Генри Кавилл и его команда бьют морды нацистам и рушат их злодейские планы в боевике Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел». Разбираемся, чем разочаровывает новая поделка известного режиссера и почему «Бесславные ублюдки» (2009) Тарантино напрочь ее затмевают.
Прославленный британский режиссер Гай Ричи этой весной выпустил сразу два проекта. Вслед за добротным криминальным сериалом «Джентльмены» в начале мая вышел его новый боевик – военный экшен «Министерство неджентльменских дел». Актерский состав звездный: Генри Кавилл, Алан Ричсон, Эйса Гонсалес, Тиль Швайгер и другие известные актеры. Основой для сценария послужила книга «Министерство неджентльменской войны: Как тайные воины Черчилля подожгли Европу и породили современные теневые операции» (2014) Дэмиена Льюиса о реальной секретной операции британцев, проведенной в 1941 году.
События фильма «Министерство неджентльменских дел» разворачиваются в разгар Второй мировой войны (1939-1945), когда Великобритания оказывается перед угрозой захвата нацистами. Британский бригадир Колин Габбинс (Кэри Элвес) при неофициальной поддержке премьер-министра страны Уинстона Черчилля (Рори Киннир) создает оперативную группу. Их цель – провернуть рискованную секретную операцию втайне от врага и собственной армии, дабы нанести серьезный удар противнику, затопив стратегически важную для него подводную водку. Миссию поручают агенту Гасу Марчу-Филлипсу (Кавилл), и тот для ее выполнения собирает собственную команду.
У «Министерства неджентльменских дел» так много точек соприкосновения с «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино, что не сравнить эти фильмы просто невозможно – да и, в общем-то, даже неправильно. Существование великолепной картины Тарантино становится для новой работы Ричи критической проблемой. Оба фильма рассказывают о дерзких отрядах, которые ловко расправляются с нацистами, прибегая к хитрым и безжалостным приемам, и попутно выполняют сложные операции. Жестокие сцены расправы, штрихи черного юмора, на первый взгляд схожие характеры персонажей – лишь часть черт, объединяющих картины. При этом уровень исполнения схожих элементов в них несопоставим.
И в «Министерстве неджентльменских дел», и в «Бесславных ублюдках» главные герои проворачивают сложные операции прямо под носом у нацистов, то играя с врагом в кошки-мышки, то вступая с ним в открытую конфронтацию. Однако Гай Ричи предлагает примитивно обставленную историю, лишенную мастерски прописанных и сколь-нибудь находчивых деталей. В «Министерстве неджентльменских дел» нет ярких и запоминающихся сцен, которые бы запечатлевали и раскрывали объемные образы персонажей – в то время как картина Тарантино этим буквально наполнена. Герои Ричи выглядят заурядными карикатурными зарисовками – ни глубины, ни умелой гиперболизации характеров.
При сопоставлении героев и злодеев фильмов Тарантино и Ричи становится совсем грустно. Особенно показательно сравнение местного антагониста – командира СС Генриха Люра в исполнении Тиля Швайгера, с гениальным злодеем Кристофа Вальца – штандартенфюрером Гансом Ландой. На словах Люр представляется опасным и хитроумным противником, который даже получает удовольствие от насилия. На деле он никак себя не показывает, лишь время от времени бросаясь не очень-то находчивыми репликами. Люр – рядовой злодей из проходных фильмов о Второй мировой войне. Только благодаря игре талантливого актера антагонист не скатывается в абсолютную посредственность. На фоне комплексного, выверенного образа интеллектуала Ланды персонаж Швайгера выглядит просто беззубо.
Все герои «Министерства неджентльменских дел» Ричи напоминают топорную зарисовку «по мотивам» фильма Тарантино. В них узнаются схожие характеристики, но хлестко, эффектно и при этом эффективно раскрыть их у авторов «Министерства» не получается. Конечно, наблюдать за статным Генри Кавиллом или обворожительной Эйсой Гонсалес приятно, однако этого мало для положительной оценки проработки персонажей.
Разочарование вызывает не только содержание, но и форма картины «Министерство неджентльменских дел». Гай Ричи известен своими фирменными киноприемами – за что, в частности, его и полюбили зрители, – однако в «Министерстве» они сведены к минимуму. При этом Ричи не предлагает новых ярких стилистических решений, выдавая довольно безликий боевик. Ко всему прочему, фильм Ричи даже не может похвастаться обилием крепко поставленного зрелищного экшена – так что на громкий и захватывающий аттракцион зрителям рассчитывать тоже не стоит.
Выбирая тему для фильма, Гай Ричи должен был понимать, что сравнений с классическим фильмом Тарантино ему не избежать. Увы: британский кинематографист «рискнул» и в итоге выдал посредственный и безликий по меркам собственного творчества боевичок, в котором группа известных актеров разыгрывает скупо прописанный спектакль на военную тематику. Возможно, сними «Министерство неджентльменских дел» какой-нибудь режиссер «без претензий», все было бы не так печально. Но для Гая Ричи «Министерство» – очередная демонстрация творческого регресса. Пора британцу серьезно задуматься о качестве своих проектов, а не об их количестве.