​30 знаковых k-pop-клипов за последние 30 лет

Эволюция – и революция – корейской поп-музыки наглядно: от Deux до NewJeans.

Seo Taiji and Boys – «I Know» (1992)

В книге «K-POP! Корейская революция в музыке» утверждается, что все началось с этой группы. Seo Taiji and Boys, самые первые в самом первом поколении k-pop, действительно заложили стандарт стиля, смешав корейские мотивы с западной музыкой – от хип-хопа до метала. Они также уделяли активное внимание танцам, без которых k-pop невозможно представить. Даже BTS не обошлись без их влияния и записали кавер на песню группы «Come Back Home» 1995 года.


Deux – «In Da Summer» (1994)

Дуэт Deux – из первых корейских артистов, активно экспериментировавших с хип-хопом. Участники Deux, Ли Хён До и Ким Сон Джэ, познакомились, когда работали на подтанцовке культового рэпера Хёна Джин-янга. Ким Сон Джэ погиб от сердечного приступа в 1995 году в возрасте 23 лет – всего через год после выхода «In Da Summer», но его вклад в корейскую музыку не забывают до сих пор. Клип выглядит простым по современным стандартам, однако летнее настроение передает отлично.


H.O.T. – «Candy» (1996)

H.O.T. – звезды первого поколения k-pop, охватывающего 1990-е и самое начало 2000-х. Это важная группа: H.O.T. – один из первых примеров коллектива с айдолами и одни из первых звезд SM Entertainment, крупнейшего лейбла в нынешней корейской индустрии. Хотя «мальчуковые» группы вроде Sobangcha существовали в Южной Корее еще в 1980-х, именно с H.O.T. началась история k-pop в его нынешнем виде. В «Candy» уже угадываются черты современных видео, с декорациями, поставленными танцами и костюмами. Песню исполняли Super Junior, BigBang, SHINee, Stray Kids, а в декабре 2022-го свою версию «Candy» выпустили NCT Dream.


S.E.S. – «(Cause) I’m Your Girl» (1998)

Еще одна ранняя группа SM Entertainment – на этот раз женская. Тоже первое поколение, задавшее стандарты на будущее. S.E.S. часто называли «женской версией» вышеупомянутых H.O.T. Как и «In da Summer» или «Candy», «(Cause) I’m Your Girl» – клип простой и стильный. Ничего лишнего: строгие костюмы «вне времени» и фон, меняющий цвет, но в то же время идеально подходящий под конкретную сцену. Разумеется, сама песня тоже давно стала легендарной: «(Cause) I’m Your Girl» неоднократно входила в списки главных корейских хитов всех времен.


Fin. K.L – «To My Boyfriend» (1998)

Сейчас таких клипов уже не встретишь – а вот в первом поколении k-pop они еще попадались. «To My Boyfriend» обладает той наивностью, беззаботностью и очарованием, которых часто не хватает в современной поп-музыке. В 1990-х и ранних 2000-х Fin.K.L были популярной женской группой и считались основными конкурентками S.E.S. «To My Boyfriend» – один из их главных хитов: позже эта милая добрая песня стала популярным рингтоном, особенно на День влюбленных.


Papaya – «Listen to My Word» (2000)

Замкнутые пространства, декорации, как в «Матрице» – и улыбчивые позитивные девушки, веселые танцы, легкий жизнерадостный мотивчик. Увы: особой известности Papaya не сыскали, и они распались перед релизом второго альбома «Violet» (2001). Зато в 2016 году группа Oh My Girl перепела «Listen to My Word» вместе с регги-дуэтом RGP и даже назвала свой EP в честь этой песни Papaya.


Baby V.O.X. – «Coincidence» (2002)

Неординарный клип. Он начинается с испанских (!) фраз, а в середине играет вообще другая песня – «Consent». А еще это кавер: оригинальная версия «Coincidence» вышла в 1996-м и исполняла ее корейская же группа Kola. В 2002-м «Coincidence» звучала в Корее везде – например, во время Чемпионата мира по футболу, который тогда проводился в стране. Baby V.O.X. – одна из немногих корейских групп тех лет, получившая популярность не только на родине, но и в Китае. Для женского проекта первого поколения это было впечатляющим достижением.


BoA – «No.1» (2002)

В мире корейского шоу-бизнеса не так уж много сольных звезд, и BoA – самая известная: ее называют королевой k-pop. А еще ее относят к так называемому «поколению 1,5»: промежуточной, экспериментальной эре, когда k-pop уже набирал популярность в Азии, но не дошел до Запада. «No.1» – заглавный трек с ее второго альбома 2000 года и, пожалуй, главный хит певицы. В комментариях под «No.1» слушатели пишут, что именно благодаря BoA они заинтересовались k-pop – и достаточно посмотреть клип, чтобы понять почему. Если бы 20 лет назад соцсети и YouTube уже существовали, у «No.1» были бы сотни миллионов просмотров.


TVXQ! – «Hug» (2004)

Звезды второго поколения k-pop – некоторые фанаты даже считают, что с TVXQ оно и началось. Второе поколение связывают с 2000-ми годами и экономическим кризисом в Южной Корее, когда музыкальные проекты начали обретать более коммерческий характер. И именно тогда k-pop потихоньку стал набирать популярность за пределами Азии, в том числе на Западе и в России.

У многих корейская музыка ассоциируется с яркими цветами и безупречно синхронизированной хореографией. В «Hug» TVXQ этого почти нет, кроме небольших сцен с танцами: клип, скорее, нежный и романтичный, а сама песня звучит так, будто ее писали для какой-нибудь дорамы – к слову, участники TVXQ! снимались в дорамах. А еще «Hug» – один из немногих старых клипов, которые не просто выложены на YouTube, но и прошли современный ремастеринг: он доступен для просмотра в высоком качестве 1080p.


Wonder Girls – «Nobody» (2008)

Не зная год выхода клипа, можно подумать, что он вышел не 15 лет назад, а гораздо раньше. «Nobody» удачно стилизован под 1960-е и The Supremes в частности. Впрочем, слово «ретро» подходит почти под все творчество группы: Wonder Girls не раз называли «ретро-королевами k-pop». Это старомодная эстрада в хорошем смысле: попробуйте отвязаться от припева – вряд ли получится! Неспроста именно «Nobody» стала первой корейской песней, вошедшей в Billboard Hot 100.


Super Junior – «It’s You» (2009)

Еще одни звезды – или, правильнее сказать, легенды – второго поколения. Карьера Super Junior насчитывает уже 18 лет – причем их последний на сегодня альбом «The Road» вышел в начале 2023-го. «It’s You» – может быть, не главный их хит и не самый просматриваемый клип. Однако как минимум самый недооцененный: драматичный, похожий на кино – и не лишенный типичной для музыкального видео хореографии. Танцы Super Junior на первый взгляд могут показаться простыми из-за скромных декораций, и все же они мгновенно завораживают.


В тему: 15 самых популярных k-pop клипов


SHINee – «Ring Ding Dong» (2009)

Как и Super Junior, SHINee – одна из самых популярных групп второго поколения k-pop, к которому относят коллективы, дебютировавшие в 2000-х годах. Хотя некоторые с этим утверждением поспорят и отнесут их к переходному поколению 2,5 – где артисты позволяли себе больше рисков и экспериментов. «Ring Ding Dong» – наиболее просматриваемый клип SHINee на YouTube. Необычное звучание с влиянием африканской музыки, яркие партии каждого участника, разошедшиеся на мемы, и незатейливый, но запоминающийся визуал – благодаря этому «Ring Ding Dong» до сих пор собирает многочисленные комментарии и просмотры.


Girls’ Generation – «The Boys» (2011)

Girls’ Generation – группа, справедливо занимающая особое место в истории k-pop. Название коллектива, «Поколение девушек», в каком-то смысле оказалось пророческим. Да: до них уже существовали женские k-pop-группы, но именно Girls Generation стали составлять серьезную конкуренцию мужским. А хит «The Boys» вывел их на международную сцену и привлек внимание широкой публики – в том числе далекой от мира k-pop.


2NE1 – «I Am the Best» (2011)

Еще один герлз-бэнд, сломавший стереотип о девичьих группах. 2NE1 были первой женской k-pop-группой, отправившейся в международный тур, а в любви к их творчеству признавались Blackpink, (G)I-dle и многие другие. В «I Am the Best» идеально все: от энергичного припева до стильного клипа, который свежо смотрится даже 12 лет спустя. Не будь 2NE1 и «I Am the Best», история корейской музыки могла бы пойти совершенно по другому пути. Как и SHINee, 2NE1 многие считают не вторым поколением, а поколением 2,5 – промежуточным и прорывным одновременно.


BigBang – «Fantastic Baby» (2012)

Хотя BigBang стартовали примерно в одно время с SHINee и Super Junior, они «выстрелили» чуть позже – в начале 2010-х. Клип «Fantastic Baby» проигнорировать было тяжело: футуристичный, стильный, с продуманными детализированными костюмами. Отдельно стоит поговорить о сюжете, где BigBang становятся королями-революционерами, как бы показывая свой статус и важность в k-pop. В данном случае это не хвастовство, а правда.


Psy – «Gangnam Style» (2012)

Исследуя эволюцию корейских видео, нельзя обойти стороной самый просматриваемый k-pop-клип всех времен. Как к нему ни относись, именно «Gangnam Style» 11 лет назад окончательно ввел корейскую поп-музыку в мировой мейнстрим. При этом Psy не назовешь типичной k-pop-звездой: он никогда не был айдолом, а прорывной международный хит выпустил в 34 года, что по меркам поп-музыки – скорее исключение, нежели правило. Однако против цепкого припева и вирусного танца не устоял, кажется, никто.


EXO – «Growl» (2013)

А вот уже и третье поколение: группы, дебютировавшие в 2010-х и ставшие известными по всему миру, в том числе благодаря соцсетям. «Growl» – первый по-настоящему крупный хит EXO: только в Южной Корее его скачали более 2 млн раз. Этому поспособствовал в том числе и клип, снятый одним кадром. Даже десять лет спустя «Growl» остается в топе самых просматриваемых видео EXO, а танец из клипа многие пытаются повторить и снимают обучающие ролики. Группа Ateez в 2018 году выпустила свою версию «Growl».


Sistar – «Touch My Body» (2014)

Тема отдыха, пляжа и купания, как ни странно, не самая распространенная в k-pop. Sistar это отчасти исправили: «Touch My Body» – стопроцентный летний хит и по звучанию, и по визуальному сопровождению. Эта песня возглавила корейский чарт, как и еще восемь синглов Sistar. По этому показателю они уступают лишь IU и BigBang, обгоняя подавляющее большинство – даже BTS занимали первое место лишь восемь раз.


Twice – «Like Ooh Ahh» (2015)

Twice также относятся к третьему поколению: оно отличается не только более стремительным взлетом и популярностью в соцсетях, но и более высокими стандартами к хореографии и клипам. «Like Ooh Ahh» – один из лучших образцов раннего творчества группы, не нуждающейся в представлении. Участницы Twice оказываются в заброшенной больнице, окруженной зомби. Но певицы вовсе не собираются ни с кем бороться, а, напротив, «заражают» зомби позитивом – практически в прямом смысле слова. Танец из «Like Ooh Ahh» стал настолько популярным, что по нему вышли два специальных видео, которые набрали 40 и 23 млн просмотров.


BTS – «Dope» (2015)

«Dope» (761 млн) уступает по числу просмотров «Dynamite» (1,7 млрд) или «DNA» (1,5 млрд), а вот по качеству не уступает вообще. Именно он стал первым клипом BTS, набравшим 1 млн лайков и 100 млн просмотров. Причем в год выхода «Dope» не сыскал особого успеха – он был слишком рисковым и не похожим на предыдущие работы BTS. Зато именно благодаря «Dope» многие начали слушать BTS: музыканты откровенно рассказывали о своем непростом пути и труде – и в песне, и в видео.


Blackpink – «Boombayah» (2016)

Как и у BTS, у Blackpink много известных клипов. Однако история ныне легендарной группы началась семь лет назад именно с «Boombayah». Крутые, уверенные в себе, стильные и безумно харизматичные – уже в самом первом видео Blackpink выглядели как девушки, которым хочется подражать. При всей своей дерзости «Boombayah» не выглядит неприличным – хотя на некоторых корейских каналах его все равно запретили из-за мата и упоминания алкоголя. И Blackpink, и BTS – из третьего поколения k-pop. И пока они остаются самыми громкими именами в корейской поп-музыке – для большинства людей уж точно.


NCT 127 — «Limitless» (2017)

Иногда бывает так, что танцевальное перформанс-видео на песню привлекает больше интереса, чем официальный клип. «Limitless» – именно тот случай: у клипа 13 млн просмотров, у перформанс-ролика – 56 млн. Он более минималистичен и в то же время более энергичен: может, поэтому его смотрят охотнее. «Limitless» – еще и заглавный трек второго EP группы. По мнению Dazed Digital, это также одна из лучших k-pop-песен 2017-го.


Monsta X – «Dramarama» (2017)

Драмы в клипе «Dramarama» Monsta X действительно хватает. Кихен отправляется в путешествие во времени, чтобы спасти Чжухона от автомобильной аварии – но ему приходится жертвовать собой. Причем Monsta X отмечают, что сцены с аварией не были нарисованы на компьютере, а сняты вживую, с настоящей машиной, которую действительно пришлось разбить. Кинематографичность зашкаливает настолько, что Billboard сравнил «Dramarama» с «Доктором Кто».

Monsta X были созданы в рамках телешоу «NO.MERCY». Поэтому их часто относят не к третьему поколению, а к поколению 3,5. Разница в том, что раньше боссы лейблов сами определяли, кто из певцов попадет в группу, а в поколении 3,5 право голоса появилось и у фанатов. По схожему принципу сформировались и некоторые другие группы – например, Wanna One и даже Seventeen.


K/Da – «Pop Stars» (2018)

Есть в k-pop и свои виртуальные группы: K/Da – самая известная из них. Поют там все равно живые люди, и даже не только корейцы: одна из вокалисток K/Da – известная американская певица Мэдисон Бир. Наверное, именно так бы выглядели клипы поп-коллективов, если бы они все разом переместились в виртуальную реальность. Эксперимент интересный, особенно в эпоху ChatGPT и замены голосов искусственным интеллектом.


Momoland – «Bboom Bboom» (2018)

По-хорошему несерьезные и легкомысленные видео появляются не так часто, и «Bboom Bboom» – среди них. Участницы Momoland искренне улыбаются, заряжая зрителей позитивом, и лихо пародируют телемагазины, что тоже придает клипу оттенок ностальгии. «Bboom Bboom» – один из самых успешных синглов корейских герл-групп эры цифровой сертификации, начавшейся в 2018 году, и просто один из самых просматриваемых k-pop-клипов.


Red Velvet – «Psycho» (2019)

Снова третье поколение k-pop: Red Velvet они дебютировали в 2014-м, даже раньше Blackpink.

От песни с «психическим» названием ждешь чего-то безумного. Red Velvet красиво обманывают ожидания: это элегантный, мягкий и почти тихий трек. Участницы группы всего лишь поют о том, что любовь сводит их с ума в готически-сказочных локациях в стиле роскошного особняка XIX века. Все чинно-мирно-благородно, но совершенно не скучно: разглядывать наряды Red Velvet и интерьеры здания можно долго.


Stray Kids – «Top» (2020)

Безусловные главные звезды четвертого поколения, ведущего отсчет с самого конца 2010-х и начала 2020-х: эти группы появились уже после BTS и Blackpink. «Top» – один из первых хитов группы Stray Kids. Песня «Top» вышла на трех языках, но только японская версия получила свой клип. Именно в Японии «Top» стала хитом и попала на саундтрек к аниме-сериалу «Башня Бога» (2020). В клипе Stray Kids выглядят как герои экшн-фильмов и танцуют в декорациях, напоминающих космический корабль. В общем, уже на старте было понятно, что группу ждет большое будущее.


Itzy – «Wannabe» (2020)

Itzy – одна из самых популярных герл-групп четвертого поколения k-pop. Тема индивидуальности и независимости от общественного мнения – постулат поп-культуры. В «Wannabe» участницы Itzy устраивают праздник непосредственности, танцуя на подиуме, на столе с шикарным ужином и даже в туалете клуба после стрижки, сделанной собственными руками. Спустя три года «Wannabe» остается самым просматриваемым клипом Itzy. И одним из наиболее популярных k-pop-роликов на YouTube в целом.


Aespa – «Next Level» (2021)

Без танцев в k-pop-клипах по-прежнему не обходится, но локации и сюжеты становятся все интереснее. Тут и мир компьютерных игр, и антагонистка с именем Черная Мамба, и мощные визуальные эффекты, напоминающие голливудские блокбастеры, и вступление, звучащее как тема из киносерии «Миссия невыполнима». С «Next Level» начался триумфальный взлет Aespa: клип набрал 100 млн просмотров за месяц, а трек занял второе место в корейском хит-параде.


(G)I-DLE – «Tomboy» (2022)

Времена, когда женские k-pop-группы стремились быть милыми и безобидными, ушли безвозвратно: молодое четвертое поколение играет по другим правилам. В «Tomboy» участницы (G) I-DLE быстро перевоплощаются из стеснительных девушек в дерзких и бесстрашных. И, не побоимся этого слова, рок-н-ролльных: многие рок-группы отдали бы все за этот припев и эти риффы. (G) I-DLE продолжают потихоньку набирать обороты – осенью-2023 у них выйдет англоязычный EP «Heat».


NewJeans – «OMG» (2023)

За год из «новеньких» NewJeans превратились в больших звезд, возглавляющих чарты, сотрудничающих с крупными брендами и даже в икон моды. Вдохновляясь музыкой 1990-х, группа выпускает приятные, ненавязчивые и небанальные песни – и такие же клипы. Действие «OMG» происходит в психиатрической лечебнице, больше напоминающей дом отдыха: обстановка – расслабленная, пациенты – милые и улыбчивые. А еще тут есть камео актера Кима Джу Хуна.

Читайте также