Sony Pictures продолжает доить «призрачную» франшизу: 22 марта в мировой прокат вышел фильм «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», пятый в серии. Его снял Гил Кинан. Он же написал сценарий – в соавторстве с Джейсоном Райтманом, сыном покойного создателя франшизы Айвана Райтмана. Хуже новинки только никудышный «женский» перезапуск 2016 года. Лениво написанная и безыдейно поставленная комедийная фантастика прямо-таки вопит о необходимости поскорее отправить «Охотников» на покой. Но пока денежки сыплются в кассу, этого не будет.
В фильме «Охотники за привидениями: Наследники» (2021) новыми охотниками стали Келли Спенглер (Кэрри Кун) и ее дети Фиби (Маккенна Грейс) и Тревор (Финн Вулфхард). Это родственники покойного охотника Игона (Харольд Рэмис). К ним присоединился учитель Гэри Груберсон (Пол Радд), который начал встречаться с Келли. В «Леденящем ужасе» семейка переехала в Нью-Йорк и обосновалась в купленной Уинстоном Зеддмором (Эрни Хадсон) еще в «Наследниках» штаб-квартире охотников – той самой пожарной станции. Охотники продолжили ловить злых призраков, а Рэй Стэнц (Дэн Эйкройд) – собирать для исследований вещицы, к которым привязаны духи.
В один прекрасный летний день недотепа Надим Размаади (Кумэйл Нанджиани) приносит в лавку Рэя загадочный шар, который он нашел в секретной комнате умершей бабушки. Старушка явно берегла вещицу, но парень все равно решил ее продать. Так в руки Рэя попадает древний артефакт, в котором тысячи лет назад повелитель огня запер злобного демона Гарраку. Он способен управлять всякой нечистью и снижать температуру воздуха. С помощью призрачных приспешников Гарраке удается выбраться из шара, и он замораживает Нью-Йорк. Теперь охотники должны заманить отмороженного злодея в ловушку. В битве им помогут ветераны призрачных дел Рэй, Уинстон, Питер Венкман (Билл Мюррей) и секретарша Джанин Мелниц (Энни Поттс).
«Наследники» оставили впечатление трогательного и приятно ностальгического дополнения к франшизе, пусть и не стали лучшей ее частью. По открытой концовке фильма было понятно, что режиссер и сценарист Джейсон Райтман и соавтор Гил Кинан хотели снять еще как минимум одну часть с приключениями юного поколения охотников. Поэтому настораживает то, каким инертным и неизобретательным в итоге вышел «Леденящий ужас». Фильм кажется «вынужденным», будто Кинана и Райтмана буквально заставили его снять. Идея большого семейного «бизнеса» по ловле призраков – звучит вроде бы и неплохо. Однако создатели реализовали ее как суетливую беготню с натянутыми сюжетными поворотами и раздражающими подростковыми истериками Фиби. Девочка из очаровательного маленького гения превратилась в поверхностного капризного ребенка.
В «Леденящем ужасе» много внимания уделено семейной динамике Спенглеров. Если в «Наследниках» еще можно проникнуться их отношениями, то в новой картине этот аспект вызывает лишь зевоту. Искусственные диалоги и надуманные конфликты между родственничками выглядят как дешевая реклама семейного психолога. От момента, где Фиби наконец называет Гэри папой, испытываешь испанский стыд – настолько он наигранный. При этом Гэри и Келли на экране практически не развиваются, а механически выполняют сюжетные функции. Тревор и вовсе растворился, став еще более тупым и скучным подростком – по большому счету, во второй части толку от персонажа Финна Вулфхарда ноль.
В основе второго приключения Спенглеров и их друзей сплошь нелепые случайности и глупые поступки персонажей. Сценаристы мало времени уделили проработке сюжетных ходов и будто вообще не старались внести в историю хоть какие-то сюрпризы и хитросплетения. Почти два часа зрителей морозят в ожидании финальной стычки с главгадом, она оказывается максимально скоротечной и пресной – и в результате весь фильм превращается в невнятный затянувшийся тизер «чего-то большего». Всеобщих любимцев – оригинальных охотников за привидениями – удостоили мимоходных камео. Из «старичков» только Рэй более-менее двигает сюжет и разбавляет унылую тягомотину своей искренней жаждой приключений. Жаль, что в этой возне для него не нашлось ничего увлекательного.
Впрочем, главгад Гаррака какой-никакой эффект производит. Скелетообразный рогатый монстр со светящимися глазами грозно что-то рычит на непонятном языке и замораживает все вокруг. Полюбоваться им можно – но охотники так быстро завершают финальный бой с ним, что даже обидно за тысячелетнего могучего демона. Потенциал колоритного, хотя и лишенного запоминающегося характера злодея слили в банальное «он жаждет захватить мир, потому что… ну, надо».
События фильма «Охотники за привидениями: Леденящий ужас» вкупе с «зефирной» сценой после титров прокладывают основу для продолжения, которое закроет трилогию нового поколения охотников. Надо ли оно? Сюжетно вроде и да – в истории остались «открытые» моменты. В развлекательном плане – ни в коем случае: жадные продюсеры высосали из франшизы всю душу. Однако «а можно не надо» нельзя: «Леденящий ужас» зарабатывает в прокате стремительнее успешных «Наследников». На старте он уже покрыл почти половину 100-миллионого бюджета, выручив в одной только Америке 45 млн долларов. Анонс мультсериала намекает: у создателей грандиозные планы на мир «Охотников». Остается надеяться, что к третьей главе Гил Кинан и Джейсон Райтман приступят в лучшей творческой форме. Пока они выжали из себя лишь второсортную раздутую пустышку, напичканную набившими оскомину пасхалками. Некогда прикольные лизун и зефирные человечки больше не вызывают приятного чувства ностальгии – ведь их пихают в сюжет по поводу и без. Еще чуть-чуть, и перезапускатели опошлят славный оригинал. Может, того они и добиваются.