Первые скандалы на «Новой Фабрике звезд»
Первый выпуск «Новой Фабрики звезд» вышел в эфир 3 марта в 17:00 по московскому времени, но имена участников были оглашены до этого. На Дальнем Востоке – разница с Москвой +7 часов – премьеру к тому моменту показали, поэтому и первые отзывы уже просочились в Сеть. Чаще всего в комментариях указывали на «блатной» состав конкурсантов – в частности, на участие Лео Канделаки, сына Тины Канделаки, и Александра Круга, сына Михаила Круга. Кто-то писал, что лично ездил на кастинг и видел там множество достойных претендентов, которые почему-то оказались «за бортом».
Даже до выхода «Новой Фабрики» в эфир ее критиковали. Многим не понравились строгие возрастные ограничения от 16 лет до 21 года – тем более, на «Фабрике звезд» выросли те, кому сейчас около 30 и больше. И не все уверены, что на подобные проекты стоит брать несовершеннолетних.
(Видео ниже - первый выпуск «Новой Фабрики звезд».)
Ностальгия по той самой «Фабрике»? Такого нет
Если судить по первому выпуску от 3 марта, то на ностальгию не пробило – по крайней мере, пока. Премьера, скорее, напоминала другие музыкальные конкурсы – вроде «Песни на ТНТ» (2018-2019) или «Ну-ка все вместе» (2021 – н.в.). С «Песнями» есть сходство в командах с наставниками и площадке в виде «ТНТ», а «Ну-ка все вместе» делает «Вайт медиа» – продюсерская компания, ответственная за «Новую Фабрику звезд». Логично, что программа 2024 года похожа на современные проекты, нежели на передачи 20-летней давности. И все же в отзывах зрителей можно встретить сожаления о недостаточной «ностальгичности». Многим банально недоставало той самой песни «Круто ты попал». Поставим-ка ее.
Для проекта, задумывавшегося в качестве наследника культового шоу 2000-х, в премьерном выпуске «Новой Фабрики» не хватало отсылок к предшественникам. Не позвали никого из участников оригинальных передач – хотя звезд на сцене засветилось достаточно. Каждый из новых конкурсантов выступил дуэтом с известным артистом – от Игоря Николаева и Валерии до Люси Чеботиной и Леши Свика. Предполагалось, что один из кандидатов не войдет в итоговый состав, но наставник Сергей Шнуров, в своем духе, нарушил правила и взял двух человек. Впрочем, «номинаций» с уходами участников это не отменяет. Наставник Сергей Жуков подчеркнул, что «номинация» – не приговор, а шанс о себе заявить и даже спросил, кто туда хочет попасть.
4 марта в 09:00 показали «Дневники», которые уже больше напоминали ту самую «Фабрику». Декорации гораздо современнее, ближе к «Новой Фабрике Звезд» 2017 года. В «Дневниках» конкурсанты поведали о своих впечатлениях – одни честно признались, что им было страшно на сцене, другие – что сочли выступление неудачным, но в итоге оно оказалось неплохим, третьи рассказали, что легли спать в пять утра. Хотя такие шоу в основном интересны фанатам поп-музыки, про аудиторию с «альтернативными» вкусами тоже не забыли – в том числе и сами участники. Кто-то говорит о любви к инди-попу и смеется над коллегой, не слышавшем это словосочетание, кто-то играет рок и ходит в футболке Nirvana.
Конкурсанты «Новой Фабрики звезд»
Оставим ранее затронутую тему непотизма – кое-кто из конкурсантов уже обладает определенным музыкальным опытом. Дарья Кочнева, она же Kochneva, получила некоторую известность благодаря трекам «Прости» и «Впереди». «Прости» взлетел в «Яндекс. Музыке», попав в плейлист «Искра», а «Впереди» был в топ-10 «Настоящего хит-парада». Нонна Еганян – участница шоу «Голос. Дети», она выбыла на этапе поединков, но многим запомнилась и позже спела в программе «Голос. Уже не дети». Там же засветились Александр Филин, Габриэль Александров, Вадим Гладков и Аркадий Евтушенко: первый выбыл в дополнительном этапе, второй – на этапе поединков, третий и четвертый – на слепом прослушивании. Семен Полищук, он же SEMY, появлялся в «Музыкальной интуиции», где спел «Романс» «Пиццы».
Это общее место музыкальных конкурсов – не только «Новой Фабрики», но и, например, «Голоса». Туда часто приходят артисты, более или менее заявившие о себе. Дело не в одних лишь связях, которые, безусловно, могут помочь. Чем больше опыта, тем человек увереннее, ему легче пройти кастинг. Артист – не исключительно вокальные данные, это еще и образ, умение держаться на сцене. Об этом упомянул Егор Дружинин в диалоге с конкурсанткой Камилией Насретдиновой: «У вас есть прекрасное качество. Вы персонаж… и потрясающе двигаетесь».
В 2000-х самостоятельно научиться подавать себя на сцене было сложнее. Сейчас, благодаря Интернету, каждый может получить некоторые «звездные» знания – например, изучая медийный образ кумира и его стиль взаимодействия с аудиторией, и даже немного раскрутить себя в Сети.
Что будет дальше на «Новой Фабрике звезд»
В 2000-х годах «Фабрика звезд» выстрелила по двум причинам. Первое – формат зрелищных музыкальных телепрограмм был чем-то свежим. Только-только закончились 1990-е, распространившие негативные стереотипы о шоу-бизнесе, и «Фабрика звезд» их отчасти развеяла. Второе – 2000-е были пиком реалити-шоу как таковых. Не сказать, что их нет сейчас, но интерес заметно упал из-за непрекращающегося бума соцсетей, которые сами по себе «реалити».
В эпоху, когда каждый может раскрутиться в Интернете, «Фабрика звезд» выглядит чем-то анахроничным. Однако история человека, который пришел «с улицы» и стал знаменитым, востребована во все времена. Поэтому талант-шоу существуют до сих пор, и тот же «Голос» идет уже 12-м сезоном. Отличие лишь в том, что в 2000-х такие проекты куда чаще становились трамплином к успеху. В 2020-х они выполняют несколько другую функцию – помогают набраться нового опыта, установить контакты в индустрии и прорекламировать себя на большую аудиторию. Это для конкурсантов – а зрители получают возможность заглянуть за кулисы шоу-бизнеса и его изнанку, пусть и «причесанную» для ТВ. «Голос» часто критиковали, что у участников нет своего материала – и на «Новой Фабрике звезд» обещают по три оригинальные песни каждую неделю. Посмотрим, какими они будут и как покажут себя в чартах и в тех же соцсетях.
Реакция на первый выпуск «Новой Фабрики звезд»
В первых комментариях хватает тех, кому «недодали» отсылок к прошлому. Предостаточно и претензий к «кумовству» – кто-то даже называет «Новую Фабрику звезд» «фабрикой детей знаменитостей». В ответ на это пишут, что на оригинальной «Фабрике» тоже были и Никита Малинин, и Стас Пьеха, и опытные артисты, вроде звезды мюзиклов Светланы Светиковой. Можно понять и претензии зрителей – многие хотят увидеть талантливых исполнителей «из народа», – и в то же время расчетливое решение продюсеров – на детей знаменитостей людям будет интересно посмотреть, а ТВ – это именно про рейтинги, которые конвертируются в прибыль.
Из участников немало критики досталось конкурсантке, которую как раз не «заподозрили» в связях, – Камилии Насретдиновой. Девушка сделала ставку на свою нестандартную для российского шоу-бизнеса внешность, и часть комментаторов в соцсетях стали советовать певице сначала похудеть, а потом идти на сцену. Однако после успеха Адель и Lizzo ясно, что это не преграда – тем более, Камилию одобрили некоторые члены жюри, и надо увидеть и услышать ее на сцене, оценить созданный ею образ, и не с одним скоротечным номером.
Положительные обзоры и ремарки на премьеру «Новой Фабрики звезд» тоже есть. Одни считают, что это не столько наследник «Фабрики звезд» как таковой, сколько отдельный телепроект, который и воспринимать стоит соответственно. Другие призывают не судить участников заранее. Окончательные выводы сделаем после первых отчетных концертов с оригинальным материалом. Пока продолжим наблюдать, как будут стараться конкурсанты «Новой Фабрики звезд», и пожелаем им удачи.