«Saviors» – уже 14-й по счету альбом Green Day. Он вышел спустя почти 37 лет после начала их карьеры. Группа была образована в 1987-м – в тот год, когда многие из фанатов, если не большая их часть, еще даже не появились на свет. Вообще, в 2024-м у Green Day будет два важных юбилея: классический альбом «Dookie» (1994) отмечает 30-летие, плюс другой классический релиз, «American Idiot» (2004), – 20-летие. Когда история Green Day начиналась, основателям группы Билли Джо Армстронгу и Майку Дернту было по 15 лет, а сейчас – 51. К слову, рабочим названием «Saviors» было «1972» – год, когда появились на свет все участники Green Day. Короче, как ни крути, а избежать вопроса возраста и стажа тут не получится. Панк к тому же – противоречивый жанр, который, с одной стороны, сильно завязан на «молодой» энергии, с другой – обладает длинной историей, и его самые известные представители, вроде Игги Попа, – далеко не юнцы.
«Saviors» – также первый альбом Green Day после четырехлетнего перерыва. В 2020-м у группы вышел релиз «Father of All…», вызвавший неоднозначную реакцию. На том альбоме Green Day будто бы нарочно пытались бодриться и молодиться, а еще экспериментировали с гаражным звучанием, что фанаты восприняли со скепсисом. Не сказать, что на «Saviors» Green Day кардинально отличаются по стилю – это динамичный материал, не уступающий по темпераменту «Father of All…». Тем не менее, различий хватает: «Father of All…» – более поверхностный, «Saviors» – более глубокий. Никто в 2024 году не требует, чтобы 50-летние артисты писали исключительно мудрые наставления, но все же некоторую зрелость от них ждут. За громкими гитарами и барабанами «Saviors» есть смысл. Это было видно по синглам: в «Dilemma» фронтмен Билли Джо Армстронг рассказывал о своем опыте борьбы с алкоголизмом, в «The American Dream Is Killing Me» – о современном обществе.
Green Day выпустили «Saviors» в январе 2024-го, всего через три месяца после выхода «One More Time…» – альбома других классиков поп-панка Blink-182. Группы часто сравнивают между собой: пик их популярности пришелся примерно на одну эпоху, у музыкантов плюс-минус один возраст (около 50) и аудитория похожая – миллениалы, то есть 30-40-летние люди росли на хитах обеих групп. И Green Day, и Blink-182 – трио, а это не самый типичный формат для рок-проектов. Оба альбома получились любопытными и при этом сильно разными: там, где Blink-182 уходят в меланхолическое самокопание, Green Day, приобретая мудрость, остаются бодрыми. Blink-182 пережили много всего, включая уход фронтмена и тяжелую болезнь басиста – через тексты их песен это проходит ощутимой смысловой нитью. Конечно, за столько лет жизни и творческой деятельности Green Day тоже столкнулись со многим, но «трагического» привкуса, в отличие от «One More Time…», на «Saviors» нет. Как нет и ощущения кардинальных изменений: у Green Day всегда был более серьезный образ, нежели у Blink-182, и на новом альбоме имидж в целом такой же, с поправкой на возраст, – а «One More Time…» удивил мудростью и глубиной.
Продюсером альбома «Saviors» выступил Роб Кавалло. Он работал с Green Day в том числе над «American Idiot» и «Dookie». Однако последний раз музыканты сотрудничали с ним аж в 2012 году, более десяти лет назад. Кавалло и Green Day – творческий тандем, которому лучше не расходиться. Выпущенные без Кавалло альбомы «Revolution Radio» (2016) и «Father of All…» (2020) звучат не то чтобы плохо, но им как будто не хватает самого важного элемента до целостности. Немало фанатов Green Day считают, что именно работа Кавалло делает «Saviors» качественным релизом и показывает, насколько важен такой «второстепенный» человек, как продюсер. Он во многом задает творческое направление альбома и влияет на процесс создания «от» и «до». Инструментальные партии на «Saviors» звучат четко и чисто – а это совсем не мелочь. В этом есть вклад и звукорежиссера Криса Дугана, давно сотрудничающего с Green Day. Хороший альбом – всегда командная работа, и на «Saviors» каждый участник выполнил свою задачу качественно.
Когда Green Day выпустили сингл «The American Dream Is Killing Me», они анонсировали альбом пафосным объявлением с фразами «Что бы сделал Энди Уорхол», «Что бы сделал Квентин Тарантино» и «Что бы сделали Green Day». Это оценили не все фанаты – кто-то сравнил такой анонс с рекламой альбома «Father of All…», где обещался «чистый рок» без «шведских авторов песен» и «трэп-битов». В случае «Saviors» пресс-релиз, конечно, тоже не обошелся без пафосности, но здесь интрига оказалась оправданной. Остается вопросом, насколько этот альбом «настоящий и эмоциональный» и действительно ли это «приглашение в мозг Green Day», как говорилось в промо. Однако легко поверить, что самим музыкантам «Saviors» и правда нравится и что они по-настоящему рады релизу. Он драйвовый, крепкий, хорошо звучит и даже несет полезную смысловую нагрузку.
«Saviors» успел собрать охапку положительных отзывов, его даже называют лучшим альбомом группы со времен «American Idiot». Критика тоже имеется. Например, «One Eyed Bastard» очень напоминает на «So What» Пинк и «Holiday» с «American Idiot». Что это – плагиат, самокопирование или нехватка идей? Или, может, нормальное явление – сложно найти песню, не похожую ни на какую другую. Некоторое самокопирование, думается, все же есть: у любого артиста со стажем – особенно столь внушительным – аналогичное рано или поздно происходит. А в таком жанре, как панк, – тем более: он не подразумевает музыкальных изысков и широты экспериментов. В подобных случаях важнее всего общее впечатление от альбома и песен – и тут «Saviors» как минимум цельный и качественно записанный. С тем, что это лучший релиз Green Day со времен «American Idiot», мы бы еще поспорили. Однако «Saviors» точно их лучшая работа за последние десять лет. С кризисом среднего возраста музыканты справляются неплохо.