«Tension» – 16-й по счету альбом Кайли Миноуг. Большинство артистов либо не доходят до такой цифры, либо теряют энтузиазм и связь с реальностью. Певице удалось стать редким исключением: она записала элегантный хитовый альбом, одновременно соответствующий трендам и ее собственному фирменному стилю. Это эталон камбэка от крупной поп-звезды: многим музыкантам стоит взять его на заметку.
Быть поп-звездой непросто, особенно поп-звездой с опытом. К рокерам и альтернативщикам это тоже относится, но не в такой степени – от них не ждут хитов и фантастических продаж. В популярном жанре все меняется быстро, иногда за какие-то пару лет. Мало кому удается держаться хотя бы десять лет, история знает достаточно примеров неудачных возвращений поп-исполнителей. Даже Мадонна, долгое время державшаяся на вершине, сдала на последнем альбоме «Madame X» (2019) – ни одна песня с него не вошла в Billboard Hot 100. В 2020-м и 2021-м Гвен Стефани пыталась вернуться с треками «Let Me Reintroduce Myself» и «Slow Clap», которые должны были стать синглами с ее пятого сольного альбома. Однако песни провалились и релиз был отменен. Удачные возвращения тоже случаются: свежий пример – Шакира с хитом «BZRP Music Sessions, Vol. 53», порвавшим не только чарты, но и соцсети. Альбом Бейонсе «Renaissance» – еще один отличный пример камбэка: песни стали хитами без промо-кампании и клипов. И, конечно, нельзя забыть «Believe» Шер: эта композиция сделала 52-летнюю на тот момент (1998) певицу снова модной и стала одним из первых крупных поп-треков с использованием автотюна.
Кайли Миноуг – королева возвращений. После рискового альбома «Impossible Princess» (1997), который приняли неоднозначно, певица вернулась с хитами «Spinning Around» и «On a Night Like This» и альбомом «Light Years» (2000). За ним последовал пик карьеры Миноуг – пластинка-бестселлер «Fever» (2001) с суперхитом «Can’t Get You Out of My Head» и альбом «Body Language» (2003) с хитами «Slow» и «Red Blooded Woman». Однако в 2005-м певице пришлось прервать карьеру – на этот раз по очень серьезной причине: у Миноуг нашли рак груди. К счастью, в 2006-м ее успешно прооперировали и болезнь отступила. В 2007 году Кайли Миноуг не просто вернулась к творческой деятельности, но выпустила отличный альбом «X» с песнями «2 Hearts», «Wow» и «In My Arms», также вошедшими в топы хит-парадов. К середине 2010-х интерес к Миноуг начал спадать: если ее пластинки по-прежнему занимали высокие позиции в чартах и собирали хорошие отзывы критиков, то с хитами дела обстояли хуже. И тут настал 2023-й: в мае, незадолго до своего 55-летия, Кайли Миноуг выпустила сингл «Padam Padam», который стал едва ли не главной песней лета. Это говорит о сильном характере певицы и ее профессионализме. К слову, вышеупомянутый «Impossible Princess» сейчас считается классикой и едва ли не лучшей работой Миноуг.
С возрастом опытных артистов часто бросает в крайности. Одни усиленно пытаются молодиться и гнаться за всеми трендами сразу – как Мадонна в 2019-м. Другие, напротив, записывают такие же песни, как 10-20 лет назад – как Гвен Стефани в 2021-м. Миноуг держится золотой середины: она следит за происходящим и экспериментирует – например, с кантри на альбоме «Golden» (2018), – но аккуратно, в рамках своего «игривого» стиля, со вкусом. Она также прокомментировала успех нового сингла, заявив, что в будущем музыкальный эйджизм, присущий индустрии особенно в поп-музыке и в отношении женщин, исчезнет: по ее наблюдениям, молодое поколение не так предвзято.
Рецепт долгой успешной поп-карьеры и правильного возвращения одновременно сложен и прост: следование своему стилю и умеренные эксперименты с разными жанрами и модными тенденциями. С одной стороны, «переизобрести» себя – уже почти обязанность для поп-исполнителей, желающих долгой карьеры. С другой, нельзя уходить слишком далеко – поп-музыка должна быть понятной, в идеале еще и успешной. Тот же альбом «Impossible Princess» или, скажем, «Bionic» (2010) Кристины Агилеры спорно приняли именно из-за нестандартного звучания и имиджа – пусть со временем оба релиза и приобрели статус культовых.
«Tension» – танцевальный релиз, как и многие другие альбомы Кайли Миноуг. В интервью Vogue певица призналась, что танцевальная музыка делает ее счастливой и ей «нравится работать в состоянии меланхолической эйфории». По словам Миноуг, когда она заходит в студию, то не планирует ничего заранее, а старается наслаждаться происходящим. Также певица раскрыла, что на этот раз у альбома не было конкретной темы, в отличие от предыдущих «Golden» (2018), который она называла «Долли Партон на танцполе», и «Disco» (2020), посвященный, собственно, диско. Она стремилась «найти сердце, веселье или фантазию момента», «служить песне, подчеркивая индивидуальность каждого трека» и «погрузиться в свободу».
Главные качества для поп-музыканта, нацеленного на серьезную карьеру – вовсе не вокальные данные и даже не имидж или харизма. Это четкое понимание возможностей, работа с правильными людьми и чутье на хиты. Все это у Кайли Миноуг есть – поэтому она до сих пор интересна людям. Два крупных хита певицы – визитная карточка «Can’t Get You Out of My Head» и перезапустивший карьеру «Spinning Around» – изначально предназначались другим артистам: Поле Абдул и группе S Club 7 соответственно. Миноуг и сама пишет многие песни: она приложила руку к большей части «Tension». Но она еще и прекрасно умеет выбирать соратников: продюсером многих треков с альбома выступил Бифф Станнард, сотрудничавший с Миноуг в 2001 году – над песнями «In Your Eyes» и «Love at First Sight». Столь долгая совместная работа говорит, что музыканты прекрасно ладят друг с другом. Также в списке соавторов «Tension» – Kamille, автор хитов Little Mix и Дуа Липы, Дак Блэкуэлл, работавший с Луи Томлинсоном и Армином ван Бюреном. Словом, люди талантливые и серьезные. Отдельным номером идет «10 Out of 10», танцевальный дуэт с известным нидерландским диджеем Оливером Хелденсом. Именно с него и началась эра «Tension», еще до выхода «Padam Padam».
Успех «Padam Padam» и «Tension», конечно, связан не только с высоким качеством самого материала. В 2020-х танцевальный электропоп с ретро-влиянием популярен как никогда – успех Дуа Липы и ее альбома «Future Nostalgia» (2020) говорит за себя. Липа росла на песнях Кайли Миноуг: она называла певицу «королевой поп-музыки» и своим кумиром. Неслучайно одним из продюсеров «Future Nostalgia» стал Стюарт Прайс, работавший над «Aphrodite» (2010), 11-м альбомом Миноуг. Тем не менее исключительно модой объяснить успех «Tension» не получится: подобные релизы выходят постоянно, но далеко не все из них дотягивают хотя бы до звания «интересный». Кайли Миноуг сделала альбом, который звучит одновременно свежо и вневременно – ему бы тоже подошло название «Future Nostalgia» («Ностальгия будущего»). Разве что, в отличие от Дуа Липы, Миноуг обходится без использования сэмплов. Зато запоминающихся мелодий, напоминающих о 1980-х, 1990-х и 2000-х, здесь хватает. И не только в «Padam Padam», но и, например, в «Hold On To Now», «Things We Do For Love» или «Vegas High», которые не выходили синглами.
«Tension» можно включать в учебные пособия как эталон хорошего альбома-возвращения. Модный и индивидуальный, современный и с ретро-нотками, хитовый и ненавязчивый, веселый и стильный, легкий и изысканный. К 55 годам артисты нечасто записывают подобное – из-за упомянутого Кайли Миноуг эйджизма или вследствие потери интереса к творчеству. Энтузиазму певицы с 35-летней карьерой позавидуют многие более молодые исполнители. Она не стала никому подражать, но и не заперлась в своем «заслуженном» мире, а, напротив, активно следила за происходящим. Кайли Миноуг не заполняла собой инфопространство и не делала агрессивного промо: оказалось, чтобы успешно вернуться, достаточно выпустить качественный альбом – и люди сами потянутся к нему.