​15 интересных книг лета 2023

Автобиографии Шэрон Стоун и гитариста Black Sabbath Тони Айомми, роман о мальчике, который не стал Гарри Поттером, истории происхождения страшных болезней и еще 11 книг на лето.

«Номер Два. Роман о человеке, который не стал Гарри Поттером»

Давид Фонкинос

Обложка книги «Номер Два. Роман о человеке, который не стал Гарри Поттером» Давида Фонкиноса

Книга «Номер Два. Роман о человеке, который не стал Гарри Поттером» – яркое доказательство того, что история успеха «поттерианы» сама по себе может материалом для романа или фильма. Писатель Давид Фонкинос взглянул на тему с неожиданной стороны, поставив в центр повествования участника кастинга, провалившего свой шанс стать Гарри Поттером. Подобная неудача способна разрушить если не жизнь, то карьеру – вспомним того же экс-битла Пита Беста. Однако для Фонкиноса история ребенка, не ставшего мировой звездой – скорее эффектный повод поразмыслить о том, что такое успех, каково оказаться лузером в мире, где неудачников принято считать людьми второго сорта и как справиться с подобным крахом и вернуться к жизни.


«Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней»

Лидия Канг, Нэйт Педерсен

Обложка книги «Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней» Лидии Канг и Нэйта Педерсена

Заболевания – одна из тем, на которые можно говорить вечно. Болеть не хочет никто и никогда, однако истории болезней, облеченные в литературную форму, находят своих почитателей. Книга «Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней» расскажет о «заразных» болезнях в диапазоне от чумы и проказы до ВИЧ и коронавируса. Почему сифилис назвали французской болезнью и откуда он появился в Европе? Как лечили бешенство и справлялись с сыпным тифом, от которого в одной только России в годы Гражданской войны (1917-1922) умерло чуть ли не больше людей, чем от боевых действий? Как победили оспу и насколько опасна проказа? Авторы книги предлагают читателю ответы на эти и другие на первый взгляд малоприятные вопросы – и оказывается, что они могут быть интереснее авантюрных романов.


«Семь невест для семи братьев»

Стивен Винсент Бене

Обложка книги «Семь невест для семи братьев» Стивена Винсента Бене

Имя Стивена Бене не особо известно российским читателям – в отличие от знаменитого киномюзикла Стэнли Донена «Семь невест для семи братьев» (1954). Рассказ «Плачущие жены», открывающий сборник, послужил основой для фильма Донена, а самого Бене, бывшего современником Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, Эрнеста Хемингуэя и Уильяма Фолкнера, сравнивают с О. Генри по умению выстраивать полную парадоксов историю. Римские легионы в Британии, доктор, продолжающий врачебную практику в преисподней, приключения на американском фронтире, переосмысление легенды о похищении сабинянок… Словом, для любителей американской литературы книга Стивена Бене «Семь невест для семи братьев» – это еще одна возможность открыть для себя писателя, до сих пор находившегося где-то на периферии нашего внимания.


«Недетские сказки о смерти, сексе и конце света. Смыслы известных народных текстов»

Ульяна Нижинская

Обложка книги «Недетские сказки о смерти, сексе и конце света. Смыслы известных народных текстов» Ульяны Нижинской

Сказки, входящие в нашу жизнь с детства, вовсе не так просты и сочинялись не для того, чтобы радовать ими малышей. Об интересе читателей к «двойному дну» фольклорных историй говорит, в частности, успех классических работ Владимира Проппа, переизданных после долгого перерыва и неожиданно попавших в список книжных бестселлеров. Свою лепту в расшифровку вроде бы знакомых сюжетов на этот раз вносит филолог, блогер и ведущая программы «Изнанка сказок» на радио «Серебряный дождь» Ульяна Нижинская. Она рассказывает, какие смыслы скрываются за сказками о царевне Несмеяне, мертвой царевне и семи богатырях, богатырь-девицах, молодильных яблочках и так далее, а еще о том, откуда есть пошли народные сказки и какова была их история в нашей стране. Кое-что из этой книги можно не только прочитать, но и увидеть – тут есть ссылки на видео, в которых рассматриваемые темы раскрываются полнее.


«Atomic Heart. Предыстория "Предприятия 3826"»

Харальд Хорф

Обложка книги «Atomic Heart. Предыстория "Предприятия 3826"» Харальда Хорфа

Созданная российскими разработчиками игра Atomic Heart завоевала огромную популярность в 2023 году – и это при том, что разработка ее была сопряжена с трудностями вплоть до призывов к бойкоту, российские компьютерные игры никогда не пользовались на рынке особенной популярностью, а сама по себе игра оказалась отнюдь не идеальна. Тем не менее геймеры во всем мире оценили атмосферу и саундтрек игры, что породило вполне понятное желание расширить вселенную. Книга Харальда Хорфа – это история «Предприятия 3826» – сети научно-производственных комплексов под руководством лучших умов СССР, вокруг которого и строится сюжет альтернативной вселенной игры. Те, кто успел поиграть в игру, отмечают, что книга существенно расширяет их представления о мире и героях Atomic Heart. А те, кто еще не играл, наверняка заинтересуются тем, что нового смогли предложить разработчики любителям RPG- стрелялок в духе BioShock и Fallout.


«Skyrim. История создания великой игры»

Фрэнк Экстанази

Обложка книги «Skyrim. История создания великой игры» Фрэнка Экстанази

«Skyrim. История создания великой игры» – рассказ об еще одной компьютерной игре, которая стала классикой. «Если вы читаете эти строки, значит, написание этой книги подошло к концу, и она добралась до вас», – говорится в предисловии к работе, дотошно разбирающей все касающееся пятой части The Elder Scrolls: разработку, геймплей и механику, историю вселенной, а также такие необычные аспекты, как музыка, написанная для игры, ее влияние и наследие. Копаться в истории захватывающих игр – одно из излюбленных занятий гиков, но далеко не все эти разборы заслуживают чести быть изданными в виде книги, способной заинтересовать других фанатов вселенной Skyrim.


«Автобиография Шэрон Стоун. Красота жизни, прожитой дважды»

Шэрон Стоун

Обложка книги «Автобиография Шэрон Стоун. Красота жизни, прожитой дважды»

Со времен «Основного инстинкта» (1992) и «Вспомнить все» (1990) киноманы помнят Шэрон Стоун как женщину столь же опасную, сколь и сексуальную. Ее эффектные перформансы в фильмах Пола Верховена затмили другие, куда более интересные – драматичную роль Джинджер в «Казино» (1995) Мартина Скорсезе, мать главного героя в драме «Великан» (1998), бывшую возлюбленную героя Билла Мюррея в «Сломанных цветах» (2005) Джима Джармуша… А ее жизнь, как выясняется, была еще насыщеннее, чем любое кино – домашнее насилие, сравнительно поздний старт в Голливуде в те времена, когда сериалы были лишь зрелищем второго сорта, кровоизлияние в мозг… В автобиографии Шэрон Стоун откровенно рассказывает о трудном детстве, закулисье голливудских съемок и непростом «пост-Верховеновской» этапе жизни и карьеры. Так что история Стоун сама может стать материалом для интересного и жесткого сценария о голливудской мечте.


«Коппола. Семья, изменившая кинематограф»

Айан Натан

Обложка книги «Коппола. Семья, изменившая кинематограф» Айана Натана

Сегодня имя Фрэнсиса Форда Копполы стало своего рода знаком качества – одной лишь трилогии о «Крестном отце» хватило бы, чтобы навсегда вписать свое имя в историю кино. Однако, как и многие, Коппола начинал отнюдь не с шедевров. Его «Радугу Финиана» (1968), несмотря на участие Фреда Астера, Петулы Кларк и одного из первых британских рок-героев Томми Стила, помнят разве что историки кино, как и картину «От всего сердца» (1981) с музыкой Тома Уэйтса. И все же режиссера следует судить не по провалам, а по вершинам – и читателей ждет рассказ о создании не только «Крестных отцов» (1972, 1974, 1990), «Дракулы» (1992) и «Апокалипсиса сегодня» (1979), но и таких стильных и незаслуженно подзабытых картин, как «Клуб "Коттон"» (1984) и «Бойцовая рыбка» (1983). Вместе с тем эта книга расскажет и о творческом пути дочери Фрэнсиса Форда Копполы – Софии. Унаследовав от отца талант режиссера, пробивной характер и смелость, София Коппола тоже успела отметиться в кинематографе как режиссер высоко оцененных критиками картин «Девственницы-самоубийцы» (1999) и «Трудности перевода» (2003).


«Егор Летов. Калейдоскоп. Прямая речь, интервью, монологи, письма. 1997-2004»

Алексей Коблов

Обложка книги «Егор Летов. Калейдоскоп. Прямая речь, интервью, монологи, письма. 1997-2004», автор-составитель Алексей Коблов

Личность Егора Летова до сих пор притягивает к себе в том числе и тех, кто не особо приемлет эстетику нарочито грязного гаражного рока. Как справедливо отмечалось в книге Александра Горбачева и Ильи Зинина «Песни в пустоту», наиболее убедительными панками в России были люди с кругозором выше среднего – и книга интервью и писем Егора Летова, созданных до 2004 года, тому убедительный пример. Она охватывает период куда менее известный, нежели лихие полупартизанские времена СССР, и тем интереснее может оказаться картина мира, в котором создавалась последняя аудиотрилогия Летова – «Долгая счастливая жизнь» (2004), «Реанимация» (2005) и «Зачем снятся сны?» (2007), неожиданно для всех вставшая в один ряд с записями классической «Гражданской обороны».


«Iron Man: Мое путешествие сквозь ад и рай с Black Sabbath»

Тони Айомми

Обложка книги «Iron Man: Мое путешествие сквозь ад и рай с Black Sabbath» Тони Айомми

Не будет преувеличением сказать, что группа Black Sabbath была популярна в СССР во многом за счет участия в ней великого и ужасного Оззи Осборна – однако главным в группе был все же не он. Таковым по праву считается гитарист Тони Айомми, чья автобиография наконец-то дошла и до российских фанатов. Теперь у них есть возможность из первых рук узнать, как начиналась история группы, создававшейся в качестве своего рода «аудиофильма ужасов», как Тони Айомми чуть было не стал участником Jethro Tull, как складывалась жизнь Black Sabbath с Оззи Осборном и через что пришлось пройти коллективу и самому Айомми в сложные для группы 1980-е годы. Книга «Iron Man: Мое путешествие сквозь ад и рай с Black Sabbath» достойна занять место рядом с автобиографией самого Оззи Осборна – тем более что об описываемых временах Айомми наверняка помнит больше.


«Motley Crue. Грязь. История самой скандальной рок-группы в мире»

Томми Ли, Винс Нил, Мик Марс, Никки Сикс при участии Нила Стросса

Обложка книги «Motley Crue. Грязь. История самой скандальной рок-группы в мире»

Такая группа, как Motley Crue могла появиться исключительно в 1980-х. Взяв от предыдущего десятилетия лозунг «Секс, наркотики, рок-н-ролл» и приправив его доведенным до предела жизнелюбием, также характерным для 1980-х, музыканты сочетали несомненный музыкальный дар со столь же несомненным стремлением попробовать все на свете. Один из их главных хитов «Kickstart My Heart» родился из истории передозировки вокалиста Винса Нила, красноречиво названную композицию «Girls Girls Girls» с ее стрип-клипом в наши времена просто разорвали бы в клочья, а кавер-версия песни «Smokin’ In The Boys Room», в свою очередь, порвала в клочья оригинал полузабытых Brownsville Station. Впрочем, поклонники Motley Crue читают биографию группы не только и не столько затем, чтобы узнать, как писался тот или иной хит – ведь наряду с этим тут описаны романы с Памелой Андерсон и Литой Форд, оккультные практики, тюремные сроки и буйные туры с рок-героями уровня Оззи Осборна… Motley Crue существовали по нынешним меркам не так уж долго, но не заметить их попросту невозможно – что доказывают и сериал Netflix «Грязь» (2019), и эта книга со множеством неопубликованных фотографий ушедшей эпохи.


«Basquiat-измы»

Жан-Мишель Баския, автор-составитель Ларри Уорш

Обложка книги «Basquiat-измы»

На рубеже 1970-1980-х годов в США Жан-Мишель Баския стал представителем «новой волны» искусства – сперва как художник граффити, а затем как успешный неоэкспрессионист. Его творческий путь был недолог из-за пристрастия к наркотикам – Баския умер в 27 лет (1960-1988), – но заметный след в искусстве он оставил. В его байопике, вышедшем спустя восемь лет с его смерти («Баския», 1996), снялись Джеффри Райт и Дэвид Боуи. Книга «Basquiat-измы» – одновременно и история одного из самых ярких представителей нью-йоркского стрит-арта, и собрание размышлений Жана-Мишеля Баскии о природе творчества, которые наверняка заинтересуют всех увлекающихся современным искусством.


«Джо и Лори»

Маргарет Штольц, Мелисса де ла Круз

Обложка книги «Джо и Лори» Маргарет Штольц и Мелиссы де ла Круз

1869, Конкорд, штат Массачусетс. Юная писательница Джо Марч публикует свою первую книгу, которая неожиданно становится бестселлером, и издатель и поклонники требуют продолжения. За вдохновением Джо отправляется в Париж вместе с другом Лори. Однако вскоре выясняется, что Лори хочет быть для Джо больше, чем другом – хотя она больше всего на свете ценит независимость. Как же сложатся их отношения дальше?

Если вам кажется, что вы уже где-то слышали эту историю, вы не ошиблись. Книга «Джо и Лори» представляет собой что-то вроде вольного продолжения романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» (1868, 1869). Книга Олкотт давно стала классикой, однако многим читателям пришлось не по вкусу решение писательницы в дальнейшем «развести» Джозефину Марч и Теодора Лоренса. Маргарет Штольц и Мелисса де ла Круз предлагают этакую «альтернативную историю» семейства Марч. Теперь российские поклонники оригинала могут оценить, что из этого получилось.


«Брабантский мастер Иероним Босх»

Дмитрий Овсянников

Обложка книги «Брабантский мастер Иероним Босх» Дмитрия Овсянникова

Персонажи нидерландского, брабантского художника Иеронима Босха давно уже стали понятием нарицательным. Трудно поверить, что его фантасмагории появились в эпоху Возрождения, которую принято считать едва ли не рассветом после мрачной эпохи Средневековья – что, впрочем, несколько упрощенно. В первом биографическом романе о Босхе на русском языке российский писатель Дмитрий Овсянников предлагает собственный взгляд на то, каким был человек, предвосхитивший экзистенциальные ужасы искусства 20 века, и что именно могло породить его эпические полотна с оттенком абсурда.


«Записки библиофила: Почему книги имеют власть над нами»

Эмма Смит

Обложка книги «Записки библиофила: Почему книги имеют власть над нами» Эммы Смит

История книг и их влияния на человечество не менее увлекательна, чем сами книги – которые отнюдь не собираются сдавать позиции другим формам досуга, несмотря на натиск всякого рода аудиовизуальных развлечений. В «Записках библиофила» профессор Оксфорда и специалист по Шекспиру Эмма Смит рассказывает, как появились на свет книги и развивалось издательское искусство, какую роль, порой неожиданную, они играли в жизни человечества – и о том, что форма книги ничуть не менее важна, нежели содержание. Под последним из этих пунктов наверняка подпишется всякий, кто хранит дома любимые с детства книги или ищет их точные переиздания, ставшие столь модными в последнее время.

Читайте также