После первого «Джона Уика» за режиссером, постановщиком трюков и каскадером Дэвидом Литчем закрепилась слава одного из самых многообещающих кинематографистов, работающих в жанре экшен. Затем Литч снял стильную «Взрывную блондинку» (2017), дерзкого «Дэдпула 2» (2018) и драйвовый боевик «Быстрее пули» (2022) – и их успех окончательно утвердил его в числе главных современных «экшен»-режиссеров. Отчасти этим можно объяснить высокие ожидания от его нового фильма «Каскадеры». Плюс хайп вокруг ведущих актеров – Райан Гослинг в 2023-м отметился в нашумевшей «Барби», Эмили Блант – в покорившем «Оскар» «Оппенгеймере».
Сюжет «Каскадеров» строится вокруг опытного голливудского каскадера Кольта Сиверса (Гослинг). На съемках одного фильма он получает серьезную травму – из-за этого вынужден взять паузу в карьере и прервать романтические отношения с оператором Джоди Морено (Блант). Спустя полтора года Кольта зовут поработать каскадером в масштабном фантастическом блокбастере. Сперва он отказывается, но услышав, что это режиссерский дебют Джоди, все-таки соглашается. Однако посреди съемочного процесса таинственно пропадает исполнитель главной роли – известный актер Том Райдер (Аарон Тейлор-Джонсон). Продюсер вынуждает Кольта отправиться на поиски кинозвезды, и это оказывается для каскадера более опасным делом, чем самые сложные трюки.
«Каскадеры» сочетают в себе элементы разных жанров, но по-настоящему убедительным фильм не назвать. Начнем с того, что истинный конфликт – дабы не спойлерить, обойдемся без подробностей – кажется притянутым за уши и даже абсурдным. Из-за этой «неестественности» поверить в него и с головой погрузиться в опасные приключения «полнометражного» Кольта Сиверса просто не получается. Эту идею можно было бы реализовать в сюжете тоньше и продуманнее. Главный герой сериала «Каскадеры» (1981-1986), вольной адаптацией которого стал фильм Литча, совмещает работу каскадера и частный сыск. Уже эти подробности о Кольте сделали бы события полнометражки правдоподобнее, – но что имеем, то имеем. Не добавляют убедительности творящемуся на большом экране и антагонисты: они смотрятся излишне карикатурными, а в отдельных сценах откровенно фальшивыми.
Однако надо отдать «Каскадерам» должное. Пусть сюжет боевика и не вышел захватывающим, сцены экшена тут эффектные. Драки, погони и прыжки с пролетами пробуждают интерес к происходящему, даже если события кажутся слишком уж надуманными. Тем не менее, «Каскадеры» не «допрыгивают» до самых драйвовых боевиков Дэвида Литча. Как минимум «Джон Уик», «Дэдпул 2» и «Быстрее пули» превосходят его новый фильм в изобретательности постановки и зрелищности боевых сцен.
Параллельно с поисками пропавшей кинозвезды главный герой «Каскадеров» пытается построить отношения с оператором и начинающим режиссером Джоди Морено. Реализованные без затей мелодраматические элементы вплетаются в боевик, не вызывая отторжения, – но и не пробуждая при этом позитивных эмоций. История любви Кольта и Джоди не трогает и не заставляет расчувствоваться, и даже талантливые Райан Гослинг и Эмили Блант не добавляют ей очарования.
Как комедия «Каскадеры» тоже не достигают особых высот. Забавные моменты тут, безусловно, есть, но чередуются они с посредственными или вообще откровенно несмешными сценами. Зато фильм Дэвида Литча искренне – и потому удачно – признается в любви каскадерству, этой опасной и часто остающейся в тени кинопрофессии. Будучи сам каскадером и постановщиком трюков, Литч в «Каскадерах» отдает дань уважения тем, кто делает за кинозвезд травмоопасную работу, не получая должного признания от зрителей и, пожалуй, от самой индустрии в целом. Было бы символично и смело, утверди Литч на главную роль не лишенного актерской харизмы каскадера. Однако бизнес есть бизнес: Райан Гослинг явно привлечет к фильму много внимания, что для коммерческого голливудского проекта важнее подобных сентиментальностей.
Зрелищный и местами забавный фильм «Каскадеры» – главным образом любовное послание Дэвида Литча одной из самых недооцененных профессий в кино. Чтобы выйти за рамки одноразовой попкорновой шумелки, ему все же не хватает умело прописанного сюжета и качественно проработанного юмора. Впрочем, зрителям, которые любят подобное легкое кино, упомянутые недочеты не помешают провести хороший вечер за просмотром этого весеннего блокбастера.