4 сезон криминальной антологии «Настоящий детектив» с подзаголовком «Страна ночи» подошел к середине – вышли 3 серии из запланированных 6-ти. Разбираемся, чем новая часть сериала, на этот раз с Джоди Фостер в главной роли, выделяется на фоне предыдущих сезонов, и что все-таки с ней не так.
В 2014 году дебютный сезон «Настоящего детектива» Ника Пиццолатто стремительно вывел криминальную антологию в топ лучших проектов жанра. Последующие главы сериала впечатляющих высот 1 сезона не достигли, но тем не менее были по-своему хороши. В январе 2024-го знаковый проект наконец вернулся с четвертой частью, шоураннером, автором сценария и режиссером которой выступила 52-летняя мексиканка Исса Лопес. В ее послужном списке нет ни нашумевших, ни отмеченных вниманием критиков и зрителей работ. Тем любопытнее и загадочнее было назначение Лопес на ответственные позиции в один из самых мощных сериалов HBO.
4 сезон «Настоящего детектива» переносит нас в суровую холодную Аляску, где в небольшом городке внезапно пропадают несколько сотрудников научно-исследовательской станции. После осмотра помещения находят лишь отрубленный язык женщины. Прибывшая на место шеф полиции Лиз Денверс (Джоди Фостер) подозревает, что часть тела принадлежит представительнице коренного населения. Патрульная Эванджелин Наварро (Кали Реис) замечает в пугающем инциденте связь с незакрытым делом шестилетней давности. Тогда одну из коренных жительниц поселения, выступавшую против работ в шахтах, избили до смерти, отрезав ей язык. Исчезнувших мужчин вскоре все-таки обнаруживают – заледеневшими и в крайне пугающих позах. Денверс и Наварро берутся за расследование случившегося на станции и в попытках докопаться до истины объединяют усилия, несмотря на взаимную неприязнь.
Первая бросающаяся в глаза особенность 4 сезона «Настоящего детектива» – его до предела суровый сеттинг. Аляска в период полярной ночи выглядит ужасно прекрасным местом, которое идеально подходит для полной тайн тревожной и жестокой криминальной истории, раскрывающей человеческие пороки с самых пугающих сторон. Мрак царит здесь круглые сутки, так что ужасам и кошмарам всегда есть где скрыться. Исса Лопес, однако, не пытается эффективно и находчиво задействовать сеттинг в подаче истории. Режиссерская работа ничем не выделяется, а порой смотрится откровенно прямолинейной – отдельные напряженные моменты даже не производят «будоражащего» эффекта. Благо, Лопес может положиться на выбранное место действия, которое вытаскивает картинку и атмосферу на адекватный уровень.
4 сезон «Настоящего детектива» активно заигрывает с мистицизмом, оккультизмом и другими фантастическими элементами. С одной стороны, эта особенность новой главы выделяет ее на фоне предыдущих, заставляет зрителей задаваться вопросом, действительно ли в событиях замешана фантастика или же все это лишь хитрая попытка Иссы Лопес запутать зрителей сериала в расставленных ловушках. Поворот в сторону мистики, если он фактически подтвердится в дальнейших трех сериях, будет не очень-то приятным сюрпризом и отклонением от в целом устоявшейся и успешной концепции проекта. Для всевозможной мистики хватает сериалов, где фантастические элементы приходятся к месту. Поэтому хочется верить, что Исса Лопес просто хитрит, пуская в ход уловки для создания обманчивой кинематографической реальности.
Детективные триллеры, пожалуй, больше других жанров страдают от провисаний в повествовании. И как раз в этом заключается одна из главных проблем 4 сезона «Настоящего детектива». Очевидно, что этот проект смотрят ради его криминально-детективных интриг и перипетий. В «Стране ночи» детективная линия не лишена интриги, однако ей мешают сразу несколько других линий, которые выходят за рамки расследования и сбивают напряжение. Причем они не выглядят такими уж интересными и необходимыми, чтобы оправдать их включение в сюжет. Например, взаимоотношения Лиз Денверс с приемной дочерью: та задумывается о своей связи с коренным народом Аляски и увлекается эко-активизмом, поскольку беспокоится о будущем своей земли и ее жителей. Непростая доля коренного населения США, проблемы экологии и личные треволнения героев мало вяжутся с основным расследованием – зато интерес к основной детективной истории они заметно подавляют. Тонкий и мрачный экзистенциализм, в который традиционно погружаются главные герои «Настоящего детектива», в 4 сезоне скатывается в навевающую уныние болтовню. Взаимоотношения Лиз Денверс и Эванджелин Наварро кажутся излишне примитивной связью двух недолюбливающих друг друга детективов. По отдельности характеры героинь в стартовых сериях тоже не отличаются изящной проработкой.
После половины 4 сезона «Настоящего детектива» очевидно, что Исса Лопес не справляется сразу с тремя ответственными ролями в таком крупном, успешном и сложном сериале. Средний уровень режиссуры, проседающее повествование и по большей части растерянные главные фишки проекта на данный момент делают 4 сезон самым слабым в антологии. С трудом верится, что в оставшихся трех сериях ситуация сможет кардинально переломиться. Однако хочется все же надеяться на лучшее, даже при подобном раскладе.
4, 5 и 6 серии 4 сезона «Настоящего детектива» выйдут 4, 18 и 25 февраля, соответственно