​«Байкеры»: Из беспечных ездоков в сынов анархии

Редкий «байкерский» фильм – в целом скорее удачный, со своими «но».

Режиссер и сценарист фильмов «Мад» (2012) и «Укрытие» (2011) Джефф Николс вдохновился фотокнигой Дэнни Лиона «Байкеры» (1968) и снял по ней полнометражную картину. В роскошный актерский состав вошли Том Харди, Остин Батлер, Джоди Комер, Майкл Шеннон и Норман Ридус. События «Байкеров» разворачиваются в США в конце 1960-х и повествуют о байкерском клубе «Вандалы», возглавляет который его создатель Джонни Дэвис (Харди). Один из участников клуба, своенравный и свободолюбивый парень Бенни (Батлер), встречает девушку Кэти (Комер); они влюбляются. Постепенно «Вандалы», как и байкерская культура в целом, набирают популярность и открывают отделения в других городах по всей Америке. Из-за этого в некогда сплоченном и «понятном» сообществе появляется все больше сомнительных и ненадежных личностей. Время перемен ставит Бенни на распутье: ему предстоит сделать выбор между любимой женщиной и страстью своей жизни, которая грозит парню смертельной опасностью.

Кадр из фильма «Байкеры» (2023)


«Байкеры» – довольно приземленная история о жизни участников вымышленного байкерского клуба. Фильм Николса пытается показать разных людей, которых привлекла культура и философия байкеров, их стремления, увлечения и взгляды на мир. Здесь и те, кого общество по факту отвергло, а также просто ценители свободы, скорости, рева моторов и ветра в волосах. Среди них и Бенни в харизматичном исполнении Остина Батлера. Герою приходится разбираться с острым конфликтом. На одной чаше весов – его отношения с девушкой Кэти, чудесно сыгранной Джоди Комер. Они накладывают на парня ряд обязательств, но в то же время именно связь с Кэти способна уберечь Бенни от последствий разлихой «беспечной» жизни. На другой чаше – все более опасное, особенно в условиях перемен, стремление быть байкером. Бенни может остаться независимым и рассекать на мотоцикле по бескрайним дорогам, рискуя при этом однажды разбиться насмерть или роковым образом напороться на нож другого байкера.

У Джеффа Николса неплохо получается показывать обычную жизнь и разнообразные типажи байкеров. Своего рода камео в фильме получил Норман Ридус – известный ценитель мотоциклов, без которого актерский состав «Байкеров» был бы неполным. Однако по части демонстрации атмосферы, духа переменчивого времени и свободолюбивого нрава людей байкерской субкультуры с окружающей ее философией картина Николса не выдает ничего примечательного. Знаковый «Беспечный ездок» (1969) Денниса Хоппера гораздо фактурнее и колоритнее «Байкеров».

Кадр из фильма «Байкеры» (2023)


Джефф Николс уделяет внимание и трансформации байкерской субкультуры с ее популяризацией и последующей криминализацией. Когда герой Тома Харди Джонни Дэвис создавал клуб, он руководствовался определенными целями и принципами. Он не предполагал, что с расширением клуба в ряды «Вандалов» придут люди, движимые больше дурными намерениями. Николс показывает, насколько мощной силой, сметающей все на своем пути, могут быть перемены. Как раз с переменами приходится иметь дело персонажу Харди и другим героям «Байкеров». Однако этот конфликт демонстрируется в сдержанной манере, так что ожидать от фильма напряженных и захватывающих криминально-байкерских разборок не приходится. В этом плане картина Николса не может похвастаться накалом взрывных перипетий популярного сериала о байкерах «Сыны анархии» (2008-2014).

«Байкеры» – не тот фильм, который за счет каких-то творческих находок сумеет покорить или увлечь зрителей, далеких от байкерской тематики. Этого в свое время добились те же «Сыны анархии» благодаря драматургическому накалу с интригами и мощными конфликтами. Понятно, что акценты в «Байкерах» расставлены иначе – но история для рядового зрителя интереснее не стала. Про переменчивый дух американских 1960-х более аутентично и тонко рассказывает культовый «Беспечный ездок». Если тема вам все же любопытна, то уделить внимание «Байкерам» стоит – подобных картин выходит не так много, а эта еще и получилась добротной. Однако тех, кто скорее равнодушен к байкерской субкультуре с ее философией, фильму Джеффа Николса нечем зацепить.

Читайте также