13 ноября Red Velvet вернулись с первым альбомом после шестилетнего перерыва – «Chill Kill». Прогремел он не так громко, как другие k-pop-релизы 2023-го, хотя однозначно этого заслуживает: новый материал Red Velvet – едва ли не лучшее, что выходило в корейской поп-музыке в этом году. Разбираемся, что делает «Chill Kill» достойным высоких оценок и почему его надо послушать даже тем, кто мало интересуется k-pop.
Новый альбом Red Velvet – первый за шесть лет, если не считать японского «Bloom» (2022) и многочисленных EP – но об этом чуть позже. Шесть лет – большой перерыв, располагающий к таким же немаленьким ожиданиям. Тем более, Red Velvet – группа с историей, влиянием и хитами, давно себя зарекомендовавшая. Их предыдущий альбом «Perfect Velvet» (2017) поставил высокую планку – Billboard даже включил его в топ-5 лучших k-pop-пластинок десятилетия. После первых тизеров, намеков и промо градус ожидания начал только расти – уже тогда появились предположения, что Red Velvet подготовили грандиозный релиз.
Трейлер «Chill Kill» вышел 6 ноября, и фанаты начали обсуждать, каким будет альбом. Многие шутили, что у Red Velvet Хэллоуин до сих пор не закончился – в видео и промо-фото проглядывалась «готическая» тематика. Другие предположили, что «Chill Kill» как бы охватит сразу два праздника: Хэллоуин, отмечающийся 31 октября, и Рождество, которое в Южной Корее, как и в ряде других стран, приходится на 25 декабря. Вторая версия оказалась ближе к истине: по мере прослушивания «Chill Kill» тьма как будто постепенно рассеивается. Открывающий трек «Chill Kill» – k-pop-хоррор, а завершающий «Scenery» – почти невесомая акустическая работа. Это можно воспринять как путешествие от Хэллоуина к Рождеству, от «страшного» праздника к самому светлому. Даже динамичные песни из второй половины, вроде «Bulldozer», не такие тревожные, как треки из первой. Подобные темы, пугающие и мистические, Red Velvet уже исследовали – например, в «Psycho», «Russian Roulette» или «Peek-A-Boo». Это в их духе.
Один из главных козырей «Chill Kill» – выверенный баланс между разными типами песен, в первую очередь – между драматичными и медленными. Если заглавная песня и «Knock Knock (Who’s There?)» в лучшем смысле слова нагоняют страх, то «Underwater» или «Wings» – успокаивающие баллады, которых бы не постеснялась и Ариана Гранде. А за такие цепляющие мелодии, как в «One Kiss» или «Bulldozer», многие поп-звезды поборолись бы. «Nightmare» – кинематографичная песня: в куплетах она будто оправдывает свое название («Кошмар»), а в припевах, наоборот, заряжает позитивом. Отдельно стоит выделить «WIll I Ever See You Again?», отдающую инди-попом: наверное, крупным хитом такая песня не стала бы, но искушенные слушатели ее оценят. В k-pop огромную роль играют клипы, промо-фото и образы в целом, однако «Chill Kill» можно просто слушать, без какой-либо предварительной подготовки и оглядки на визуальную составляющую. Материал сильный сам по себе – и это относится не только к синглу «Chill Kill», а ко всем песням с альбома. Благодаря балансу «пугающего» и «успокаивающего», баллад и энергичных треков пластинка не успевает наскучить.
«Chill Kill» – далеко не единственный крупный k-pop-релиз 2023-го. В уходящем году альбомы и EP выпустили NewJeans, Le Sserafim, Aespa, ITZY, EXO, SHINee, участники BTS и, конечно, Stray Kids с Seventeen – последние два релиза были, пожалуй, самыми нашумевшими в силу феноменальных 5-миллионных предзаказов. И Red Velvet как будто бы затерялись среди них: они не ставят рекорды по числу предварительных заказов, а издания типа Rolling Stone, NME и Consequence не выпустили рецензии на альбом. Между тем, «Chill Kill» – определенно одна из лучших пластинок года и точно посоревнуется за звание лучшего k-pop-релиза 2023-го. Хотя совсем уж незамеченным альбом не назвать: по состоянию на 16:00 16 ноября он возглавляет Apple Music в шести странах мира, а клип на заглавную песню набрал 9,5 млн просмотров за три дня. Однако Red Velvet не так известны в США, как BTS или новички NewJeans. У группы до сих пор нет ни одного альбома или сингла, вошедшего в Billboard 200 и Billboard Hot 100. Прошлогодний EP «The ReVe Festival 2022 – Birthday» был продан миллионным тиражом в Южной Корее, но в западные чарты не попал вообще. Да и корейское издание Newsis выделило Red Velvet как «наименее популярную» за рубежом герл-группу – в сравнении с Blackpink и Twice. Может быть, «Chill Kill» изменит этот расклад.
Хотя «Chill Kill» – первый «полноценный» альбом Red Velvet после долгого перерыва, все это время они не «простаивали». Только в 2022 году группа представила целых три релиза: EP «The ReVe Festival 2022 – Feel My Rhythm» и «The ReVe Festival 2022 – Birthday», а также японскую пластинку «Bloom». Все работы вышли качественными: «The ReVe Festival 2022 – Feel My Rhythm» – позитивный и светлый, «The ReVe Festival 2022 – Birthday» – драматичный, «Bloom» – фанковый и танцевальный. Однако «Chill Kill» выделяется даже на их фоне – возможно потому, что в него вложено больше стараний: все-таки студийный альбом, да еще и «основной», «корейский». Есть ощущение, что на «Chill Kill» Red Velvet выдали больше потенциальных хитов, да и концепция «ужасов» сработала удачно.
Хотя рецензий в СМИ на «Chill Kill» пока нет, на портале AlbumOfTheYear много отзывов о новом альбоме Red Velvet. Слушатели хвалят продакшн, называя его уникальным, уместным и свежим, а также выдающиеся вокальные партии участниц группы. Голосовые данные Red Velvet давно отмечают – причем не только певиц по отдельности, а именно групповую работу, сочетание вокала исполнительниц, их гармонию между собой. Что касается продаж, то за три дня, по подсчетам корейского чарта Hanteo, фанаты Red Velvet приобрели 262 438 копий альбома «Chill Kill». Это не такие большие цифры, как у Stray Kids, но точно неплохие. Прошлогодний EP «The ReVe Festival 2022 – Birthday» преодолел миллионную отметку за два месяца – не исключено, что «Chill Kill» ждет то же самое.
Официальный дебют Red Velvet состоялся в августе 2014 года с синглом «Happiness» – в 2024-м году группа отметит десятилетие. Для k-pop-индустрии это феноменальный срок. Достижений у Red Velvet хватает: Forbes дважды включал группу в топ самых влиятельных знаменитостей Южной Кореи, а министерство культуры страны в 2018-м наградило участниц за выдающийся вклад. О влиянии Red Velvet говорили и известные k-pop-артисты. Сакура из Le Sserafim фанатеет от группы и не скрывает, что Айрин, участница Red Velvet, – ее кумир. Рей из Ive ориентируется на другую певицу из Red Velvet – Джой. Также в любви к творчеству Red Velvet признавались участники SHINee, EXO, Twice и Girls’ Generation. Столь долгая карьера и признание группы не возникли из ниоткуда. У Red Velvet в достатке хороших запоминающихся мелодий – и это сыграло важную роль в их успехе, вопреки мнению, что в поп-музыке на 80% решает только «внешнее». Группа умело работает с разными стилями, не зацикливаясь на одном звучании и в то же время четко понимая границы «своих» жанров: музыка Red Velvet – органичный микс из поп-мотивов, электроники, фанка, танцевальных элементов, R&B и хип-хопа. Надо отметить и имидж, который для k-pop-артистов в приоритете. Женские группы любят стереотипизировать, но Red Velvet не отнесешь ни к просто «милым», ни к откровенно «сексуальным». Может быть, поэтому у них много поклонниц среди девушек. За девять лет, прошедших со времен дебюта, Red Velvet не переставали развиваться, вкладывая отточенные навыки в каждый новый релиз. «Chill Kill» – их творческий пик и еще одна отличная работа Red Velvet, где они вновь доказали свой особый статус в мире k-pop.