Дев Патель жестко мстит коррумпированным мерзавцам и их приспешникам в боевике «Манкимэн». Это не только очередной фильм, где талантливый актер сыграл главную роль – «Манкимэн» стал его дебютной полнометражной работой в качестве постановщика. Что же можно сказать о режиссерской хватке Пателя и чем хорош колоритный боевик, который с 11 апреля показывают в российских кинотеатрах.
Британский актер индийского происхождения Дев Патель известен ролями в фильмах «Миллионер из трущоб» (2008), «Лев» (2016), «Отель Мумбаи: Противостояние» (2018) и «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021). Теперь он выпустил свой полнометражный режиссерский дебют – криминальный боевик с элементами триллера «Манкимэн». Изначально он должен был выйти на Netflix. Однако режиссер и продюсер Джордан Пил помог Пателю выпустить фильм в кинотеатрах, выудив его из лап стриминга. Netflix, кстати, особо не сопротивлялся – боссы сомневались, что суровый и дерзкий экшен не удовлетворит запросы индийской аудитории сервиса.
Сюжет «Манкимэна» повествует об участнике подпольных боев, сливающем матчи ради денег и выступающем в маске обезьяны. Использовать этот образ его вдохновила погибшая мать – когда-то она рассказывала маленькому сыну легенду об обезьяноподобном божестве Ханумане. Мать Манкимэна убил продажный офицер полиции, который учинил жестокую чистку в их деревне, чтобы освободить эти земли для безжалостного авторитета, строящего из себя духовного гуру. Спустя много лет парень устраивается на работу в престижный клуб-бордель, дабы добраться до убийц матери и свершить над ними правосудие.
В полнометражном режиссерском дебюте Дев Патель представляет на суд зрителей бескомпромиссную историю мести, соавтором которой выступил сам. Патель насыщает ненавистью и глубокой болью личную мотивацию главного героя – парня из народа, бросившего вызов прогнившей системе и живущего одной идеей: расквитаться с теми, кто лишил его матери и дома. Эта мотивация подпитывает Манкимэна на всем протяжении его тяжкого квеста, позволяя ему легче переживать серьезную физическую и духовную трансформацию.
Выбранный путь к вендетте дается герою особенно сложно, так как он не суперсолдат и не изощренный мастер убийств, какими часто предстают праведные мстители в других фильмах жанра. За исключением финальной трети боевика, Манкимэн не проявляет себя как сила, с которой бандитам, продажным копам и алчным политикам придется считаться. Достижение цели стоит герою многих сил и крови, и реализует он план не с первой попытки, успев по ходу получить ушибы и ранения. В определенном смысле это напоминает самого Дева Пателя – для роли Манкимэна ему пришлось улучшить физическую форму, и во время съемок он несколько раз серьезно травмировался.
Дев Патель создает в своем боевике особую атмосферу, наделяя его ярким колоритом современной Индии. Антураж кишащего криминалом большого города, кардинальное социальное расслоение, включающее не изжившую себя кастовость, престижные клубы и бордели с их бесконечными пороками и страдающие от алчных политиканов простые люди. Во все это Патель вплетает немного традиционных мифов и других культурных отсылок, которые позволяют «Манкимэну» обрести собственное выделяющееся на фоне среднестатистических боевиков лицо.
Колоритный индийский сеттинг становится живой декорацией, в которой Дев Патель пробует реализовать свои задатки режиссера. Получается зрелищно, в отдельных моментах даже стильно. Суровые сцены экшена излучают драйв и зачастую выглядят брутально, бескомпромиссно и убедительно. «Боевиковый» визуальный ряд «Манкимэна» состоятелен и в тех эпизодах, когда персонажи не пытаются поубивать друг друга самыми разными способами.
Однако по меркам боевика с элементами триллера, очевидно, вдохновленного «Джоном Уиком» и «Рейдом», «Манкимэн» не отличается высокой концентрацией сцен экшена. Первая треть фильма вообще обходится без боев и какого-либо драйвового действа. В упомянутых «Рейде» и «Джоне Уике» сцены экшена нужны не только для насыщения сюжета драками и пострелушками. В виртуозной режиссуре они становится важным инструментом для поддержания высокой динамики и контроля темпо-ритма. Схожий, но все же уступающий лучшим стандартам жанра по зрелищности танец ультранасилия в «Манкимэне» исполняется лишь в финальной трети фильма – и это сильный контраст на фоне «ровного» первого акта.
Пускай «Манкимэн» и не стал новым колоссом жанра, но большой режиссерский дебют Дева Пателя заслуживает похвалы. Зрелищный и колоритный фильм с бодрым перформансом Пателя легко можно рекомендовать всем поклонникам брутального экшена. Только не стоит безоглядно верить трейлерам, ожидая от «Манкимэна» «индийского "Джона Уика"». Чего нет, того нет – зато по-своему этот драйвовый боевик очень даже хорош.