​«Тихое место: День первый»: Человеку нужен монстр

Приквел хоррор-франшизы скорее растрогает, чем напугает.

Сэм (Лупита Нионго) – неизлечимо больная раком девушка, которая живет со своим котом Фродо в хосписе за пределами Нью-Йорка. Сэм не горит желанием выбираться в большой и шумный город, однако ее все же уговаривают съездить туда на спектакль в театр марионеток. Она соглашается – во многом ради пиццы в одном важном для нее кафе. Рядовая поездка оборачивается катастрофой, когда на Землю на метеоритах прилетают пришельцы. Они слепы, но обладают сверхчувствительным слухом – поэтому издавать звуки рядом с монстрами не стоит. Пережившие атаку люди направляются к воде, чтобы на лодках уплыть в безопасное место. Сэм вместе с Фродо решает добраться до той самой пиццы, дабы на закате дней исполнить свою маленькую мечту. Неожиданно к ним присоединяется страдающий от приступов паники парень по имени Эрик (Джозеф Куинн). Его выживание начинает волновать Сэм не меньше судьбы Фродо и вкуса пиццы.

Фильм «Тихое место: День первый», казалось, должен был стать адреналиновой гонкой на выживание. Начало конца все-таки! Однако вместо этого на передний план авторы выдвинули трогательную историю о смысле жизни и дружбе. В начале фильма Сэм предстает отчаявшейся и разочарованной во всем – она считает, что ничего приятнее кусочка пиццы ей уже не светит. Эрик и Фродо учат ее заново радоваться мелочам и чувствовать себя счастливой даже посреди апокалиптического хаоса и со смертельным диагнозом. Сэм, в свою очередь, помогает Эрику найти силы бороться за жизнь до последнего. Имена Сэм и Фродо не просто так отсылают к «Властелину колец», где вместо заветной пиццы было кольцо. Фродо Бэггинс и Сэм Гэмджи в ходе путешествия по Средиземью не только выполняют важную миссию, но также укрепляют веру в добро, дружбу и в самих себя.


Мотивация в виде поиска пиццы-«прелести» – оригинальная находка, удачно разбавившая типичное апокалиптическое зрелище. Необычная сюжетная деталь к финалу обрастает новыми подробностями, которые дают истории Сэм мощный эмоциональный заряд. За развитием отношений Сэм и Эрика на экране наблюдаешь неотрывно. Во многом это заслуга убедительной и чувственной игры Лупиты Нионго и Джозефа Куинна. Но и сценарные трюки вроде той же пиццы или сцены, где Фродо как бы знакомит Эрика и Сэм, позволили актерам оживить персонажей и сделать их объемными. В некоторых сценах эмоциям парочки веришь даже больше семейной динамики Эбботов в оригинале.

По части апокалиптического ужаса новое «Тихое место» приятно удивляет отдельными изобретательными ходами. Чего стоит выживание в затопленном метро, где монстр ныряет за добычей в воду – да, чудища быстро тонут, но цапнуть-то все равно могут успеть. Кроме того, любящий пошуметь кот Фродо иногда заставляет понервничать. Хотя, на удивление, в фильме он не мяукал – создатели явно могли добавить больше пугающих сцен с ним. Есть свои плюсы в том, что Майкл Сарноски сделал акцент на душевности истории. Однако «Тихое место» – хоррор-франшиза, а в приквеле «ужасная» составляющая работает вполсилы. Несколько ситуаций нагнетают тревогу – например, когда Сэм и Эрик застревают во вращающейся двери. Вот только нет и близко похожих по уровню ужаса испытаний, которые пережили Эбботы. Вспомнить мурашчатый эпизод, когда Эвелин (Эмили Блант) рожает в ванной, пока по дому шастает свирепое чудище.


Новое «Тихое место» незначительно раздвинуло границы вселенной – фильм показал еще одну выживалку, просто с другими героями. О монстрах мы узнали мало – лишь убедились в их зверском аппетите. По трейлеру можно понять, что фильм посвящен исключительно катастрофическим ужасам, и объяснений, откуда прибыли инопланетяне, тут не случится. В то же время приквел расширил саму франшизу. Поэтому истории необходимы более смелые шаги вперед. Даже камео Джимона Хонсу служит всего-навсего «мостиком» между «Тихим местом 2» и «Тихим местом 3». Ничего радикально нового о его персонаже и в целом о мире «Тихого места» нам не открыли.

«Тихое место: День первый» берет за душу историей главных героев, от которой не грех и прослезиться. В выживалках есть несколько драйвовых моментов. К тому же игра центральной пары заставляет пристально следить за повествованием. Однако упущенные возможности слишком очевидны, и это не дает полностью погрузиться в мир чудищ. Критики писали, что во время просмотра сцен с пришельцами сам боишься двигаться – ну нет, такого нет. Монстр здесь не угрожающий антагонист, а механизм, который нужен Человеку как толчок к его цели: Сэм – к умиротворению и счастью, Эрика – к победе над страхом перед неизвестным злом. Фильм мог стать большим событием для франшизы и в целом направления постапокалиптического ужаса. Вместо этого создатель серии Джон Красински – как продюсер приквела – и Майкл Сарноски тихо топчутся на месте.

Читайте также