Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах»: Опоздавший приквел

Фрэнсис Лоуренс соскучился по «Голодным играм», а они по нему – нет.
23 ноября 2023 0
Кадр из фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» (2023)
Кадр из фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» (2023)

17 ноября в мировой прокат вышла боевиковая антиутопия «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» – приквел к нашумевшей серии «Голодные игры» (2012-2015). Долгожданный фильм, снятый по одноименной книге (2020) Сьюзен Коллинз, должен был рассказать, как кудрявый юноша Кориолан Сноу ступил на кровавую дорожку и стал тем жестоким президентом-диктатором Панема, против которого 64 года спустя боролась Китнисс Эвердин. По такому случаю в режиссерское кресло даже вернулся Фрэнсис Лоуренс, заправлявший тремя фильмами франшизы. Разбираемся, справляется ли «Баллада» с ролью продолжателя дела «Голодных игр» и каким получился приквел.

Сюжет «Баллады о змеях и певчих птицах» концентрируется на юном Кориолане Сноу (Том Блит). Он блестяще заканчивает Академию Капитолия и рассчитывает получить за это премию оружейного магната Плинта, которой отмечают лучших выпускников. Деньги Сноу нужны: хотя его семья принадлежит к элите, после войны с дистриктами и смерти родителей от былого богатства не осталось и следа, он донашивает вещи отца и голодает. Однако неожиданно выясняется, что создатель Голодных игр и глава Академии Каска Хайботтом (Питер Динклэйдж) и верховная распорядительница игр доктор Волумния Галл (Виола Дэвис) в этом году изменили условия получения премии. Теперь вожделенной кучей денег наградят того выпускника-ментора, чей трибут интереснее всех выступит на Голодных играх. Видите ли, зрители не хотят больше смотреть, как мальчики и девочки убивают друг друга на арене, рейтинги трансляций падают, а руководство Капитолия и лично Галл уверены, что Голодные игры нужны, и ждут от молодежи свежих идей, дабы кровавое шоу продолжалось. Сноу достается «замухрышка» из Дистрикта 12 – Люси Грей Бэйрд (Рэйчел Зеглер). Девушка в разноцветном платье устроила на Жатве настоящее шоу и показала, чего она стоит. Вот только на фоне более крепких, наглых и обозленных трибутов у хилой, пусть и артистичной Люси Грей почти нет шансов победить. Или есть? Кориолан встречает ее по прибытии в Капитолий, и для него наступают свои «игры», в которых нежное желание спасти дикарку Люси Грей Бэйрд борется с его капитолийской натурой и мечтой вернуть фамилии Сноу былое величие.

Все четыре фильма «Голодные игры» строились на зрелищах и интриге. Даже относительно «камерной» первой части, с самым скромным бюджетом в $78 млн, было чем зацепить взгляд, хотя компьютерных эффектов было откровенно мало. Однако вместе с тем была напряженная драма: жертва Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) ради спасения сестры, гибель Руты – олицетворение всех погибших на Играх невинных детей, жертва Пита Мелларка (Джош Хатчерсон) ради спасения Китнисс, угрозы президента Кориолана Сноу (Дональд Сазерленд) из-за того, что Китнисс отказалась играть по его правилам и стала символом сопротивления, открытая конфронтация со Сноу и т.д. К четвертому фильму апогея достигли и драматический накал, и уровень зрелищ, поскольку там уже шла настоящая война.

Кадр из фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» (2023)

Кадр из фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» (2023)

В «Балладе о змеях и певчих птицах» нам предлагают понаблюдать не за зрелищами, а в первую очередь за метаниями Кориолана между тем, чтобы быть вроде бы возлюбленным, но мятежником, то есть никем, и тем, чтобы наконец стать настоящим Сноу – властным, известным, обеспеченным. Интриги и драмы нет – и это проблема и адаптации, и романа-первоисточника. Со стороны истинного капитолийца Кориолана Сноу такой расклад выглядит как выбор между быть «бедным и больным» или «богатым и здоровым». Он вырос на рассказах распевающей гимн Капитолия фанатичной бабки о грязных злых оборванцах из дистриктов, он знает, что они убили его отца, он втайне презирает своего «лучшего друга» Сеяна Плинта (Джош Андрес Ривера) за то, что тот уроженец Дистрикта 2, а значит – тоже «из этих». Даже начинается фильм с передачи бабкой маленькому внучку отцовского компаса – очевидный намек, вкупе с витражом-портретом. Расчувствоваться могут разве что те, кто попал под обаяние синеглазого милашки Тома Блита, или не видел статного, излучающего угрозу и силу президента Сноу в мастерском исполнении Дональда Сазерленда, или не читал ни одной книги «Голодные игры». В линии Люси Грей Бэйрд тоже слабоватые драма и интрига: да, ее «подставили», когда вызвали на Голодные игры, но для нее участие – не жертва ради кого-то, и мотивации выжить, какая была у Китнисс, у нее нет. Заигрывания с Кориоланом для Люси Грей, в отличие от него, не являются «запретной любовью», – от его увлеченности зависит ее жизнь, и она это понимает. Некоторым второстепенным героям, вроде того же Сеяна или девушки-трибута Ламины (Ирен Бем), приходится принимать гораздо более сложные и рискованные решения, нежели Люси Грей.

Зрелищ в «Балладе о змеях и певчих птицах» мало, и в основном все они связаны с ареной в первых двух частях фильма: взрыв, сражения, финальная беготня, которую прерывает сюрприз от доктора Галл. Смотрятся они стильно и напряженно, под стать «Голодным играм», на короткие мгновения возвращая дух серии – но потом тонут в хаосе событий. С одной стороны, в романе экшена было тоже немного, да и чего вы хотите при бюджете $100 млн? С другой – Фрэнсису Лоуренсу, отлично знакомому с франшизой, стоило учитывать, что с премьеры второй части «Сойки-пересмешницы» прошло восемь лет. Пыл фанатов поостыл, тренды сменились, а образовавшуюся в сфере подростковых блокбастеров пустоту заполнили стриминги – сейчас хватает зрелищных сериалов и фильмов на любой вкус. Лоуренс все ставит на ностальгию: знакомые локации, фасоны, дизайн, музыка, ужимки, понятные отсылки создают ощущение возвращения в Панем, и даже как будто не в прошлое. Однако интрига в невероятно трудной (нет) дилемме Кориолана Сноу отсутствует, а «голодные» зрелища быстро забываются из-за скоротечности, среднего масштаба и – особенно – громадного хронометража в 157 минут. Фильм попытались поделить на три части, как в книге, но это не работает: в нем вязнешь – много событий, все толпятся друг за другом. Разбивать «Балладу о змеях и певчих птицах» на две картины студия Lionsgate не решилась, видимо, из-за сомнений в хитовости: роман-приквел ошеломительного успеха предшественников не повторил, да и прежних звезд серии сюда не притянешь.

Кадр из фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» (2023)

Кадр из фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» (2023)

Том Блит в роли Кориолана Сноу хорош: он держит драматические моменты и вовсю пользуется своим обаянием. Однако в сценах, например, с Питером Динклэйджем понимаешь, из-за чего в Блите не видно того изворотливого, гипнотизирующего, цепкого «змея» Сноу, созданного на экране Сазерлендом. По сюжету герой Динклэйджа, директор Хайботтом, презирает Сноу – и актер в сценах с Блитом транслирует это не столько вербально, сколько физически: подрагивание мышц лица, меняющийся взгляд, «закрытая» позиция. У Сазерленда для каждой реплики Сноу тоже был особый скользящий взмах руки, или кивок, или прищур, за которыми таилась какая-то хитрость. Не говоря уже о вкрадчивой интонации. Том Блит ничего похожего в языке тела не выдает, играя до очаровательного искренне, без «полутонов», хотя в целом увлечение, мнимое смягчение, а потом ожесточение своего героя показать пытается. В романе «переходные» размышления Кориолана и другие психологические детали были прописаны, но из сценария их выкинули, целиком возложив эту тонкую работу на молодого актера.

Что касается Люси Грей Бэйрд в исполнении Рэйчел Зеглер, то она тут просто милая певчая птичка. Лишь три, с натяжкой пять моментов за все утомительные 157 минут фильма напоминают, что это мог быть самобытный персонаж с характером, а не пролетавший мимо шаблон. Люси Грей должна выступать контрастным фоном для «змей» Капитолия – однако сценарий дает героине поверхностное раскрытие, а ее неоспоримая «хорошесть» замыкает контакт со зрителем. Песни Люси Грей Бэйрд появляются внезапно, как рекламная пауза, и вносят лишний сумбур в и так неровное повествование. Химия между Томом Блитом и Рэйчел Зеглер слишком слабая, чтобы поверить в чувства их героев. Из-за этого, в частности, сцена разрыва между Кориоланом Сноу и Люси Грей Бэйрд в фильме выглядит еще более невнятно и искусственно, нежели в романе, и даже дурман от яда змеи не смягчает угловатости развязки на экране.

К кому вопросов нет, так это к наводящей страху Виоле Дэвис в роли доктора Волумнии Галл и к трусливо-трагичному Питеру Динклэйджу в роли Каски Хайботтома. Подобно Джулианне Мур и Вуди Харрельсону в основной киносерии, мастеровитые актеры появляются в моменты, когда повествование рискует совсем раскиснуть, и вытаскивают нудные, по сути, сцены на своей харизме. Впечатляет и образ героини Дэвис: всклокоченная черная с проседью грива, как у сумасшедшего ученого-злодея, стеклянный ярко-голубой глаз, белый оскал, белый рабочий халат, будто облитый сверху кровищей, и резиновые блестящие красные перчатки, словно только что запачканные еще горячей кровью. В случае доктора Галл дизайн костюма говорит о подноготной героини больше, чем передали бы любые диалоги.

Кадр из фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» (2023)

Кадр из фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» (2023)

Франшиза «Голодные игры» рассказывала о прошлом Панема в общих чертах, поскольку была сконцентрирована на его настоящем. Роман «Баллада о змеях и певчих птицах» давал ответы на ряд «исторических» вопросов, расширяя вселенную «Голодных игр» – о причинах войны, ее ходе, итогах, договоренностях с Дистриктом 13. После книги логичная картинка становления Панема так и не складывалась, зато связь Кориолана Сноу и Капитолия делалась тесной. В конце романа Сноу, получивший в наследство от Плинтов военные заводы в Дистрикте 2, и есть тот беспринципный, коварный Капитолий, каким мы его видим в «Голодных играх». Кориолан восстановил утраченные с военными заводами в Дистрикте 13 величие и статус семьи, отправив в петлю лучшего друга, жаждавшего творить добро. А ведь именно Сеян мог унаследовать эти самые заводы – какой бы тогда была история Панема? Однако экранизация «Баллады» решила вообще опустить ряд фактов о Панеме и Капитолии, значит – и о Сноу. Пожалуй, за весь фильм из нового мы узнаем, что в Дистрикте 2 есть традиция сыпать хлебные крошки перед покойником, да еще откуда появилась популярная в Дистрикте 12 «Песня висельника», которая позднее стала гимном мятежников. Зато многие общие фразы, вроде «Жизнь среди людей – это тоже арена», «Баллада о змеях и певчих птицах» выдает за свежие мудрости, хотя мы их уже слышали. И не только в «Голодных играх».

Доктор Галл в фильме отмечает: «Все имеет смысл – или вообще ничего». Смысл в возвращении таких «Голодных игр» был бы или на пару лет раньше, рядом с книгой, или в другом виде. В идеале – и с другим режиссером. Фрэнсис Лоуренс в приквеле ностальгирует по основной франшизе и ее успехе, пытается построить из тех же пазлов новую картинку, но ожидаемо уходит в самоповтор. Лишь для истосковавшихся фанатов «Голодных игр» «Баллада о змеях и певчих птицах» будет смотрибельной от и до: для них тут есть ощущение возвращения, несколько острых моментов, может, даже пища для размышлений. В остальном – Lionsgate за $100 млн стряхнула пыль со своей самой прибыльной серии, и проехали.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями