Мир не обрести, не познав страданий. Том Круз бежит, дерется и стреляет в новой, уже седьмой «Миссии» под кодовым названием «Смертельная расплата», доказывая, что он все еще молодой и опасный. У его героя по традиции любое задание – чистое самоубийство. Кажется, Круз опять соберет все деньги мира. Беда, однако, в том, что этой «Миссии», местами похожей на «Форсаж», не хватает величия даже в трюках, которые являются смыслом шпионского блокбастера. Оригинальные идеи давно исчерпаны, поэтому главным аттракционом остается сам актер.
«Смертельную расплату» не просто так рекламируют как фильм, где Том Круз совершает самый безумный трюк в карьере. Актер падает с обрыва, спрыгивая на полном ходу с мотоцикла. Круз – не только лицо американских спецслужб, но и надежда большого кинематографа. Хотя каскадерские приемчики бывали и гораздо зрелищнее, причем у того же Кристофера МакКуорри, режиссера прошлых, эталонных «Миссий». Вспомните виражи на вертолете и забег по лондонским крышам, или погоню по улицам Касабланки и разборки в Венской опере. Здесь же нет ни революции, ни перезагрузки. И вообще, есть ли в седьмой «Миссии» что-то еще, кроме риска умереть?
Главные темы блокбастера – ядерная война и компьютерные технологии. Что может быть актуальнее? Всемирным злом является уже не террорист, замышляющий разрушить старый мировой порядок, а всемогущий искусственный интеллект по имени Сущность. Контроль над богоподобным компьютером сделает любую страну сверхдержавой. В прологе показывают, как Сущность топит русскую подлодку «Севастополь». Изрядно постаревшему и помрачневшему спецагенту Итану Ханту поручено найти ключ, похожий на царскую регалию, и уничтожить компьютер, который стремится посеять хаос. В общем, отважный Круз в образе мессии носится по всему миру с крестом, буквальным и символическим.
Сюжет взят из американского кино времен холодной войны. «Смертельная расплата» явно подражает бондиане, а его композитор Лорн Балф – Хансу Циммеру. Круза окружают аж три роковые женщины и один скучный злодей, напоминающий герою о его темном прошлом, что якобы придает конфликту некий объем. Сказать, что история перегружена – ничего не сказать. Персонажи постоянно твердят, как важно завладеть ключом, который открывает неизвестно что. Говорят, тайна скрыта на затонувшей подлодке, но что именно – выясним уже во второй части. А пока Хант прогуливается по Риму и Венеции, демонстрируя свой рискованный бизнес на всем и сразу, потому что давным-давно разведка ему предложила «выбор».
В этом драматургически слабом боевике есть на что поглазеть. Методы агента нестандартны, поведение безрассудно, но смотреть лишь на выкрутасы Тома Круза утомительно. Не сомневаюсь: ему, как любителю острых ощущений, страшно весело. Почти три часа Круз куражится, показывая, что никакой компьютер его не заменит, ведь трюки-то – настоящие. Однако кино – это не только маска с чужим лицом, лихачество на крошечном «Фиате» и драка на крыше мчащегося поезда, который в конце концов, как «Титаник», падает в пропасть. Удивляет не столько пижонство кинозвезды, сколько то, что банальная история с ключом поделена на два фильма. Герою, бегущему против судьбы, не время умирать.