О чем фильм «Дева и дракон»
В фильме «Дева и дракон» Милли Бобби Браун сыграла Элоди – девушку из бедного края, земли которого бесплодны, а погода так вообще ужас. Она дочь самого лорда Бейфорда (Рэй Уинстон), но избалованной ее не назвать. Элоди много трудится и помогает нуждающимся пополнять припасы. Тут у лорда Бейфорда появляется шанс улучшить жизнь народа. Элоди предложили выйти замуж за принца в процветающем королевстве. Девушка вступать в брак не спешит – тем более с незнакомым парнем. Однако союз с принцем сулит ее народу богатства. Поэтому она соглашается стать принцессой.
Свадьба оказывается ловушкой. Вскоре после церемонии Элоди бросают в пещеру на съедение огнедышащей драконихе. Раз в поколение члены правящей семьи жертвуют чудовищу трех принцесс, дабы оплатить древний долг. Элоди предстоит проявить смекалку и силу воли, чтобы одолеть монстра, выбраться из логова и отомстить зловредной свекрови и всей королевской шушере.
Сказка-перевертыш
В мире фэнтези наступила эра переосмыслений. В художественной литературе – и в жанре сказки в частности – задолго до появления кинематографа сформировались определенные сюжетные архетипы и штампы. Нам прекрасно известно, каким должно быть добро, каким – зло, кто должен получить награду за подвиг, а кто – просто получить за свои злодеяния. «Серые» персонажи – современные антигерои – прежде в сказках встречались редко, а сейчас, с трендом на переосмысление, они все чаще и увереннее выходят на первый план. Диснеевская Малефисента в одноименной дилогии (2014, 2019) тоже «трендово» перешла на сторону добра – это позволило заинтриговать зрителей, дав им по-новому взглянуть на прежде типичную злодейку. В сериале «Мерлин» (2008-2012) в центре внимания оказался волшебник, который в артуровских легендах довольствовался второстепенной участью.
«Дева и дракон» переворачивает сказочные каноны, где принц спасает принцессу от дракона. Тут принц – слюнтяй, который боится идти наперекор деспотичной матери-королеве. Принцесса хватает меч и сражается с драконом. Монстр – не обыкновенный голодный зверь, а трагический персонаж с печальной предысторией. Идея не нова – вспомнить ту же «Храбрую сердцем» (2012). Однако в «Деве и драконе» не просто показана храбрая принцесса. Здесь акцент сделан именно на переосмыслении столкновения с драконом, когда «принцесса в беде» не ждет принца, а сама сражается за свою жизнь.
В теории концепция перевертыша увлекает. На практике – подкачала реализация. Главные сюжетные повороты легко предугадываются. Создатели скрыли тайны так неумело, что открывающая «загадочная» сцена вовсе спойлерит финал. Скоротечное противостояние Элоди и драконихи не дает заскучать, хотя постановка в целом механическая, местами откровенно унылая. В «выживалках» не хватает сюрпризов и напряженных моментов, клаустрофобию тесные мрачные «коридоры» пещеры не внушают. Некоторые локации, конечно, завораживают – особенно с кристаллами, да и монстр может немножко ужаснуть. Однако на фоне огнедышащих родичей из «Игры престолов» местный дракон выглядит хлюпиком.
ChatGPT, напиши сказку о принцессе, драконе и женских правах
За Милли Бобби Браун после «Очень странных дел» закрепилось амплуа одаренной сильной героини. Если в «Эноле Холмс» линию своенравной девицы насытили юношеским ребячеством и озорными приключениями, то в «Деве и драконе» все скатилось к произнесенным в лоб цитатам из феминистских постов. Из-за обилия «повесточных» арок с плоскими диалогами история оставляет «искусственное» послевкусие – Элоди выглядит как сильная и смелая героиня, делает сильные и смелые заявления, но торчащий из-под сценария чек-лист с этими самыми «обязательными» заявлениями выдает, что перед нами «муляж» силы и смелости. Создается впечатление, будто сценарий клепал искусственный интеллект, которому спустили запрос в духе: «Напиши сказку о драконе и принцессе, но чтобы там было о женских правах». Сухой сюжет лишен жизни и каких-либо удивительных, эмоциональных моментов. Как тут не заподозрить робота?
Игра Браун – одна из немногих причин посмотреть фильм. Элоди в кадре страдает и преодолевает трудности. Смотришь на нее и веришь, что этой девушке под силы горы свернуть. Из Браун вышла бы интересная Зена в перезапуске сериала «Зена – королева воинов» (1995-2001). Одна проблема: ChatGPT не понял, с помощью каких сюжетных ходов Элоди смогла бы доказать, а не только показать зрителям свою силу. Поэтому спасение Элоди получает в виде средневекового варианта «бога из машины». Нарочитых случайностей и глупостей в фильме «Дева и дракон» много – это насколько же лень было сценаристу Дэну Мазо задумываться над хитросплетениями для захватывающего приключения? Короче говоря, хитрый Netflix вроде и выставляет сильную и независимую героиню на первый план, для квот. А вот раскрыть, оживить ее – фигушки.
Задел на франшизу, которая не нужна
Режиссер «Девы и дракона» Хуан Карлос Фреснадильо заявил, что хочет снять сиквел. Ага, еще один тренд – Голливуд любит делать из дорогостоящих фэнтези-проектов прибыльные вселенные. В конце фильма Элоди становится Матерью драконов, способной приручить любого зверя. Ее ждут великие приключения. Однако бесхребетное исполнение недвусмысленно намекает, что смысла развивать очередную вселенную нет.
«Дева и дракон» предлагает фэнтези-вариацию слэшера «Я иду искать» (2019). Вместо невесты – принцесса, а родовое проклятие семейки маньяков заменила дракониха. Причем в «Деве и драконе» коварное семейство в действии особо не участвует, ограничиваясь функцией статистов. Эффектных сражений Элоди с драконихой мало. Большую часть хронометража заняли нудная последовательность счастливых совпадений и критика злодеев. Даже юмору не нашлось места, хотя в сатирическом взгляде на сказочную классику он бы не помешал.
Фильм «Подземелья и драконы: Честь среди воров» (2023) показал, что фэнтези может быть дерзким, захватывающим и с цельной увлекательной историей – ну, как минимум с проработанными женскими персонажами. После «Девы и дракона» Милли Бобби Браун пора бы понять, что Netflix, ничуть не стесняясь, вовсю эксплуатирует полюбившийся зрителям образ Оди. С этим охочим до денег «драконом» актрисе не справиться – ей нужно бежать без оглядки и найти новых агентов и площадки, чтобы не застрять в однотипных ролях и банальных сюжетах.