Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Как Бейонсе «переизобрела» кантри на альбоме «Cowboy Carter»

Певица напоминает «белому» жанру о его афроамериканских корнях и расширяет «консервативные» границы.
2 апреля 0
Обложка альбома Бейонсе «Cowboy Carter» (2024)
Обложка альбома Бейонсе «Cowboy Carter» (2024)

Бейонсе и кантри – сочетание неожиданное, но на 100% работающее. Певица изучила подзабытые истоки консервативного «белого» жанра и добавила в него краски из современных музыкальных течений. «Cowboy Carter» – не просто творческие эксперименты, а переизобретение и в определенном смысле возрождение кантри. Разбираемся, как Бейонсе вдохнула в закостеневший за век существования «белый» жанр новую жизнь, вернувшись к его афроамериканским корням.

Когда Бейонсе анонсировала кантри-альбом, удивились все. Кантри – отдельный мир, мало пересекающийся с поп-музыкой: у Тейлор Свифт, начинавшей в кантри, переход в поп занял не один год. Бейонсе слушала кантри в детстве и еще в 2007-м исполнила кантри-версию «Irreplaceable» вместе с группой Sugarland. В 2016 году на альбоме «Lemonade» она выпустила трек «Daddy Lessons», а потом – ремикс с кантри-звездами The Chicks. В том же 2016-м они спели вместе на церемонии Country Music Awards. Певица родилась и выросла в Хьюстоне, крупнейшем городе Техаса. Техас – южный консервативный штат, где кантри обожают. Первый сингл с «Cowboy Carter» – «Texas Hold ’Em», названный в честь техасского холдема, местной разновидности покера.

Считается, что кантри жанр «белый» и консервативный – этим многие объясняют успех Моргана Уоллена, главной кантри-звезды сегодняшнего дня. В то же время над кантри смеются – якобы это музыка «отсталых деревенщин». Бейонсе на «Cowboy Carter» разбивает оба стереотипа. Хотя то, что кантри – музыка условных ковбоев на ранчо, скорее правда. Только вот эти ковбои, вопреки стереотипам из кино, были и темнокожими – в том числе и в Техасе. Кантри часто путают с фолком, отличие между ними как раз в афроамериканско-музыкальных истоках: в основе кантри лежат в том числе «черные» блюз и госпел. Банджо – ключевой для кантри инструмент, впервые упоминающийся в 18 веке, – прибыл в США прямиком из Африки. Термин «кантри» появился в 1940-е, хотя соответствующие жанру песни исполнялись с 1920-х годов. К настоящему времени понимание кантри сильно «обелилось» и коммерциализировалось. Первая афроамериканская кантри-звезда среди женщин появилась лишь в 1970-м – это была Линда Мартелл. На «Cowboy Carter» Мартелл отметилась в песнях «Spaghetti» и «The Linda Martell Show».

В «Cowboy Carter» достаточно соула и R&B, выросших из блюза – стиля, на котором в том числе основан и кантри. Бейонсе возвращает жанру «женский голос» после продолжительного «мужского» периода: в 2010-е появился даже термин «бро-кантри» с артистами вроде Florida Georgia Line и Люка Брайана. Чуть ли не единственным крупным женским кантри-хитом последних лет была песня «Meant to Be» Биби Рексы – дуэт все с теми же Florida Georgia Line.


Создание «Cowboy Carter» заняло у Бейонсе пять лет. Творческие эксперименты – стандартная история, однако Бейонсе подошла к вопросу основательно. Ее выступление на Country Music Awards собрало огромную аудиторию, при этом певицу много критиковали за претензии на «чужой» жанр – кадры с Бейонсе даже удалили из рекламы показа. Певицу это лишь подтолкнуло к дальнейшему изучению кантри и его забытых афроамериканских корней. Основная часть работы над «Cowboy Carter» проходила на карантине. Бейонсе собиралась сначала выпустить его и уже потом клубный альбом «Renaissance» (2022). Порядок она поменяла из-за пандемии, поскольку «мы заслужили танцевать».

Бейонсе редко записывает каверы, но если до этого доходит, то вкладывает в них определенный смысл. Кто только не перепевал «Jolene» Долли Партон – а Бейонсе взяла и изменила посыл. В оригинале лирическая героиня просит соперницу не уводить ее супруга, Бейонсе же поет с позиции сильной женщины, уверенной, что мужа у нее никто не уведет. Еще один кавер – на битловскую «Blackbird»: по словам Пола Маккартни, он посвятил эту песню темнокожим женщинам. Для кавера Бейонсе пригласила афроамериканских кантри-исполнительниц Бриттни Спенсер, Рейну Робертс, Таннер Аделл и Тьеру Кеннеди. Благодаря этому прослушивания Робертс и Аделл на стримингах взлетели на 250 и 188 процентов соответственно. «Oh Louisiana» с сэмплом из одноименной песни Чака Берри – дань уважения Тине Ноулз, матери Бейонсе и уроженки Луизианы, другого южного штата.

Везде – в «Википедии», на стримингах, в отзывах, в рецензиях – «Cowboy Carter» называют кантри. Сама Бейонсе говорит, что это «не кантри-альбом, а альбом Бейонсе». Здесь есть и соул с R&B, и другие влияния. Тот же хип-хоп: «Sweet / Honey / Buckiin'» – дуэт с кантри-рэп-артистом Shaboozey. И электроника – в «II Hands II Heaven» с сэмплом из «Born Slippy (Nuxx)» Underworld. Даже опера – отрывок арии «Caro Mio Ben» в «Daughter». При этом весь, казалось бы, пестрый микс воспринимается органично. В кантри хватает выдающихся песен, однако на вершины хит-парадов часто попадали простые, иногда чуть ли не примитивные треки. Теперь суперзвезда Бейонсе размывает рамки жанра и обогащает его лучшими современными музыкальными находками. Не то чтобы раньше никто не пытался вносить в него хип-хоп или электронику – но, собрав все это в одном треклисте, певица сделала высказывание. Для нее кантри – не закрытый зацикленный на себе мир, а захватывающая вселенная, которую пора вернуть к истокам и освежить одновременно. Бейонсе копается в истории, смотрит в будущее и чтит легенд жанра: Долли Партон тут представлена не только кавером «Jolene», но и упоминается в интерлюдии «Dolly P» и дуэте «Tyrant». В «Smoke Hour» звучит голос Вилли Нельсона – еще одной кантри-легенды, более андерграундной по сравнению с Партон. Бейонсе тщательно работала и над аранжировками, объяснив, что во времена нейросетей ей захотелось «вернуться к реальным инструментам».


Бейонсе – не первая звезда, углубившаяся в кантри. Но, похоже, первая из нынешних, кому это действительно удалось. На фоне «Joanne» Леди Гаги (2016) и «Man of the Woods» Джастина Тимберлейка (2018), получивших смешанные отзывы и умеренный коммерческий успех, «Cowboy Carter» принимают прекрасно. «Texas Hold ’Em» возглавил Billboard Hot 100 – альбом стал самым прослушиваемым релизом 2024-го на Spotify за первые сутки. 76 млн стримов – лучший показатель и среди всех работ Бейонсе. Ей под силу менять правила индустрии. Когда-то вслед за ней американские музыканты стали выпускать альбомы в пятницу. Кантри и до нее было востребовано – те же феноменальные продажи Моргана Уоллена с 5-миллионным тиражом альбома «One Thing at a Time» (2023), мегахит 2019-го «Old Town Road» Lil Nas X, «Грэмми»-2019 за «Альбом года» «Golden Hour» Кейси Масгрейвс, суперхит 2023-го «Rich Men North of Richmond» Оливера Энтони. Однако это были либо разовые события, либо громкие, но не всеобъемлющие – имена тех же Уоллена и Масгрейвс мало что скажут тем, кто не знаком с жанром. Бейонсе может вывести кантри из американских чартов в мировые. «Texas Hold ’Em» уже неплохо показал себя в европейских хит-парадах: первое место в Великобритании и Исландии, топ-3 в Австрии, Швеции и Нидерландах, топ-5 в Германии, топ-10 во Франции. После релиза «Cowboy Carter» кантри могут заинтересоваться даже те, кто прежде думал, что эта музыка «не для них». Также, вероятно, скоро мы услышим новых артистов, неожиданных для кантри. Точнее, для жанра в его стереотипном «узком» представлении, которое – теперь почти наверняка – больше таковым не будет.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями