Почему Ровена Дрейк стала убийцей и как Пуаро ее разоблачил
1947 год. После роковых событий «Смерти на Ниле» Эркюль Пуаро ушел в отставку – там действие развивалось в 1937-м, то есть прошло 10 лет. Во многом его решение об отходе от дел связано со смертью друга – Бука (Том Бейтман). Пуаро решил насладиться отдыхом в Венеции. Бывший офицер полиции Витале Портфалио (Риккардо Скамарчо) в качестве охранника сыщика стал ограждать его от потенциальных клиентов.
Неожиданно на Пуаро вышла его старая подруга – автор детективов Ариадна Оливер (Тина Фей). Она пригласила сыщика принять участие в спиритическом сеансе медиума Джойс Рейнольдс (Мишель Йео), которая во времена Первой мировой войны была медсестрой. Ариадна надеялась, что Пуаро поможет ей разоблачить предполагаемую аферистку – или же доказать, что призраки существуют. Рейнольдс пригласила бывшая оперная певица Ровена Дрейк (Келли Райлли), предложив устроить сеанс в своем палаццо, где раньше был сиротский приют. По слухам, в доме обитали привидения детей, ненавидевшие медицинских работников, поскольку однажды те их здесь бросили. Дрейк хотела связаться с духом своей дочери Алисии (Роуэн Робинсон), которая несколько лет назад в приступе безумия якобы лишила себя жизни. Причем девушка заявляла, что может видеть призраков.
В дом на сеанс Рейнольдс прибыли домработница Ровены Ольга Семенова (Камилль Коттен), семейный врач Лесли Ферьер (Джейми Дорнан) и его сын Леопольд (Джуд Хилл) и бывший жених Алисии – шеф-повар Максим Джерард (Кайл Аллен), который разорвал помолвку с бедняжкой незадолго до ее смерти. Также в доме оказались ассистенты Рейнольдс – Дездемона Холланд (Эмма Лейрд) и ее сводный брат Николас (Али Хан).
Во время сеанса Рейнольдс сообщила, что Алисию на самом деле убили. Затем медиума кто-то столкнул с большой высоты прямо на статую, которая пронзила ее насквозь. Перед трагедией Рейнольдс отдала свои маску и мантию Пуаро, поэтому злоумышленник изначально напал на него. Из-за шторма гостям не удалось выбраться из палаццо, и Пуаро взялся за расследование по горячим следам.
В палаццо воцарился хаос, люди начали подозревать друг друга. Доктор Ферьер, будучи ветераном войны, страдает от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Держать себя в руках ему помогает не по годам умный сын Леопольд. Однако на фоне всеобщей неразберихи у Ферьера случилась паническая атака, и он ввязался в драку с Максимом, которого чуть не убил. Доктора Ферьера успокоили и заперли в музыкальной комнате, где позже нашли мертвым – кто-то ударил его ножом.
В ходе расследования Пуаро удалось выяснить, что Ариадна, Портфалио и Рейнольдс были в сговоре. Ариадна Оливер хотела написать новый бестселлер по мотивам «призрачных» ужасов в палаццо, поэтому убедила Портфалио помочь Рейнольдс сделать спиритический сеанс наиболее правдоподобным. Портфалио занимался делом Алисии и знал подробности трагедии. Ариадна рассказала Рейнольдс о жизни Пуаро и помогла мошеннице создать «сверхъестественные» спецэффекты. Однако Рейнольдс и Ферьера убили не Ариадна и Портфалио, а хозяйка дома Ровена Дрейк.
Пуаро в палаццо часто слышал голос юной Алисии и сталкивался с ее призраком. Сыщик понял, что это на него так подействовал мед. Ровена говорила, что мед травяной, но Максим в одной сцене отметил странный вкус лакомства – он понял это благодаря поварскому опыту. Ровена хотела, чтобы ее дочь Алисия всегда была рядом – поэтому ей было важно не дать ей сойтись с Максимом. Однажды в саду Ровена посадила цветы кустарников вида Рододендрон понтийский, в котором содержится яд, действующий как галлюциноген. Отраву певица раздобыла во время поездки в Турцию, где растет кустарник. Пчелы создали из цветков «безумный мед», вызывающий у людей жар и бредовое состояние. Ровена кормила Алисию медом, из-за чего девушка стала уязвимой и якобы больной. Певица днями и ночами не отходила от кровати дочери – в какой-то момент ее заменила на «посту» экономка Ольга. Когда Алисия вновь начала бредить, Ольга по незнанию дала ей чай с медом. Девушка приняла слишком много яда, что привело к остановке сердца. Чтобы скрыть содеянное, Ровена инсценировала самоубийство дочери. Тело осматривал доктор Ферьер, который в своем шатком психическом состоянии не смог определить, что Алисию отравили.
Кто-то прознал обо всем и начал шантажировать Ровену; ей пришлось платить таинственному человеку за молчание. Пуаро понял это, поскольку у дивы оперы обострились проблемы с деньгами. В конце концов Ровена решила избавиться от шантажиста. Первым она заподозрила доктора Ферьера, который спустя время мог начать сомневаться в причинах смерти Алисии. Также под подозрением оказалась Рейнольдс – та рвалась встретиться с Ровеной и знала слишком много подробностей о гибели дочери певицы. На сеансе Ровена решила избавиться от обоих, прикрывшись суевериями о призраках – она даже напоминала всем присутствующим, что обе жертвы связаны с медициной. Ровена заставила Ферьера убить себя – она угрожала навредить его сыну.
После разоблачения Ровена попыталась сбежать. На балконе она чуть не убила Пуаро – тем оружием, которым царапала жертв и оставляла им «метки» детей-призраков. Однако будто бы сам призрак Алисии столкнул ее в венецианские воды.
Как Пуаро выяснил, что шантажист – это Леопольд
Ровена так и не раскрыла личность истинного шантажиста. Рейнольдс узнала подробности смерти Алисии с помощью Портфалио. Доктор Ферьер действительно не заметил следов отравления. Пуаро догадался, что шантажистом был сын врача Леопольд. Мальчик это делал, чтобы помогать отцу, которому стало сложно работать. Леопольда после смерти Лесли в итоге забрала в свою семью Ольга.
Леопольд изучил записи отца и понял, что Алисию отравили – прямо как в опере о царе Понта Митридате, где Ровена играла Аспазию. Само произведение мальчик нашел в библиотеке Ровены. Леопольд отправил Ровене анонимное письмо с угрозой раскрыть ее тайну – та стала ему платить, чем доказала теорию мальчика.
В «Призраках в Венеции» Пуаро не объяснил, как вычислил Леопольда. Однако это можно понять по событиям фильма и характеру самого мальчика. Леопольд ухаживал за ослабшим после войны отцом, который уже не мог справиться ни с работой, ни с бытовыми вопросами. Леопольд – начитанный, умный и очень наблюдательный мальчик, в котором Пуаро увидел себя в детстве. К тому же из всех подозреваемых Леопольд был наиболее близок к доктору Ферьеру и его отчетам.
Есть ли в фильме «Призраки в Венеции» мистика
Пуаро выяснил, что видит призраков из-за «безумного меда». Однако в сцене с гибелью Ровены злодейку и впрямь будто столкнул призрак ее дочери. Певица даже отреагировала на прикосновение мертвеца. Пуаро сказал Ариадне, что причина в меде. И все же он намекнул подруге, что немножко поверил в мистику.
В сцене со смертью Ровены шел ливень. Она вскрикнула от испуга и обернулась на «призрака» в ту же секунду, когда прогремел гром. Ровена – сумасшедшая женщина, которая силой удерживала дочь и не хотела ее никому отдавать. После смерти Алисии и убийств двух вероятных шантажистов она еще глубже погрузилась в отчаяние и безумие. Возможно, даже начала верить в собственные байки о призраках. Ровена могла посчитать, что за ней пришел дух дочери, поэтому от неожиданности обернулась, когда услышала гром. В состоянии шока она оступилась и упала.
Кеннет Брана сильно изменил сюжет романа «Вечеринка в Хэллоуин», но вряд ли он стал бы добавлять сверхъестественное в реалистичные детективные истории Агаты Кристи. Хотя приятно фантазировать о том, что в его версии приключений Пуаро души умерших приглядывают за порочным миром живых.
Как Ариадна Оливер связана с самой Агатой Кристи и вернется ли она в продолжении
Ариадна Оливер считала, что Пуаро стал знаменитым отчасти благодаря ее произведениям, где главный герой – вылитый Эркюль. Она решила, что пора бы Пуаро помочь ей написать новый хит. Пуаро простил Ариадну и Портфалио и не стал сдавать их полиции. Он понял, что его подруга и телохранитель отчаянно нуждались в его поддержке. К тому же благодаря Ариадне Пуаро вернулся к расследованиям, чего на самом деле хотел.
Ариадна Оливер фигурировала в нескольких романах Агаты Кристи, включая «Вечеринку в Хэллоуин». В сериале «Пуаро» (1989-2013) с Дэвидом Суше ее сыграла Зои Уонамейкер. Кристи придумала Ариадну как шуточную пародию на саму себя. Писательница помогала Пуаро вести расследования – часто, как и капитан Артур Гастингс, она произносила фразы, которые случайно приближали Пуаро к истине. Раз Ариадна играет важную роль в романах Кристи, то она может вернуться в вероятном продолжении. Все-таки тот же Бук был в двух предыдущих частях.
Кто такая Катрин
В «Призраках в Венеции» медиум Рейнольдс в разговоре с Пуаро упомянула некую Катрин, чем сильно удивила сыщика. Это имя ей наверняка подсказала Ариадна Оливер. В фильме так и не объяснили, что за Катрин. Однако о ней был разговор в предыдущих частях серии.
Катрин (Сюзанна Филдинг) – покойная возлюбленная Пуаро, которая умерла во время Первой мировой войны. Фотографию с ней можно увидеть в фильме «Убийство в "Восточном экспрессе"». В начале «Смерти на Ниле» показали флэшбек с Катрин. Там молодой Пуаро на поле боя получил серьезное минно-взрывное ранение, из-за чего на его лице остались шрамы. Невеста Эркюля Катрин навестила его в госпитале и сказала, что всегда будет его любить. Именно она посоветовала ему отпустить усы, чтобы скрыть шрамы. В конце фильма Пуаро сбрил усы, чем доказал, что открыт новым романтическим отношениям. В «Призраках в Венеции» Пуаро вновь с усами – все-таки это его фишка. Также Пуаро мог отрастить усы из-за того, что расстался с джазовой певицей Саломеей Оттерборн (Софи Оконедо) из «Смерти на Ниле». Сыщик вновь стал одиночкой, поскольку решил, что за ним все время следует смерть.
Отличия фильма «Призраки в Венеции» от романа «Вечеринка в Хэллоуин»
Предыстория Эркюля Пуаро Кеннета Браны – одно из главных отличий фильмов «Убийство в "Восточном экспрессе"» и «Смерть на Ниле» от книг цикла Агаты Кристи. В картинах Пуаро является ветераном Первой мировой войны – уже тогда, в молодости, он был внимательным к деталям перфекционистом. Его причудливые привычки и депрессивное настроение по большей части стали следствием пережитого на войне. Книжный Пуаро до создания частного детективного агентства работал полицейским, а во время Первой мировой войны он уехал из Бельгии в Англию в статусе беженца.
Две предыдущие части во многом повторили сюжет одноименных романов. «Призраки в Венеции» же оказались самой свободной адаптацией книги: изменениям подвергся почти весь сюжет «Вечеринки в Хэллоуин», остались только отдельные узнаваемые детали и имена персонажей. Даже место действия в романе другое – события происходили в английской деревне Вудли-Коммон, хотя и во время Хэллоуина, как в фильме. Некоторые взятые из романа «Вечеринка в Хэллоуин» моменты работают в «Призраках в Венеции» в качестве отсылок. Например, покушение на Пуаро – одно из убийств в книге. Сыщика пытались утопить в тазу с яблоками, в книге же одну из жертв убили таким способом.
По сюжету книги «Вечеринка в Хэллоуин» 13-летняя Джойс Рейнольдс – а не взрослая женщина-экстрасенс – в ходе подготовки к празднованию Хэллоуина в доме Ровены Дрейк сообщает, что несколько лет назад видела, как произошло убийство. На вечеринку также была приглашена писательница Ариадна Оливер. Никто девушке не верит, но вскоре ее находят мертвой – она утонула в тазу с яблоками. Таз поставили, чтобы дети без помощи рук вытаскивали из него яблоки – это такое хэллоуинское развлечение. Ариадна просит Эркюля Пуаро разобраться в таинственном случае – там она не мошенница, жаждущая написать книгу с помощью сыщика.
Никаких спиритических сеансов в «Вечеринке в Хэллоуин» нет. Судьбы персонажей и их профессии в новом фильме тоже изменены. Даже список жертв другой – не говоря о мотивах преступлений. Не будем спойлерить сюжет книги: там почти все другое. Советуем прочитать роман и/ или посмотреть 2 эпизод 12 сезона сериала «Пуаро» под названием «Вечеринка в Хэллоуин» – это более верная адаптация романа Агаты Кристи.
К слову, о «Пуаро» с Дэвидом Суше мы писали в нашем материале о десяти уютных детективных сериалах.
Когда выйдет четвертый фильм о приключениях Эркюля Пуаро
Продюсер детективной франшизы о Пуаро Джеймс Причард в августе сказал, что может выйти четвертый фильм. В конце «Призраков в Венеции» Пуаро как раз решил, что «свернет» пенсию и продолжит заниматься расследованиями.
«Призраки в Венеции» заработали в прокате 119 млн долларов, что маловато для проекта с бюджетом в 70 млн. Хитом фильм не стал, так что будущее франшизы под вопросом. Хотя относительно скромные результаты «Смерти на Ниле» в прокате не помешали 20th Century Studios утвердить третью часть – детектив собрал 137 млн при бюджете в 90 млн. У самого успешного фильма в серии «Убийство в "Восточном экспрессе"» в копилке 352 млн – при том, что вложили в него всего 55 млн. Видимо, развитие слабой франшизы зависит от желания Кеннета Браны ее расширять – и, возможно, от просмотров на онлайн-площадках.
«Убийство в "Восточном экспрессе"» вышло в 2017 году, «Смерть на Ниле» – в 2022-м, а «Призраки в Венеции» – в 2023-м. Однако изначально вторая глава была запланирована на 2019 год: премьеру несколько раз откладывали из-за коронавируса. Вторая часть могла выйти спустя два года после релиза первой, а третью показали спустя год после второй. Вывод: если четвертый фильм об Эркюле Пуаро от Кеннета Браны будет, то его, вероятно, выпустят спустя еще пару лет – в 2025 году.