«It's the End of the World but It's a Beautiful Day» – альбом, который с момента выхода 15 сентября вызвал множество радикальных споров. Thirty Seconds To Mars совсем отошли от рока и ударились в электропоп. Одни считают, что группа потеряла собственное лицо, другие – что новый звук им идет. В общем, все неоднозначно – однако получается, что именно этим релиз «марсов» и важен: его обсуждают.
«Опопсение» звучания – главная «черта» альбома, хотя предпосылки к этому в творчестве группы просматривались и раньше. Даже сейчас многие ассоциируют Thirty Seconds To Mars с громкими рок-гимнами вроде «The Kill» и «Kings and Queens». Поэтому не каждый расслышит в новом альбоме знакомых «марсов»: вместо ярких гитар – обилие синтезаторов. Сменился и ритм: градус энергичности снизился, а умиротворенности – вырос. Голос вроде тот же, но почти обходится без криков.
Тут надо рассмотреть перемены, которые произошли с группой и ее участниками за последнее время. «It's the End of the World but It's a Beautiful Day» – первый альбом Thirty Seconds To Mars за пять лет. Вскоре после выхода пластинки «America» (2018) из состава ушел гитарист Томо Милишевич, игравший в группе 15 лет. Фронтмен Джаред Лето активно снимался в кино – в том числе в нашумевшем «Доме Gucci» (2021) и недавнем «Особняке с привидениями» (2023). Наконец, Thirty Seconds To Mars ушли с лейбла Interscope и подписали контракт с Concord: Interscope – мейджор-компания, где записываются звезды уровня Леди Гаги, Concord – не такой гигант, хотя тоже крупный лейбл. Это значит, что раскрутки будет меньше, но и давления на артистов – тоже меньше. Так что «It's the End of the World but It's a Beautiful Day» – первый альбом «марсов» после долгого перерыва, их первая работа в формате дуэта и первый релиз на новом лейбле. В общем, полная перезагрузка. Тренды, изменились, у разных лейблов разные требования, ну а уход гитариста – серьезный удар для любой группы. «Облегчение» звучания – самый логичный шаг в данной ситуации.
Thirty Seconds To Mars способны собрать стадион, чем может похвастаться далеко не каждая рок-группа, тем более относительно современная. В 2023 году рок вполне себе моден, но уже не в стадионном формате, а в поп-панковском, в духе 2000-х. Песня «Life is Beautiful» так и просится в репертуар Imagine Dragons – и неспроста, ее соавтором стал Дэн Рейнольдс, вокалист «драконов». Последние как раз собирают стадионы, будучи относительно новыми артистами и рокерами хотя бы номинально. Привычные Thirty Seconds To Mars были погитарнее, потяжелее, а Imagine Dragons изначально играли поп-рок. Однако путь «марсов» к «легкому» звуку – стандартная история для многих рокеров. Когда-то и Linkin Park ударились в почти что электропоп, и Bring Me The Horizon на последнем альбоме «Amo» (2019) пошли в эту сторону.
В 2021 году, когда нынешний альбом был только «в проекте», Джаред Лето говорил, что группа при работе над новой музыкой вдохновляется электроникой 1970-х и 1980-х. Однако заход в электронику был и на альбоме «America», и на предшествовавшем ему «Love Lust Faith + Dreams» (2013). Так что все это больше похоже на постепенный многоступенчатый переход. И все же на «America» еще сохранялись традиционные разрывные припевы, страстный вокал и некоторое количество гитар. На «It's the End of the World but It's a Beautiful Day» стадионный пафос уступил место спокойствию, хотя и не исчез окончательно, что слышно в «Stuck», «Avalanche» или «Never Not Love You». Электроники действительно много – но это скорее электропоп, чем электроника в чистом виде. Об этом, в частности, говорят имена соавторов песен. «World on Fire» Thirty Seconds To Mars написали вместе с Эдом Шираном – получился вполне себе поп-хит для радио и плейлистов. А «Never Not Love You» и «Lost These Days» – работы Джона Беллиона, автора песен Джастина Бибера и Jonas Brothers. Становится ясным, почему сингл «Stuck» хорошо пошел в российском радиочарте и американском рок-чарте. Альбом в целом светлый, воодушевляющий – это заметно уже по обложке и названию («Это конец света, но и прекрасный день»), однако не обошлось и без задумчивых моментов. Таковым можно назвать «Midnight Prayer» – в этом треке поет не Джаред, а Шеннон Лето.
Смена звучания для известной группы с многолетней карьерой – риск. И вдвойне риск, если они идут в сторону поп-музыки, при всей распространенности данного пути. Поэтому отзывы на «It's the End of the World but It's a Beautiful Day» получились не просто разными, а полярными: пока одни хвалят Thirty Seconds To Mars за освоение нового стиля, другие советуют Джареду Лето бросить музыку. Оба варианта встречаются как в профессиональных рецензиях, так и в комментариях поклонников. Негатив преобладает: некоторые даже пишут, что теперь и альбом «America», в свое время принятый без особых восторгов, не кажется им таким плохим. Однако положительная реакция тоже выделяется, причем по большей части в рецензиях – хотя «марсы» никогда не были любимцами критиков.
Главные вопросы, которые волновали поклонников Thirty Seconds To Mars с момента выхода «попсовой» песни «Seasons», – удался ли группе эксперимент со сменой звучания и стоил ли он того? На альбоме «It's the End of the World but It's a Beautiful Day», при всей его «форматности», нет явных хитов. Однако и провальным его тоже не назвать из-за избытка хороших мелодий и общей позитивной атмосферы. Его можно поругать за безликость, но его приятно слушать, да и желающих ознакомиться с ним пока что хватает. «It's the End of the World but It's a Beautiful Day» – альбом неоднозначный и потому цепляющий. О нем спорят и говорят – и это хороший признак для музыканта. Особенно для группы с карьерой в 20 с лишним лет.