​Что нового альбом «Clancy» раскрыл о музыкальной вселенной Twenty One Pilots

Кто такой Клэнси и что с ним все-таки случилось? Группа продолжает играть в загадки – и вряд ли поклонники на это пожалуются.

Смысл названия альбома «Clancy» и связь с предыдущими релизами группы


Клэнси – персонаж, придуманный Twenty One Pilots. Впервые он появился в 2018 году на альбоме «Trench» – не в самом релизе, а в загадочных тизерах, опубликованных на сайте группы. Он был главным героем альбома. Многие слушатели Twenty One Pilots уверены, что на последовавшем за «Trench» релизе «Scaled and Icy» (2021) продолжили или завершили историю Клэнси. Само название «Scaled and Icy» представляет из себя анаграмму фразы «Clancy Is Dead» – «Клэнси умер». Но, учитывая релиз альбома «Clancy», теперь это можно расценить как «отвлекающий маневр».

В случае Twenty One Pilots часто нельзя сказать точно, что они имели в виду в той или иной песне, клипе или альбоме. Можно только строить предположения – количество намеков, деталей и загадок в творчестве группы превосходит все возможные границы. Даже промо-кампании релизов они делают в виде хитрых головоломок, которые поклонники старательно расшифровывают и делятся догадками в фан-сообществах. Не давая четкой информации, Twenty One Pilots стимулируют поклонников пораскинуть мозгами и как бы делают их частью происходящего. Если каждый по-своему интерпретирует песни, то каждый в каком-то смысле становится и их соавтором.


Клэнси – что мы уже знали и что известно о нем теперь


Вопрос «Кто такой Клэнси?» преследует фанатов Twenty One Pilots не первый год. Во времена альбома «Trench» (2018) Тайлер Джозеф пошутил, мол, он «знаком с Клэнси», но не уточнил, кто это. Точно можно сказать, что Клэнси – житель вымышленного города Демы, расположенного где-то далеко в снежных горах и управляемого девятью епископами. Клэнси единственному удалось сбежать из города.

Альбом «Clancy» не дает четкого ответа, кто же этот Клэнси. В эру «Trench» подчеркивалось, что Клэнси – это не Тайлер Джозеф, а соперник Нико, главного среди епископов. Популярна теория, будто Нико – это Блеррифейс, герой альбома «Blurryface» (2015). Блеррифейс, в свою очередь, – альтер эго Джозефа, олицетворяющее страхи и комплексы музыканта. Поскольку Клэнси противостоит Нико, это не альтер эго Джозефа, а кто-то другой. Непонятно, что случилось с Клэнси на «Scaled and Icy» – то ли злые епископы Демы поймали Клэнси, то ли ему все-таки удалось скрыться.

Ближе к релизу «Clancy» все чаще стало звучать предположение, что Клэнси – все же Тайлер Джозеф. У человека может быть несколько альтер эго, и борьба одного с другим вполне себе возможна. Любое творчество – это отражение внутреннего мира автора, а все песни с «Clancy» написал Джозеф. Еще группа как-то связана с Клэнси-Уэй, реальной улицей из Огайо, родного штата музыканта. У фанатов есть два предположения: что Тайлер Джозеф какое-то время там жил и что там были сняты некоторые клипы Twenty One Pilots. В общем, Клэнси определенно как-то связан с Джозефом, даже если он и не альтер эго в прямом смысле слова. Может, подобно Блеррифейсу, Клэнси олицетворяет какие-то черты характера Джозефа.


Расширение вселенной через клипы


В марте, за два месяца до релиза «Clancy», стало известно, что Twenty One Pilots снимают видео для каждой песни с альбома. Тайлер Джозеф уточнил, что один из треков получит две «иллюстрации». Вероятно, музыкант имел в виду «Paladin Strait»: у выложенного видео есть подзаголовок placeholder («временная замена»), «настоящий» клип выйдет в начале июня.

Twenty One Pilots серьезно подошли к съемкам видео – из-за этого им пришлось отложить релиз альбома с 17 мая на 24 мая. Джозеф предупреждал, что из-за большого количества роликов некоторые из них будут низкобюджетными. Тем не менее, и в несложных клипах есть сюжет и смысл.

Иллюстрации всех песен с «Clancy» – не просто дополнительное раскрытие песен и погружение в контекст. Также они связаны с предыдущими клипами группы. Действие «Backslide» происходит в районе, подозрительно похожем на район из «Stressed Out». Поклонники Twenty One Pilots заметили и множество других параллелей. Отсылку к сцене из «Stressed Out» с напитками увидели в «Lavish». Бритье головы в «Snap Back» заставляет вспомнить о «Car Radio» и «Levitate». В «Navigating» мелькает факел из «My Blood». Одиночество и желтый цветок в «Rоutinеs In Тhе Night» напоминает о «Nico and the Niners», концерт на крыше в «At the Risk of Feeling Dumb» – о «Migraine».


История Клэнси закончена или нет?


Twenty One Pilots любят давать намеки, которые можно истолковать по-разному. Альбом «Clancy» – сам по себе один большой намек. Даже в контексте выхода самого релиза. В некоторых рецензиях – например, в Kerrang – «Clancy» называют «завершением истории». В то же время часть фанатов в это не верит и рассматривает песню «Paladin Strait» как клиффхэнгер, у которого должно быть продолжение. Аргумент в пользу этой теории – отсутствие «настоящего» клипа на песню и просьба подождать до начала июня.

«Paladin Strait» – пролив Паладин из вымышленной вселенной группы – был показан в самом начале клипа «Overcompensate». Он как-то связан с «жестоким островом». Трек выделяется в дискографии Twenty One Pilots. Это самая длинная песня группы (6:28), побившая 14-летний рекорд «Isle of Flightless Birds» (5:46) с альбома «Twenty One Pilots» (2009). У нее есть фальшивый финал: где-то на 4:26 может показаться, будто песня закончилась. Не тут-то было – на 5:20 снова звучит гитара, потом – вокал Тайлера Джозефа. Он размеренно поет, но его прерывает Блеррифейс со словами: «So few, so proud, so emotional Hello, Clancy» («Так мало, так гордо, так эмоционально. Здравствуй, Клэнси»). Это отсылка к строчке «It’s the few, the proud, and the emotional» из песни «Fairly Local» с альбома «Blurryface». А еще намек на аббревиатуру FPE, часто встречающуюся и у самих Twenty One Pilots, и во вселенной выдуманного ими города Дема. Действительно, на бесповоротный финал не похоже. С другой стороны, у группы не так уж много чего-то конкретного и на 100% завершенного. Сотни вопросов и мало ответов – их фишка. Вполне может быть, что это финал – в стиле Twenty One Pilots.


«Внутренняя» вселенная Twenty One Pilots


В песнях и видео Twenty One Pilots важна каждая деталь, каждая мелочь. Фанаты разглядели в клипе «Rоutinеs In Тhе Night» цифры 398642 и сразу же пошли расшифровывать послание. Основная теория – это номер сбежавшего жителя Демы. Возможно, даже Клэнси. При этом треки имеют отношение и к настоящему жизненному опыту музыкантов. «Midwest Indigo» – «песня об Огайо [родной штат], о месте, где мы выросли», как объяснил Тайлер Джозеф. «Lavish» тоже более чем связан с реальным миром: Twenty One Pilots, будучи суперпопулярной группой, предпочитают держаться подальше от шоу-бизнеса и критикуют в этом треке расточительную «красивую» жизнь и жестокие правила музыкальной индустрии. «Oldies Station» – о депрессии, теме вечно актуальной, но особенно острой сейчас.

Любой вид искусства и контента – будь то кино, музыка или что-то еще – в первую очередь должен чем-то цеплять. Слушателя надо заинтересовать – и в идеале заинтересовать надолго. Twenty One Pilots умеют увлекать свою аудиторию: ничто так не держит внимание фанатов, как отдельная вселенная, которую можно разгадывать. Тем более, эта вселенная пересекается с реальной жизнью. Во многом по этой причине Тейлор Свифт стала топовой поп-звездой. Захоти Twenty One Pilots – они тоже могли бы «масштабироваться», но их, очевидно, не интересуют первые строчки хит-парадов.


Музыкальная сторона альбома «Clancy»


Копание в историях и отсылках – занятие, конечно, интересное. Однако альбомы все-таки слушают, а не читают. Тексты и визуалы – какими бы крутыми они ни были – слабо цепляют при отсутствии качественной музыкальной части. К счастью, у Twenty One Pilots с этим все хорошо. Да, «Clancy» лучше слушать – и смотреть – при максимальном погружении в контекст. Треки при этом обладают собственной ценностью.

По синглам было понятно, что группа работает с разными жанрами: за хип-хоповым «Overcompensate» пошел поп-панковый «Next Semester», эмо-рэперский «Backslide» и акустическая баллада «The Craving». Нью-вейвовый «Midwest Indigo», ретро-номер «Vignette», мрачно-электронный «Routines In The Night», светло-электронный «Snap Back» и – снова нью-вейвовый – «Navigating», который легко перепутать с The Killers. Финальная «Paladin Strait» – тихая, почти спокойная, в равной степени гитарная и электронная. Самое то для завершения. Относится ли это завершение к альбому или ко всей истории Клэнси – узнаем позже.

Читайте также