Ульрих: «Мы чувствовали, что в нас еще сидит наша лучшая пластинка, и Боб Рок может помочь нам сделать её».

Рок рассчитывал, что работа с группой будет легкой, но просчитался: запись “Metallica” была омрачена постоянными спорами и конфликтами продюсера с музыкантами. Кропотливая работа над альбомом продолжалась почти девять месяцев, и выжала из музыкантов буквально все соки. Во многом это произошло потому, что Рок пришёл «в чужой монастырь со своим уставом». Музыканты Metallica привыкли записывать свои партии порознь, однако Рок настоял, что большая часть музыки должна быть сыграна живьем в студии и требовал присутствия в студии всех участников группы. Он настолько изменил устоявшийся порядок работы Metallica над альбомами, что они поклялись никогда больше не работать с ним. Как хорошо известно всем слушателям, свою клятву они не сдержали.

Эмоциональное напряжение во время работы над альбомом было настолько сильным, что сказалось даже на личной жизни музыкантов и привело к тому, что Ларс Ульрих, Кирк Хэммет и Джейсон Ньюстед развелись со своими женами. По словам Хэммета, все ощущения вины и неудачи, связанные с этим, они попытались направить в свою музыку.

Интересные факты о песнях альбома

“Enter Sandman”

Открывающая альбом композиция “Enter Sandman” была написана для альбома первой и основывалась на риффе, который сочинил Хэммет – под влиянием альбома “Louder Than Love” группы Soundgarden. Изначально рифф длился только два такта, однако Ульрих предложил повторить первый такт три раза, и рифф преобразился.

К композиции было записано около 50 дублей барабанной партии. Это было необходимо потому, что Ульрих собирался записывать партии к каждой из секций песни отдельно. После этого разные дубли были смонтированы вместе. Для того, чтобы лучше зафиксировать живое звучание группы, при записи композиции было использовано около 50 студийных микрофонов.

“Enter Sandman” планировалась к выходу первой – как первый сингл с альбома. По этой причине она также микшировалась раньше всех остальных песен. Процесс микширования одного номера занял около десяти дней, так как группе и их продюсеру необходимо создать звучание, которое должно было определить весь остальной альбом.

“Sad But True”

Идею песни “Sad But True” Хэтфилд позаимствовал из фильма ужасов 1978 года «Магия» с участием Энтони Хопкинса. Картина повествует о чревовещателе, которого начинает контролировать его кукла.

“Hollier Than Thou”

Поначалу продюсер Боб Рок считал, что первым синглом и первой песней на альбоме должна быть композиция “Hollier Than Thou”. Однако Ларс Ульрих настаивал, что это место должна занять “Enter Sandman” («неужели вы не слышите, ребята?!»), и, в конечном счете, добился своего. Рок потом оправдывал своё плохое поведение тем фактом, что у обоих песен на тот момент еще не было текстов, и расслышать их истинный потенциал было нелегко.

“The Unforgiven”

Нарастающее по громкости вступление на духовом инструменте к песне “The Unforgiven” было позаимствовано из одноименного вестерна 1960 года («Непрощённый» с Бёртом Ланкастером в главной роли). Для того, чтобы «замести следы», фрагмент саундтрека был развёрнут задом наперед.

Во время записи “The Unforgiven” Джеймс Хэтфилд пытался воспроизвести вокальную манеру певца Криса Айзека на его песне “Wicked Game”, но это у него не очень получалось. Хэтфилд также пользовался приемом задвоения вокала – он пел дуэтом с самим собой, слушая другую вокальную партию в наушниках. Боб Рок посоветовал ему слушать себя не через наушники, а через колонки, и в результате голос Джеймса зазвучал совершенно по-иному, приобретя новую глубину. По всеобщему признанию, именно на “Metallica” Хэтфилд смог раскрыть себя как вокалист с совершенно новой стороны.

“Don’t Tread On Me”

Название песни “Don’t Tread On Me” («Не наступай на меня») цитирует девиз с исторического американского флага, называемого Гадсденовским. На флаге изображена свернувшаяся в клубок змея – именно этот образ использован при оформлении обложки альбома “Metallica”.

Вступление к песне использует популярную мелодию песни “America” из мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». Это реакция Metallica на то, что их предыдущий альбом “…And Justice For All” был назван «антиамериканским». «Америка – чертовски хорошее место» - сказал по этому поводу Джеймс Хэтфилд.

“Nothing Else Matters”


Джеймс Хэтфилд написал “Nothing Else Matters”, разговаривая по телефону со своей подругой. Поскольку в левой руке он держал телефонную трубку, то мог играть только открытые арпеджио правой рукой - то есть, не зажимая струны на грифе. Таким образом, открытый аккорд ми минор стал основой и началом знаменитой песни.

Композиция получилась настолько личной для Хэтфилда, что поначалу он даже не хотел показывать ее остальным музыкантам – не то что записывать для альбома. Однако, когда новую композицию услышал Ларс Ульрих, он пришел в восторг и снова пустил в ход свой дар убеждения… и снова добился своего.

“Nothing Else Matters” – одна из редких песен Metallica, где гитарное соло играет не Кирк Хэммет, а Джеймс Хэтфилд. Стоит заметить, что Хэммет вообще не участвует на этой записи.

Оркестровкой номера занимался американский композитор и дирижёр Майкл Кэмен. Это первый опыт сотрудничества группы с дирижером, который спустя восемь лет помог Metallica воплотить в жизнь их симфонический проект “S&M”.

“Wherever I May Roam”

Хетфилд и Ульрих написали эту композицию под впечатлением от гастрольной жизни.

Во вступлении Кирк Хэммет использует электрический ситар. А Джейсон Ньюстэд в этой композиции играет на 12-струнном басу.

Вступительная часть гитарного соло в самом конце композиции была заимствована Хэмметом, по его собственному признанию, у Джими Хендрикса.

“Of Wolf And Man”

В 2009 году в научном журнале “Biology Letters” было опубликованы результаты исследования: изучалось влияние разных видов музыки на поведение обезьян-тамаринов. Ученые заметили, что поведение обезьянок не менялось, когда они слышали классическую музыку Сэмуэля Барбера или индастриэл от групп Nine Inch Nails и Tool. Однако, как только тамарины услышали “Of Wolf And Man” группы Metallica, они заметно успокоились.

“The God That Failed”

На сочинение песни “The God That Failed” («Бог, который не помог») Джеймса Хэтфилда сильно повлияла смерть его матери. Он болела раком, но отказывалась лечиться, уповая на помощь Бога. Хэтфилд был убежден, что религиозные убеждения его матери помешали ей выжить.

Мелодия гитарного соло на этой композиции была сочинена совместно Кирком Хэмметом и Бобом Роком. Соло, которое можно слышать на альбоме, было собрано по кусочкам из более десяти фрагментов. То, что в итоге получилось, Хэммет называет одним из своих любимых соло на альбоме.

“My Friend Of Misery”


Песня “My Friend Of Misery” изначально задумывалась как инструментал. В процессии записи Хэтфилд решил попробовать добавить на нее вокал, и это решило судьбу композиции.

... и еще немного фактов.

Во время работы над альбомом Джеймс Хэтфилд переусердствовал и потерял голос. За помощью он обратился к… кантору в одной из синагог. Поначалу он испытывал некоторые сомнения относительно своего выбора, однако успокоился, увидев на стене у этого необычного кантора золотые диски от других групп, с которыми тот работал ранее. Занятия с кантором помогли Хэтфилду вернуть потерянный голос.

Плод тяжких трудов: Главное - песни

Альбом “Metallica” был ремикширован три раза. Его суммарный бюджет составил 1 миллион долларов США.

Metallica рассматривала разные варианты названия альбома, включая вариант “Five”. В конечном счете, группа решила пойти по принципу простоты и оставила альбом без названия. При оформлении конверта было решено придерживаться аналогичного принципа – обложка не должна была отвлекать внимание от песен. Эту идею воплотил в жизнь американский художник Дон Бротигэм – уже известный своим оформлением обложки “Master Of Puppets”.

Вскоре после выхода альбом “Metallica” возглавил чарты США, Великобритании, Австралии, Швейцарии, Нидерландах, Швеции, Норвегии, Канаде и Новой Зеландии. Это самый продаваемый альбом в каталоге группы. Его тираж на физических носителях составляет более 30 миллионов.

Читайте также:

Итог работы над альбомом подвёл Боб Рок: «Группа, которую я увидел после альбома, была совсем другой, но думаю, что этого следовало ожидать. Они выросли. Они стали мужчинами, отцами и мужьями. Быть в Metallica было для них по-прежнему жизненно важно, но когда мы сделали Черный альбом, это было единственным, что имело для них значение. Я встретил их в правильное время». С мыслью о том, что альбом был создан в «правильное время», согласен и Ларс Ульрих:

«Это были правильные песни, с правильным новым продюсером, с правильным новым взглядом на вещи, с правильным новым подходом к записи с правильным временем. Просто иметь одну подобную пластинку в своей дискографии – это удивительно».

Комментарии (1)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
26 лет назад, а не 25.

14 Августа 2017, 11:13


В центре внимания

Поделитесь с друзьями