Действие сериала «Монарх: Наследие монстров» происходит в двух временных периодах – в 2015 году и в 1950-х. Современный мир переживает последствия катастрофических событий фильма «Годзилла» (2014), когда Годзилла и титаны в пылу битвы чуть не сравняли с землей Сан-Франциско. В эпицентре катастрофы была бывшая учительница Кейт Ранда (Анна Саваи). Она стала свидетельницей атаки чудищ и того, как место битвы исследуют подозрительные люди в униформе «Монарха» – организации, которая занимается «монстрическими» вопросами.
Кейт отправляется в Японию, чтобы уладить семейные дела. У девушки при таинственных обстоятельствах умер отец, поэтому она решает проверить его токийскую квартиру. Там Кейт сталкивается со второй семьей отца и знакомится с единокровным братом Кентаро (Рэн Ватабэ), который тоже не знал о двойной жизни родителя. Вместе Кейт и Кентаро погружаются в тайны отца, связанные с «Монархом». Им помогают подруга Кентаро Мэй (Кирси Клемонс) и знающий секреты организации офицер американской армии на пенсии Ли Шоу (Курт Рассел). В 50-х молодой Ли (Уайатт Рассел, сын Курта Рассела), а также его друзья-ученые Билл Ранда (Андерс Холм, в сценах с 70-ми сыграл Джон Гудман) и Кэйко Миура (Мари Ямамото) – дедушка и бабушка Кейт и Кентаро – делают невероятные открытия о существовании монстров, которые переворачивают историю.
«Монарх: Наследие монстров» – рассказ о людях, изучающих монстров, поэтому Годзилла и компания здесь фоновые персонажи. Монстры в сериале фантастически красивы: приятно рассматривать чешуйки, крылья, необычные формы и фактуры, будь то каменистая броня или ледяные шипы вместо шерсти. Существа тут самые разные, каких в фильмах и близко не было. Однако поначалу нехватка «монстрического» экшена чувствуется остро, так как появляются зверюги только на «сладкое» – под конец эпизодов или где-то мельком. Кайдзю выступают как предмет исследования, они неуловимы, скрытны и загадочны. Такой прием хорошо работает для поддержания таинственности сериала, но в этой секретности после четырех фильмов и одного мультсериала «Остров черепа» (2023), где чудовища были центром внимания, смысла мало. В формате сериала можно было бы сохранить дух «Секретных материалов», уделив при этом достаточно внимания чудищам, чтобы они здесь работали как нарастающая угроза, а не как мимолетные отсылки и камео.
Эпизод за эпизодом глубже втягиваешься в расследование героев, и проблема с задвинутыми на задний план монстрами растворяется. Тем более эффектного, пусть и короткого противостояния с крылатым кайдзю на потерпевшем крушение корабле и нескольких близких кадров с монстрами хватает, чтобы полюбоваться ими. Приключенцы из 50-х позволяют зрителю чувствовать себя первопроходцем в мире чудищ – идешь с ними по запутанному следу в поисках приключений и наблюдаешь за дивными существами в их естественной среде обитания. Вместо городских пейзажей из фильмов о Годзилле тут мрачные пещеры и леса – поклонники «Конга: Остров черепа» (2017) оценят. Любознательные Кэйко, Билл и Ли пытаются обогнать имеющих скрытые мотивы военных и первыми добраться до удивительных тайн, пока их не растоптали берцы. Благодаря троице исследователей сериал делает мир монстров шире, интереснее и богаче, в то время как ставившие на зрелищность фильмы в этом отношении были скуднее.
Команда 2010-х блекнет на фоне коллег из прошлого – авторам стоило больше сосредоточиться на увлекательных 50-х. Кэйко, Билл и Ли выдают простое приключенческое развлечение, в котором нет ничего новаторского, однако крепкая классика с гигантскими следами невиданных зверей, устрашающими байками и легендами, а также рвением исследователей совершить необыкновенное открытие поставлена убедительно, зрелищно и эмоционально – не оторваться. В то же время Кейт, Кентаро и Мэй становятся частью масштабного заговора, их преследуют опасные люди «Монарха», они пытаются разобраться в архивных документах. Тоже классика, на этот раз почти шпионская, но современной части истории не хватает напряжения и духа авантюризма 50-х. Первый «монстрический» сериал сосредоточился на людях – и не прогадал: если в фильмах они только раздражающе суетятся, то тут становятся для зрителей проводниками в мир кайдзю. Кейт и Кентаро иногда сбавляют «приключенческие обороты» сопливыми истериками о секретах отца, зато добавляют той человечной драмы, которой не хватало в фильмах. Теплые романтические отношения Кэйко и Билла в плане душевности и трогательности работают на все сто. Душераздирающим сериал не вышел – но это уже что-то после «сухих» «Годзилл» с «Кинг-Конгами».
К третьему эпизоду даже современная часть сериала «Монарх: Наследие монстров» становится живее – во многом благодаря смене локации на «зимнюю», появлению нового кайдзю и неожиданному повороту в расследовании дела о предполагаемой гибели отца Кейт и Кентаро. Однако сериал продолжает буксовать из-за своей же фишки – скачков во времени. Переходы смазанные и неинтересные, только яркий, но типичный прием с прыжком в прошлое после сцены с архивными фото работает как плавная и стильная склейка. Умопомрачительных связей в виде отсылок – кроме родственных и общих «монстрических» – между двумя временными линиями не хватает, смотрятся они как две самостоятельные, хотя открывающая заставка визуально обещает точную параллель эпох. Не всегда уместные перебежки по временам вносят сумбур, рушат динамику повествования и перенасыщают историю тайнами и сюжетными линиями, отчего напрягаешься, пытаясь угнаться за простыми, но многочисленными деталями.
Сериальный дебют монстров Legendary вышел спорным, однако в большей степени занятным – хотя бы потому, что люди тут наконец-то не просто орущие помехи под лапами чудищ, а двигатели сюжета. Местами история скомкана, перегружена тайнами, зато она любопытная и многослойная, в отличие от показанного в фильмах. В сериале «Монарх: Наследие монстров» обещают явить расширяющие киновселенную подробности об организации «Монарх» и монстрах – и это уже делает его одной из самых важных частиц франшизы.
Новые эпизоды сериала «Монарх: Наследие монстров» будут выходить по одному каждую пятницу. Финальную 10 серию 1 сезона покажут 12 января 2024 года.