9 октября родился Джон Леннон – музыкант, активист, поэт, битл, кавалер Ордена Британской империи и одна из самых ярких личностей ушедшего XX века. В этой подборке мы попытались вспомнить разного Джона – каким он предстает на домашних записях, неожиданных студийных импровизациях, приятных встречах с другими знаменитыми музыкантами и, конечно, на своих самых известных песнях.
“I’m In Love” (1963)
Трудно сейчас представить это, но было время, когда битлы действовали не только как самоценная группа, но и как наёмные авторы – сочинители песен для других музыкантов. Им приходилось поддерживать других исполнителей, находившихся на попечении их менеджера Брайана Эпстайна. Среди песен, отданных другим группам «на вечное пользование», была и эта композиция Джона – нехитрая, но очень трогательная. Она была выпущена в исполнении почти забытой ныне группы The Fourmost, но сегодня мы имеем возможность услышать авторскую демо-запись песни – которая до сих пор не выходила на физических носителях. Техническое несовершенство этой записи с лихвой компенсируется искренностью и непосредственностью исполнения.
“I Feel Fine” (1964)
Одной из удивительных особенностей музыкантов The Beatles была их естественность и непосредственность, которая в консервативном английском обществе начала 60-х годов воспринималась почти как откровение. Один из наглядных примеров - отбракованный вариант клипа на песню “I Feel Fine”, впервые опубликованный в 2015 году в составе видеосборника "The Beatles 1". Рабочий график музыкантов был очень загруженным, а съемочный режим – весьма насыщенным, так что питаться им приходилось практически на ходу. В результате этого мы можем видеть, как The Beatles поедают традиционные английские “fish & chips” под музыку – не теряя при этом ни капли своего обаяния. Можно ли представить себе такую съемку сегодня? Вряд ли.
“Child Of Nature” (1968)
Визит, который The Beatles нанесли в Индию к улыбчивому гуру Махариши Махеш Йоги, вряд ли открыл им путь в нирвану (за исключением, может быть, Джорджа), но определенно перезарядил их «батарейки» и одарил новой порцией вдохновения: написанные в Индии песни составили основу «Белого альбома». Однако некоторые из сочинённых в Индии композиций так и не были выпущены – например, вот этот музыкальный «дневник» Джона о путешествии в Ришикеш. Но в хорошем хозяйстве, как известно, ничего не пропадает, и несколько лет спустя Леннон вспомнил о песне и включил на свой альбом “Imagine”. Правда, в изрядно переработанном виде и под другим названием – “Jealous Guy”.
“Yer Blues” (1968)
В конце 1968 года группа The Rolling Stones решила отойти от привычного формата пластинок и концертов и придумать что-нибудь новенькое. Результатом этого стал «Рок-н-ролльный цирк» (The Rolling Stones Rock and Roll Circus), на который они позвали взаправдашних циркачей, а также своих друзей-музыкантов – включая Джона. То, что из этого получилось, можно назвать первым в истории сольным выступлением кого-либо из битлов – и это при еще «живой» группе! Джон возглавил импровизированный коллектив, получивший название Dirty Mac. В ее по-настоящему «звездный» состав вошли также Эрик Клэптон, Кит Ричардс и барабанщик Митч Митчелл (из группы Джими Хендрикса). Отдельного внимания заслуживает напутствие Леннону от слегка ошалевшего Мика Джаггера – он явно находится под воздействием могучей харизмы Джона… или, возможно, под воздействием чего-то еще.
“Instant Karma!”
Мощная, практически сбивающая с ног своим напором композиция “Instant Karma!” была сочинена и записана Джоном однажды утром, записана к обеду того же дня, а через десять дней уже была отправлена в магазины. «Мгновенная» композиция стала мгновенным хитом и обеспечила Джону (и Йоко) присутствие на популярной телевизионной передаче Top Of The Pops. Видео продемонстрировало зрителям совершенно иного Джона, который, как будто в знак своего прощания с прошлым, постригся накоротко. В группе сопровождения Джона – Алан Уайт (будущий участник группы Yes) на барабанах, старинный немецкий друг Клаус Форман на басу, битловский помощник Мэл Эванс на перкуссии и Йоко… на вязальных спицах.
“Honey Don’t / Don’t Be Cruel / Matchbox” (1970)
Первый «номерной» альбом Джона “John Lennon / Plastic Ono Band” вошел в историю как одна из самых честных и пронзительных пластинок в истории рок-музыки. Очевидно, подобная музыкальная разновидность «примальной терапии» иногда требовала определённой эмоциональной разрядки – что и можно слышать на этом аудиофрагменте. Безусловно, столь легкомысленное исполнение старых рок-н-роллов Джоном (при поддержке Клауса Формана и Ринго Старра) не имело никаких шансов войти на столь серьезный альбом, но зато вполне может позабавить слушателей сегодня.
“How Do You Sleep?” (1971)
Противоречивость и непредсказуемость – черты характера Джона Леннона. Ведь на его втором альбоме, “Imagine”, знаменитая песня во славу всеобщей любви и мира, спокойно уживается с язвительным музыкальным «письмом» в адрес Пола Маккартни («Те чудаки, которые утверждали, что ты мёртв, были правы»). Джон даже постарался, чтобы «письмо» получилось коллективным, и пригласил на запись другого экс-битла, Джорджа Харрисона. Кадры их совместной работы над песней вошли в документальный фильм “Gimme Some Truth”. Увидеть, каким счастливым огнём горят глаза Джона, когда он показывает Джорджу свой разгромный опус, – это дорогого стоит.
“Memphis, Tennessee” (1972)
В 1972 году Джон Леннон, уже перебравшийся к этому моменту в Нью-Йорк, в течение целой недели был со-ведущим известного телевизионного шоу Майка Дугласа. Одним из его гостей стал знаменитый рок-н-ролльщик, музыкальный идол Джона, Чак Берри. Вместе с Джоном и его сопровождающей группой Elephant's Memory Чак исполнил два своих классических номера, первым из которых стал “Memphis, Tennessee”. Примерно на второй минуте этого исторического, но весьма непосредственного перфоманса вокальный дуэт Чака и Джона внезапно превратился в трио. Это произошло благодаря Йоко Оно, которая, судя по всему, устала стоять на заднем плане со своим бонго и решила дополнить классический рок-н-ролл одним из своих фирменных вокализов, несколько напоминающих крик дельфина. Внезапный выход Йоко явно застал врасплох Чака Берри – это можно видеть по его глазам. Однако профессионализм взял верх: ветеран рок-н-ролла практически моментально оправился от шока и даже исполнил свой знаменитый «утиный» проход.
“I’m The Greatest” (1973)
Джон Леннон сочинил эту композицию как иронический комментарий к своему прошлому в составе группы The Beatles. Однако когда бывший барабанщик группы Ринго Старр попросил Леннона подарить ему какую-нибудь свою песню, Джон решил вручить ему именно этот номер – слегка подравив его так, чтобы в нем упоминались некоторые эпизоды из творческой биографии Ринго. Джон рассудил, что слушателям будет проще оценить юмор песни, если «Я самый великий» споёт не он сам, а Ринго. Так и вышло – “I’m The Greatest” стала одним из самых известных номеров в дискографии Старра. Однако в архивах сохранилось авторское исполнение это песни, которое мы и предлагаем вашему вниманию.
“Stand By Me” (1974)
Кавер-версия старинной песни Бена Кинга “Stand By Me” («Останься со мной») была записана Джоном во время его «потерянного уикенда» - когда он отдыхал от Йоко Оно и предавался возлияниям с друзьями-музыкантами. Кому же адресовано послание песни? Не исключено, что ее адресатом является Йоко, однако стоит обратить внимание на импровизированный речитатив Джона в конце этого ролика: «Я хочу передать привет всем ребятам в Англии. Как у вас дела, ребята? Ведь я здесь, в Нью-Йорке пою для вас…»
“I Saw Her Standing There” (1974)
Летом 1974 года, во время всё того же «потерянного уикенда» Леннон при помощи Элтона Джона записал свою композицию “Whatever Gets You Thru The Night”. Леннон не питал особых надежд на эту песню, однако Элтон был убежден, что новая песня Джона возглавит американский хит-парад и даже готов был побиться об заклад. Леннон настолько не верил в своё творение, что даже согласился в случае своего проигрыша стать гостем нью-йоркского концерта Элтона. Последствия своего решения Джону пришлось пожинать на День Благодарения того же года, когда он, преодолевая нервозность и подкатывающую от волнения тошноту, вышел на сцену зала Мэдисон Сквер Гарден, чтобы исполнить несколько песен с Элтоном и его группой. Тем более неожиданным оказался выбор песни, которую он решил исполнить в завершение своего выступления: «Мы попытались придумать, каким номером это всё закончить, чтобы я мог свалить отсюда и вывернуть свой желудок, и мы решили, что исполним номер моей бывшей невесты по имени Пол. Этот номер я никогда не пел, это старый битловский номер, и мы его только что разучили».
“Now And Then” (1978)
В 1994 году Йоко Оно передала Полу Маккартни плёнку с домашними демо-записями Джона. На плёнке были песни, над которыми Джон работал в конце 70-х годов – когда, по его собственным словам, «превратился в домохозяйку». Оставшиеся битлы, добавив свои вокалы и партии инструментов при поддержке продюсера Джеффа Линна, смогли закончить два номера – “Free As A Bird” и “Real Love”. Эти композиции украсили, соответственно, первую и вторую части битловской «Антологии». Однако, когда Пол, Джордж и Ринго добрались до третьей песни, “Now And Then”, работа застопорилась. Согласно некоторым источникам, энтузиазм потерял Джордж Харрисон. С тех пор вопрос о незаконченной записи “Now And Then” периодически задают Полу Маккартни, который время от времени обещает закончить ее (совместными усилиями с Ринго и Джеффом Линном) и выпустить. Пока этого не произошло, мы можем лишь довольствоваться исходной домашней записью Джона и пытаться представить себе, как могло бы преобразить эту песню участие трёх остальных музыкантов The Beatles.
“India, India” (1980)
Во второй половине 70-х, во время своего «домашнего» периода, Джон написал целый ряд замечательных песен. Интересно, что на некоторых из них можно услышать неожиданно тёплые ностальгические нотки. Без сомнения, эта песня Джона про Индию является одним из лучших номеров Леннона того времени. Вспоминая о своем путешествии в Ришикеш с остальными битлами, Джон поёт о тайнах и загадках Индии, а также о том, что в этой далёкой стране ему не найти ответа на свой вопрос, ведь он «оставил своё сердце в Англии, с девушкой, которая осталась там». Нетрудно догадаться, что эту девушку зовут Йоко, ведь Синтия, тогдашняя жена Леннона, тоже была с ним в Ришикеше.
“I’m Losing You” (1980)
В августе 1980 года Джон Леннон вернулся в студию, чтобы начать работу над своим первым за пять лет новым альбомом. Диску, записанному совместно с Йоко, суждено было получить название “Double Fantasy” и стать последним прижизненным диском Леннона. Продюсер альбома Джек Дуглас решил привлечь к работе музыкантов молодой, набирающей обороты группы Cheap Trick - гитариста Рика Нильсена и барабанщика Бана Карлоса. По всеобщему ощущению, они, вместе с басистом Тони Левином, блестяще справились с работой над песней Джона “I’m Losing You”. Джон и сам был в восторге от записи: он даже сравнивал стиль Нильсона с игрой Эрика Клэптона – не в пользу последнего! Однако запись, сделанная с Cheap Trick, так и не попала на альбом – вместо нее была включена более приглаженная и спокойная версия, записанная без участия Нильсена и Карлоса. Одни исследователи считали, что ранняя версия слишком выбивается из альбома своим жестким звучанием, другие видели в случившемся козни Йоко Оно. Однако много лет именно вдова Леннона пригласила Нильсена, Карлоса и Левина для съемок в клипе на изначальную версию “I’m Losing You”. Первая версия песни, как и клип на неё, увидела свет в 1998 году.
“Dream Lover / Stay” (1980)
Любимый способ Джона расслабиться и перевести дух в студии – исполнить что-нибудь из старенького. На этой записи можно слышать импровизированное (но вполне убедительное) исполнение Ленноном хитов Бобби Дэрина и Мориса Уильямса 50-х годов.
“Imagine” (1971)
По словам Джона, в работе над знаменитой “Imagine” ему очень помогли Йоко Оно и продюсер Фил Спектор: они просто «сидели в соседней комнате и выкрикивали комментарии типа «почему бы тебе не попробовать такой звук» или «ты неважно играешь»». Результатом их совместного творчества стало одно из самых известных музыкальных произведений XX века, которое продолжает вызывать не только восхищение, но и споры, а также недопонимание – во многом благодаря строчке «вообрази, что религии тоже нет». Вот что говорит об этом сам автор: «Если вы можете вообразить мир без войны, без обозначения религий – не без религий, но без этих споров «Мой Бог больше, чем твой Бог» - тогда это может сбыться. Однажды мне позвонили из Всемирной Церкви и спросили: «Можно мы будем использовать текст “Imagine”, но изменим строчку на “вообрази, что есть одна религия”?» Мне стало ясно, что они совсем не поняли. Это уничтожило бы всё назначение песни, всю идею».